Научно-исследовательское судно
"Космонавт Георгий Добровольский"

Сайт ветеранов флота космической службы

Суда СКИ ОМЭР Одесской приписки

В 1964 году в соответствии с Постановлением Правительства СССР была утверждена Лунная пилотируемая программа. Эта программа включала в себя создание и испытание космических кораблей, способных осуществить доставку людей на поверхность Луны и их возвращение на Землю.

Для сопровождения Лунной программы потребовались суда, оснащённые более совершенной аппаратурой связи, приёма и обработки телеметрии, а также средствами управления космическими аппаратами на расстояниях до 400 тыс. километров.

В 1967 году в состав 9-го ОМКИК вошли четыре телеметрических судна проекта 1918 («Селена»), перестроенных из серийных лесовозов, и одно – универсальное, в рекордные сроки перестроенное из сухогруза и оснащённое средствами контроля и управления КА на расстоянии до 400 тыс. километров - "Космонавт Владимир Комаров".

В 1970-71 гг. в состав 9-го ОМКИК вошли ещё два универсальных научно-исследовательских судна, построенных по специальным проектам и оборудованных для сопровождения Лунной программы: "Академик Сергей Королёв" и "Космонавт Юрий Гагарин".



НИС "Космонавт Владимир Комаров"

Проект 1917 "Сириус",
ЦКБ-17 (Невское ПКБ)

Перестроен в 1967 г.
на Балтийском заводе (г.Ленинград)
из сухогруза "Геническ"
постройки 1966 г. Херсонского СРЗ

Водоизмещение 17 850 т.
Длина 155,7 м.
IMO 6707404

Первая экспедиция - 1967 г.
Последняя, 31-я - 1988-89 г.

Последний судовладелец -
МГП "Экос-конверсия"

Продан на слом в Аланг (Индия)
†11.1994 *
Роттердам, 1984 г.
Ялта, 1975 г. Устье Эльбы, 1.08.1993 КВК в окрестностях Роттердама, 1985 г. Фото: Mike Griffiths
"Флагман флота науки"
Фильм ЦНИИ им акад.А.Н.Крылова, 1967
Из архива О.Павленко
1994 г. Последний рейс НИС КВК.
Переход из С.-Петербурга в Аланг.
Оператор и голос за кадром: О.М.Павленко
Из архива О.Павленко
Один из проектов модернизации НИС КВК - проект 1917м (из архива О.М.Павленко) Слева: один из проектов модернизации - 1917м
(из архива О.М.Павленко)
Схемы палуб и помещений >>
Чертежи пр.1917 >>
Строительство в фотографиях >>
Необычные фото НИС КВК >>

НИС "Академик Сергей Королёв"

Проект 1908 "Канопус",
ЦКБ "Черноморсудопроект"

Построен в 1970 г.
на Черноморском
судостроительном заводе,
г. Николаев,
на базе корпуса сухогруза пр.1568.

Водоизмещение 21 460 т.
Длина 181,9 м.
IMO 7052284

Первая экспедиция - 1971 г.
Последняя, 22-я - 1991 г.

Переименован в "OROL"
и продан на слом в Аланг (Индия)
†07.1996 *

Фото: Геннадий Маценко (КЮГ) На пути в Аланг. Босфор 7.07.1996. Фото: Oliver Sesemann
Модель НИС "Академик Сергей Королёв".
Источник: ПКБ "Черноморсудопроект", г. Николаев

НИС "Космонавт Юрий Гагарин"

Фото: Jackdusty Проект 1909 "Феникс",
ЦКБ "Балтсудопроект"

Построен в 1971 г.
на Балтийском заводе (г.Ленинград)
на базе корпуса танкера пр.1552

Водоизмещение 45 000 т.
Длина 231,6 м.
IMO 7116286

Первая экспедиция - 1971 г.
Последняя, 20-я - 1991 г.

Переименован в "AGAR"
и продан на слом в Аланг (Индия)
†07.1996 *
Фото: Brian Fisher
Фото: Mike Griffiths Фото: Pieter Inpijn 1982 г. Фото: Pieter Inpijn 1982 г.
Предположительно, 1971 г, Балтийский з-д (см. fleetphoto.ru) Предположительно, 1971 г, Балтийский з-д (см. fleetphoto.ru) НИС АСК и КЮГ в Аланге. © Steve McCurry
Модель НИС "Космонавт Юрий Гагарин" Модель НИС "Космонавт Юрий Гагарин".
Источник: karopka.ru
"Имени первого космонавта Земли"
ЦНИИ им акад.А.Н.Крылова, 1972
О НИС "Космонавт Юрий Гагарин"
Сокращённая версия фильма >>
Из архива О.Павленко
"Имени первого в мире космонавта"
Альбом Балтийского завода
Из архива О.Павленко

Любителям сравнений:

Один знакомый товарищ запустил утку про то, что НИС "Космонавт Юрий Гагарин" был "аж в два раза больше "Титаника". Теперь эта ошибка гуляет в сети.

Для справки - "Титаник" имел водоизмещение 52 310 т. и длину 269 м.

 


Несколько фотографий, выложенных два года назад Daniel Barrere из Уругвая на форуме КГД:

КВК и КЮГ в Монтевидео (год неизвестен)

Вырезка из газеты "La Mañana" 1971 г:
"Необычный советский корабль "Космонавт Владимир Комаров" прибыл вчера вечером в порт Монтевидео. Он пробудет в нашей стране несколько дней для пополнения запасов, а затем продолжит свое путешествие в Антарктику. Это научное судно, на котором есть оборудование для очистки нефти."
Еще одна заметка:
"Советы пригласили представителей СМИ на пресс-конференцию на борту "Космонавта Владимира Комарова". Они рассказали о прогрессе в освоении космоса, а также о миссии корабля и показали оборудование. Люди могли слушать "Полонез Огинского", который играл компьютер. Этот компьютер также нарисовал портрет Эйнштейна. Там были закуски и водка. Наконец, люди послушали "La Cumparsita" (уругвайское танго)."

В статье упоминаются капитан Борис Борисов, нач.экспедиции Олег [Ахмеджан] Валиев, заместитель НЭ Юрий Панюшенко, пресс-секретарь посольства М. Шeлаев.
Очевидно, 7-й рейс КВК, заход 11.02-01.03.1971 г.