Маяк Балтики, передовица

«Космонавты» просят рубля

В погибающий отстойник для работающих не от хорошей жизни гражданских и военных пенсионеров превратился гордость звездной флотилии «Росавиакосмос» последний из действующих кораблей космической связи «Космонавт Георгий Добровольский».

Полеты во сне и наяву

Неплатежеспособность судовладельца, некогда мощного финансового магната «НПО измерительной техники» и, в первую очередь, отсутствие в последнее десятилетие государственного финансирования по нормальному содержанию экипажа и жизнеобеспечению этого уникального океанского корабля, грозят списанием научно-исследовательского судна «Космонавт Георгий Добровольский» на иголки. Об этом с большим сожалением сообщил теперь уже бывший представитель Федерального государственного унитарного предприятия «НПО измерительной техники» Андрей Андреевич Масловский:

- В соответствии с федеральной космической программой России, к 2005 году решено обновить орбитальную группировку спутников гражданского назначения. Некоторые из них морально и физически устарели, их место должны занять космические аппараты (КА) нового поколения. Для вывода на низкие орбиты КА легкого класса Федеральное Государственное унитарное предприятие «Научно-производственное объединение измерительной техники» предлагает использовать ракеты-носители (РН) типа «Старт» и «Старт-1», запуск которых планируется осуществлять с плавучего космодрома.

В качестве такого космодрома предполагалось использовать оставшееся от советских времен судно «Космонавт Виктор Пацаев». Этот корабль необходимо переоборудовать для запуска РН. Телеметрическое слежение за процессом вывода на орбиту космических аппаратов должно осуществлять аналогичное судно серии «Селена-М» - «Космонавт Георгий Добровольский». Корабли могут базироваться на Балтийском море или в районе Канарских островов. В последнем случае сокращается время прибытия на точку старта в район экватора.

Основное преимущество плавучего космодрома перед наземным - возможность осуществления запусков на выгодной географической широте, близ экватора. Известно, что старт с экватора позволяет за счет использования угловой скорости вращения Земли увеличить массу выводимого на орбиту полезного груза. Например, при старте с космодрома Плесецк можно вывести на низкую орбиту высотой 200 км КА массой 535 кг, а при старте с экватора –742 кг. Некоторые эксперты прогнозируют, что в недалеком будущем Россия откажется от аренды космодрома Байконур, и тогда морской старт станет единственной возможностью для южноширотных запусков.

Общая стоимость проекта морского старта оценивается в 20-25 млн. долларов и включает полное переоборудование корабля в космодром, выход двух судов в море и их работу. Проектировщики утверждают, что за год можно будет производить до 10 пусков.

Отличие проекта в том, что предлагается использовать мобильный корабль, а не тяжелую стартовую платформу.

Эксперты оценивают проект приэкваториальных запусков как сверхэкономичный. Однако США невыгодно появление у России морского старта. Тем не менее, интерес к новому проекту проявляют страны Западной Европы и в первую очередь французские ученые. Ведь у французов сегодня нет судов космической связи. Но… «Космонавт Георгий Добровольский» три года стоял в Питере. И в августе 2003-го его буксиром для ремонта притащили в Светлый. Планировали, что судно через месяц станет на капитальный ремонт на завод «Янтарь», а в июне этого года отправится на экватор обеспечивать космическую связь. На «Янтаре» оценили ремонт в 1 млн. 600 тыс. долларов. Однако у руководства «НПО измерительной техники» не оказалось средств оплатить даже стоянку.

Как утверждает старший электромеханик «Добровольского» Альберт Викторович Сержант, денег не хватает на питание, топливо для обогрева судна и обеспечения электроэнергией. Судно не на ходу, не может самостоятельно ошвартоваться. Моряки «Добровольского» чувствуют себя забытыми, по ночам сидят на вахте без света и тепла, замерзают и даже погибают.

Кто ответит за смерть механика?

