Суда СКИ ОМЭР Ленинградской приписки
С 1963 по 1972 г. на судостроительном заводе им. Жданова (ныне - "Северная верфь") и Выборгском судостроительном заводе была построена крупная серия лесовозов типа "Вытегралес", проект 596.
Восемь судов этой серии были переоборудованы в поисково-спасательные корабли и переданы в ВМФ СССР.
Ещё восемь - перестроены в научно-исследовательские суда проектов "Селена" и "Селена-М" и переданы в аренду Службе Космических Исследований АН СССР - СКИ ОМЭР.
Разработку обоих проектов выполняло ЦКБ "Балтсудопроект" в соответствии с постановлениями СМ СССР №561-178 от 19.07.1966 г. ("Селена") и №312-115 от 24.04.1974 г. ("Селена-М").
Главный конструктор - Б.П.Ардашев.
Научно-исследовательские суда проекта 1918 ("Селена")
В 1964 году в соответствии с Постановлением Правительства СССР была утверждена Лунная пилотируемая программа. Эта программа включала в себя создание и испытание космических кораблей, способных осуществить доставку людей на поверхность Луны и их возвращение на Землю.
Для сопровождения Лунной программы потребовались суда, оснащённые более совершенной аппаратурой связи, приёма и обработки телеметрии, а также средствами управления космическими аппаратами на расстояниях до 400 тыс. километров.
В 1967 году в состав 9-го ОМКИК вошли четыре телеметрических судна проекта 1918 («Селена»), перестроенных из серийных лесовозов.
Построены, как лесовозы пр.596. - "Моржовец" (зав.№810) - 1966, Выборгский ССЗ - "Кегостров" (зав.№811) - 1966, Выборгский ССЗ - "Невель" (зав.№963) - 1966, з-д им. А.Жданова - "Боровичи" (зав.№964) - 1967, з-д им. А.Жданова В 1967 г. перестроены по проекту 1918 ("Селена") и переданы в Командно-измерительный комплекс С 1967 по 1989 год совершили по 23-24 экспедиционных рейса. В 1990 г разобраны в Аланге * Схемы палуб и помещений проекта 1918 >> |
||
Видео: Создание плавучих радиотелеметрических пунктов "Селена", ЦКБ "Балтсудопроект", 1967 Из архива О.Павленко |
Научно-исследовательские суда проекта 1929 ("Селена-М")
В 1977-78 гг в состав 9-го ОМКИК вошли четыре судна проекта 1929 («Селена-М»), перестроенных из серийных лесовозов и оснащённых наиболее совершенными к тому времени системами приёма и обработки телеметрии, средствами УКВ- и спутниковой связи, аппаратурой навигации, а также ЭВМ.
Судна проекта "Селена-М" названы именами членов экипажа космического корабля "Союз‑11" - Георгия Тимофеевича Добровольского, Владислава Николаевича Волкова и Виктора Ивановича Пацаева, погибших 30 июня 1971 г. при возвращении на Землю после 24-суточного полёта и успешной работы на первой в мире космической станции "Салют-1".
Ещё одно судно этого проекта названо именем Павла Ивановича Беляева - командира корабля «Восход-2». Второй пилот корабля - Алексей Архипович Леонов совершил 18 марта 1965 г. первый в мире выход в открытый космос.
В общей сложности с 1977 по 1994 год суда проекта "Селена-М" совершили 59 экспедиционных рейсов.
Все суда проекта 1929 ("Селена-М") у стенки Балтийского завода, Санкт-Петербург, 3 июня 1995 Фото: Tony Garner |
||
Видео: "Новые корабли космического флота", ЦКБ "Балтсудопроект", 1979 О проекте "Селена-М". Съёмки на НИС КГД. Из архива О.Павленко |
||
Проекты 1929 ("Селена-М") и 1929М:
|
||
"Космонавт Георгий Добровольский" Построен в 1968 г. как лесовоз "Назар Губин" (зав.№970) на судостроительном заводе им. А.Жданова (г.Ленинград). Там же в 1977 г. перестроен по проекту 1929 (Селена-М) в научно-исследовательское судно (зав.№683). IMO 6910245 С 1978 по 1991 год совершил 14 экспедиционных рейсов. В 2006 г под именем COSMOS разобран в Аланге * |
||
|
||
"Космонавт Павел Беляев" Построен в 1963 г. как лесовоз "Вытегралес" (зав.№951) на судостроительном заводе им. А.Жданова (г.Ленинград). Там же в 1977 г. перестроен по проекту 1929 (Селена-М) в научно-исследовательское судно (зав.№862). IMO 5409732 С 1978 по 1994 год совершил 14 экспедиционных рейсов. В 2000 г. разобран на калининградском судоремонтном заводе "Судоремонт-Балтика" |
||
"Космонавт Владислав Волков" Построен в 1964 г. как лесовоз "Енисейлес" (зав.№803) на Выборгском судостроительном заводе. В 1977 г. на судостроительном заводе им. А.Жданова (г.Ленинград) перестроен по проекту 1929 (Селена-М) в научно-исследовательское судно (зав.№681). IMO 6503365 С 1977 по 1992 год совершил 17 экспедиционных рейсов. В 2000 г. разобран на калининградском судоремонтном заводе "Судоремонт-Балтика" Карты рейсов НИС КВВ >> |
||
"Космонавт Виктор Пацаев" Построен в 1968 г. как лесовоз "Семен Косинов" (зав.№971) на судостроительном заводе им. А.Жданова (г.Ленинград). Там же в 1977 г. перестроен по проекту 1929 (Селена-М) в научно-исследовательское судно (зав.№684). IMO 6908888 С 1979 по 1994 год совершил 14 экспедиционных рейсов. В настоящее время находится на стоянке в Калининграде у причала музея Мирового океана |
||
Веб-камера >> | ||
Спасти "Пацаева" >> Карты рейсов НИС КВП >> Отчёт В.Прощенко 2012 г. >> Отчёт В.Прощенко 2016 г. >> Фото КВП: из ЖЖ >> от dmirg >> от Евгения >> |