Судьба судов СКИ ОМЭР, окончивших космическую службу


Селены-1 в порту Ленинград. Фото: Б.Ключников  

Отслужив более 20 лет, первыми из 11 судов Службы покинули строй четыре "Селены" - "Моржовец", "Кегостров", "Боровичи" и "Невель".

В 1990 г. все они были проданы на слом и ушли в Аланг.


В 1991-94 годах оставшиеся суда СКИ ОМЭР выходили в свои последние экспедиционные рейсы. Их содержание становилось не по карману Службе. Делались попытки задействовать суда в каких-либо международных проектах. От безысходности гоняли их и в так называемые "коммерческие" рейсы - для перевозки грузов и пассажиров.

НИС КПБ в доках Тилбери (на Темзе, Англия). 2 июня 1992. Фото: Robert J.Smith  

В 1992 году "Космонавт Павел Беляев" вместе с теплоходом "Профессор Хлюстин" участвовал в экспедиции "Колумб-92" (или "Космос-землянам"?)

НИС КГД на подходе к порту Роттердам. 1993 год   В 1992-93 годах "Космонавт Георгий Добровольский" трижды ходил в Роттердам за автомобилями
Селены-2 у причала Балтийского завода. 3 июня 1995 г. Фото: Tony Garner   В конце концов все четыре "Селены-2" встали на прикол сначала у стенки Балтийского завода,
Четыре "Селены-М" в ковше Канонерского завода. В кадре также судно "Sea Launch Commander"   ... затем в ковше Канонерского завода.

В 1991-м, с развалом СССР, суда Одесской приписки стали собственностью Черноморского морского пароходства (ЧМП, Украина) и в экспедиционные рейсы больше не ходили.

НИС КВК в порту Киль. Фото: Uwe Zimmermann  

"Космонавт Владимир Комаров" в 1991 г. был выкуплен у ЧМП за 1.5 млн. рублей фирмой "Экос-Конверсия" и сменил приписку на Санкт-Петербург. Об этом писал О.М.Павленко в своей книге.

В 1992 г. "Комаров" ходил в Гамбург и Киль (Германия) за автомобилями

НИС КВК в порту Абу-Даби. 1992 г. Фото: В.Синьков  

В 1992 г. "Комаров" возил некий груз в Абу-Даби (Объединённые Арабские Эмираты), выполняя программу обмена сырья на продовольствие для Санкт-Петербурга, инициированную Собчаком и Путиным.

В 1994 г. "Космонавт Владимир Комаров" ушёл на слом в Аланг. Этот последний рейс также описан О.М.Павленко.

Украинское научно-исследовательское судно, оставив остров Тенерифе, направляется в Одессу. На борту группа советских военных специалистов с о.Куба. Март 1993 г.  

"Космонавт Юрий Гагарин" и "Академик Сергей Королёв" в 1993 г. под флагом Украины ходили на Кубу и на Тенерифе, (Канарские острова, Испания).

Затем - встали на прикол, гнили и разворовывались, а в 1996 году, сменили названия на "АГАР" и "ОРОЛ" и ушли в Аланг на слом.

Пишет Геннадий Маценко о "Гагарине":

"По рассказам своих товарищей, ходивших в этот печальный рейс, знаю следующее: Судно уходило с рейда порта Ильичёвска 5-7(?) июня 1996 года и прибыло на рейд Аланга 29 июня. Днём раньше туда пришёл НИС "Академик Сергей Королёв" и в прилив 29 июня первым выбросился на берег. А 30 июня такая же участь постигла и НИС "Космонавт Юрий Гагарин". Позже мои знакомые моряки отгоняли туда же гт/х "Капитан Смирнов" и говорили, что видели "Гагарин" уже без антенн, надстройки и пр. Стоял один корпус"

Украинское научно-исследовательское судно во время стоянки на о.Тенерифе. Май 1993 г.  
КЮГ и АСК в Аланге  

В 1995 году СКИ ОМЭР прекратила своё существование и оставшиеся четыре "Селены-2" были переданы в Роскосмос. При этом с судов "Космонавт Владислав Волков" и "Космонавт Павел Беляев" военные успели снять всё спецоборудование.

В 2000 году оба судна были разобраны на калининградском СРЗ "Судоремонт-Балтика". Дмитрий с форума "Мореход" пишет: "Я был свидетелем уничтожения "Волкова" и "Беляева". Они умирали недолго, разрезали за пару недель".

НИС КГД в Аланге. Фото Ajit Solanki, AP  

За оставшихся "Добровольского" и "Пацаева" долго боролись. Предполагалось, например, их использование в проекте "Морской старт" (Sea Launch). В 1999 г. на "Добровольский" даже успели поставить оборудование и начали подготовку к рейсу. Но...

В 2005 году "Добровольского" продали на слом и в марте 2006 г. под именем "Cosmos" он выбросился на берег Аланга.


  К настоящему времени (2015 год) осталось существовать лишь одно судно флота СКИ ОМЭР - "Космонавт Виктор Пацаев", стоящее в порту Калининград у причала Музея Мирового океана.

Аппаратура приёма телеметрии и УКВ-связи, установленная на судне, до сих пор функционирует, ежедневно обеспечивая ЦУП информацией с борта МКС.

На судне развёрнута космическая экспозиция музея и сотни посетителей приходят на борт судна посмотреть на неё.

В январе 2014 года Н.А.Буров, начальник экспедиций на "Кегострове", "Беляеве" и "Пилюгине", рассказал о своей службе на судах СКИ ОМЭР и последних годах "Селен-М". Вот его рассказ >>

Прошу посетителей сайта, знающих другие подробности из истории существования судов СКИ ОМЭР после ухода со службы, сообщить их мне для публикации на сайте или просто написать об этом на форуме. Заранее благодарю!