Научно-исследовательское судно
"Космонавт Георгий Добровольский"

Сайт ветеранов флота космической службы

Суда СКИ ОМЭР Ленинградской приписки

С 1963 по 1972 г. на судостроительном заводе им. Жданова (ныне - "Северная верфь") и Выборгском судостроительном заводе была построена крупная серия лесовозов типа "Вытегралес", проект 596.

Восемь судов этой серии были переоборудованы в поисково-спасательные корабли и переданы в ВМФ СССР.

Ещё восемь - перестроены в научно-исследовательские суда проектов "Селена" и "Селена-М" и переданы в аренду Службе Космических Исследований АН СССР - СКИ ОМЭР.

Разработку обоих проектов выполняло ЦКБ "Балтсудопроект" в соответствии с постановлениями СМ СССР №561-178 от 19.07.1966 г. ("Селена") и №312-115 от 24.04.1974 г. ("Селена-М").

Главный конструктор - Б.П.Ардашев.

 


Научно-исследовательские суда проекта 1918 ("Селена")

В 1964 году в соответствии с Постановлением Правительства СССР была утверждена Лунная пилотируемая программа. Эта программа включала в себя создание и испытание космических кораблей, способных осуществить доставку людей на поверхность Луны и их возвращение на Землю.

Для сопровождения Лунной программы потребовались суда, оснащённые более совершенной аппаратурой связи, приёма и обработки телеметрии, а также средствами управления космическими аппаратами на расстояниях до 400 тыс. километров.

В 1967 году в состав 9-го ОМКИК вошли четыре телеметрических судна проекта 1918 («Селена»), перестроенных из серийных лесовозов.

 

Моржовец
Моржовец
Построены, как лесовозы пр.596.
- "Моржовец" (зав.№810) - 1966, Выборгский ССЗ
- "Кегостров" (зав.№811) - 1966, Выборгский ССЗ
- "Невель" (зав.№963) - 1966, з-д им. А.Жданова
- "Боровичи" (зав.№964) - 1967, з-д им. А.Жданова
В 1967 г. перестроены по проекту 1918 ("Селена") и переданы в Командно-измерительный комплекс

С 1967 по 1989 год совершили по 23-24 экспедиционных рейса. В 1990 г разобраны в Аланге *

Схемы палуб и помещений проекта 1918 >>
Моржовец Кегостров. Фото: Brian Fisher Кегостров
Боровичи, Фото: Tony Garner, 18.06.1989
Боровичи Боровичи
Невель Невель. Фото: Malcolm Cranfield, Brunsbuttel, 21 June 1969 Невель
Видео:
Создание плавучих радиотелеметрических
пунктов "Селена",
ЦКБ "Балтсудопроект", 1967

Из архива О.Павленко

 


Научно-исследовательские суда проекта 1929 ("Селена-М")

В 1977-78 гг в состав 9-го ОМКИК вошли четыре судна проекта 1929 («Селена-М»), перестроенных из серийных лесовозов и оснащённых наиболее совершенными к тому времени системами приёма и обработки телеметрии, средствами УКВ- и спутниковой связи, аппаратурой навигации, а также ЭВМ.

Судна проекта "Селена-М" названы именами членов экипажа космического корабля "Союз‑11" - Георгия Тимофеевича Добровольского, Владислава Николаевича Волкова и Виктора Ивановича Пацаева, погибших 30 июня 1971 г.  при возвращении на Землю после 24-суточного полёта и успешной работы на первой в мире космической станции "Салют-1".

Ещё одно судно этого проекта названо именем Павла Ивановича Беляева - командира корабля «Восход-2». Второй пилот корабля - Алексей Архипович Леонов совершил 18 марта 1965 г. первый в мире выход в открытый космос. 

В общей сложности с 1977 по 1994 год суда проекта "Селена-М" совершили 59 экспедиционных рейсов.

 

Russian built space control/monitoring ship KOSMONAUT GEORGIY DOBROVOLSKIY laid up in St Petersburg, along with her 3 sisters, 3 June 1995. Фото: Tony Garner Все суда проекта 1929 ("Селена-М")
у стенки Балтийского завода, Санкт-Петербург,
3 июня 1995
Фото: Tony Garner
Видео:
"Новые корабли космического флота",
ЦКБ "Балтсудопроект", 1979
О проекте "Селена-М". Съёмки на НИС КГД.
Из архива О.Павленко
Проекты 1929 ("Селена-М") и 1929М:

Лесовоз "Назар Губин" "Космонавт Георгий Добровольский"

Построен в 1968 г. как лесовоз "Назар Губин" (зав.№970)
на судостроительном заводе им. А.Жданова (г.Ленинград).
Там же в 1977 г. перестроен по проекту 1929 (Селена-М)
в научно-исследовательское судно (зав.№683).