Сын погибшего механика Георгий Рыков собирается подать в суд за преступную, по его мнению, халатность на руководителей Калининградского филиала «НПО измерительной техники» и морскую администрация порта Калининград. В беседе Георгий Рыков, в прошлом морской офицер Тихоокеанского флота, принимавший участие в конфликте в Персидском заливе, высказал обиду - никто из руководства филиала НПО не пришел даже на похороны отца, проработавшего на флоте 40 лет, не выделил ни копейки денег. Служебное расследование Балтийская транспортная прокуратура провела, на взгляд сына, небрежно. В постановлении говорится, что судно «Космонавт Георгий Добровольский» принадлежит институту океанологии РАН. Хотя никогда никакими даже договорными отношениями не было с ним связано. Мне потребовалась одна минута, чтобы выяснить это по телефону в отделе флота Атлантического отделения института океанологии в Калининграде. Но почему не сделал этого следователь Фролов? Почему он же, когда прокуратура г. Светлого установила, что причиной гибели Рыкова явилось падение с необорудованного причала в воду у кормовой части судна при штормовой погоде в темное время суток во время самовольного ухода в магазин за хлебом, не стал выяснять, отчего у судовладельца на судне такая бедность, даже нет продуктов питания для вахты? Как следует из судебно-медицинского заключения, Борис Михайлович Рыков страдал ишемической болезнью сердца, слабым зрением, хроническим гепатитом. При падении ударился о стенку причала, потерял много крови и умер через три часа после происшествия в больнице. По мнению врачей скорой помощи, его можно было бы спасти, но на судне не оказалось элементарных медикаментов и перевязочных материалов – бинта и жгута. В общем Балтийская транспортная прокуратура закрыла дело в декабре, квалифицировав смерть механика Рыкова, как несчастный случай. А сын погибшего не согласен с таким решением.

Георгий Рыков рассчитывает на помощь Государственной областной инспекции труда. 26 февраля она вынесла в адрес Морской администрации порта Калининград представление.

В нем указано на несоответствие правилам техники безопасности причала № 5, где сегодня ржавеет НИС «Космонавт Георгий Добровольский». Предложено установить на причале ограждения, защищающие от падения людей в воду. Но ничего пока не сделано. Поражает, что суперсекретное судно, напичканное электроникой, стоит на открытой водной площадке, не предназначенной для длительного отстоя. И с берега доступ к судну никем не охраняется.

Почему ушел капитан?

Даже известный своим терпением капитан «Добровольского» Сергей Павлович Суворов не выдержал и написал заявление об отставке. У каждого человека есть предел запаса прочности и выдержки. Как ни странно, просьбу удовлетворили 31 декабря без акта передачи судна. Как утверждает Суворов, он даже под роспись не был ознакомлен с приказом. А пароход сдал старпому, расписавшись в судовом журнале. Судовой журнал Суворов собирается представить комиссии по расследованию смерти механика Рыкова: старый моряк убежден, что владельцы судна создали невыносимые условия труда для экипажа.

Капитан Суворов не хочет быть на мостике в момент, когда корабль науки могут передать под гостиницу.

- Я – капитан, и место мое не в плавучем борделе или на стоянке, а в море.

Встанет на ремонт НИС «Космонавт Георгий Добровольский», отправится после этого для работы в море? Дозвониться в Москву невозможно, организация закрытая. Указанный в Интернете номер телефона генерального директора «НПО измерительной техники» Геннадия Райкунова не отвечает. Может быть, руководство «Росавиакосмоса» ответит и сделает все, чтобы Россия не потеряла остатки своего морского космического флота?

Наша справка

НИС «Космонавт Георгий Добровольский» построено в 1977 году, насыщено новейшими средствами радио-телеметрии, информационно-вычислительной техники и машинной обработки данных, более совершенными средствами местоопределения, связи и т.д. Научно-исследовательское судно «Космонавт Георгий Добровольский» характеризуется: длина 121,9 м, ширина 16,7 м, высота борта до верхней палубы 10,8 м. Водоизмещение с полными запасами 8950 т, осадка 6,6 м. Главная энергетическая установка – дизель мощностью 5200 л.с. Судно имеет скорость 14,7 узла. Запас топлива обеспечивает дальность плавания 16000 миль. Автономность судна по запасам провизии 90 суток, по запасам воды – 30 суток. Установка на судне со сравнительно небольшими размерами сложного комплекса аппаратуры привела к необходимости предельной экономии площади при планировке всех помещений. Экипаж и экспедиция располагают двумя салонами отдыха. Вместительный спортивный зал, занимающий два яруса между двойным дном и первой платформой, может быть приспособлен для проведения собраний и показа кинофильмов. Для демонстрации кино используется также помещение столовой, к этому помещению примыкает киноаппаратная. Плавательный бассейн открытый, он находится на палубе надстройки 1-го яруса. Члены экипажа и экспедиции размещались в одноместных и двухместных каютах. Каюты удобно спланированы, что компенсирует их небольшие размеры.

Александр Рябушев