IMO 6910245
С 1978 по 1991 год совершил 14 экспедиционных рейсов.
В 2006 г под именем COSMOS разобран в Аланге *
An overhead view of the Soviet space control-monitoring ship KOSMONAUT GEORGY DOBROVOLSKY underway. Фото: defenseimagery.mil Фото: Chris Howell Фото: Chris Howell
Фото: Tony Garner, 18.06.1989 Фото: Lee Brown
Фото: John Olsson Фото: Jan Melchers Фото: Jan Melchers
Фото: Michael Joey Coloma. January 22, 2004 Фото: Michael Joey Coloma. January 22, 2004 Фото: Michael Joey Coloma. January 22, 2004
НИС Космонавт Георгий Добровольский у причала Северная станция расхождения, пос. Светлый, порт Калининград. Фото: SailorNick НИС Космонавт Георгий Добровольский у причала Северная станция расхождения, пос. Светлый, порт Калининград. Фото: SailorNick 14.04.1993. "Космонавт Георгий Добровольский" на подходе к порту Роттердам
Фото: tigris, 15 сентября 2005 г

Лесовоз "Вытегралес" "Космонавт Павел Беляев"

Построен в 1963 г. как лесовоз "Вытегралес" (зав.№951)
на судостроительном заводе им. А.Жданова (г.Ленинград).
Там же в 1977 г. перестроен по проекту 1929 (Селена-М)
в научно-исследовательское судно (зав.№862).

IMO 5409732
С 1978 по 1994 год совершил 14 экспедиционных рейсов.
В 2000 г. разобран на калининградском судоремонтном заводе "Судоремонт-Балтика"
В доке Тилбери, Англия (Tilbury dock, Essex, England) 2.06.1992. © Robert J.Smith В доке Тилбери, Англия (Tilbury dock, Essex, England) 2.06.1992. © Robert J.Smith  
Hook of Holland, Netherlands, 05.09.1985. © Pieter Inpyn  

Ла-Манш, 1979 "Космонавт Владислав Волков"

Построен в 1964 г. как лесовоз "Енисейлес" (зав.№803)
на Выборгском судостроительном заводе.
В 1977 г. на судостроительном заводе им. А.Жданова (г.Ленинград) перестроен по проекту 1929 (Селена-М)
в научно-исследовательское судно (зав.№681).

IMO 6503365
С 1977 по 1992 год совершил 17 экспедиционных рейсов.
В 2000 г. разобран на калининградском судоремонтном заводе "Судоремонт-Балтика"

Карты рейсов НИС КВВ >>
Picture taken at Amsterdam. Фото: Chris Howell

"Семён Косинов" достраивается у стенки з-да им.Жданова. Фото из книги "Северная верфь"
"Космонавт Виктор Пацаев" на подходе к Гамбургу. Июль 1981 г. Фото: Andreas Hoppe
"Космонавт Виктор Пацаев"

Построен в 1968 г. как лесовоз "Семен Косинов" (зав.№971)
на судостроительном заводе им. А.Жданова (г.Ленинград).
Там же в 1977 г. перестроен по проекту 1929 (Селена-М)
в научно-исследовательское судно (зав.№684).

IMO 6908888
С 1979 по 1994 год совершил 14 экспедиционных рейсов.
В настоящее время находится на стоянке в Калининграде
у причала музея Мирового океана
Фото: Tony Garner, 18.06.1989 A port view of the Soviet space control-monitoring ship KOSMONAUT VIKTOR PATSAYEV underway. Фото: defenseimagery.mil An overhead starboard view of the Soviet space control-monitoring ship KOSMONAUT VIKTOR PATSAYEV underway. Фото: defenseimagery.mil
Веб-камера >>  
Спасти "Пацаева" >>
Карты рейсов НИС КВП >>

Отчёт В.Прощенко 2012 г. >>
Отчёт В.Прощенко 2016 г. >>

Фото КВП:  
из ЖЖ >>
от dmirg >>
от Евгения >>