Первые: суда ПТК НИИ-4 МО
В 1959 г., при подготовке программы запусков межпланетных станций выявилась проблема: наземные измерительные пункты, расположенные на территории страны, не смогут увидеть и проконтролировать «второй старт». Так называется происходящий над Гвинейским заливом момент пуска разгонного блока, выводящего космический аппарат с промежуточной орбиты на требуемую траекторию.
В 1960 году в соответствии Постановлением ЦК КПСС и Распоряжением СМ СССР три торговых судна Министерства морского флота СССР – «Ворошилов», «Краснодар» и «Долинск» – включили в состав Плавучего телеметрического комплекса (ПТК) НИИ-4 Министерства обороны СССР и срочно оснастили аппаратурой приёма телеметрической информации. В трюмах судов устанавливался автомобильный вариант радиотелеметрической аппаратуры «Трал», снятый с шасси.
1 августа 1960 г. эти суда вышли в тренировочный рейс.
В следующем рейсе, в феврале 1961 г., находясь в Атлантике, эти суда обеспечивали запуск первой советской автоматической межпланетной станции «Венера», а в апреле - сопровождали полёт Юрия Гагарина. Одновременно с ними на Тихом океане работали первые корабли 4-й Тихоокеанской Океанографической Экспедиции (ТОГЭ-4).
В 1962 году ПТК пополнился танкером «Аксай», дооснащённым телеметрической аппаратурой.
До 1963 г. эти суда входили в состав Плавучего телеметрического комплекса (ПТК) НИИ-4 Министерства обороны СССР. В 1963 г. переданы из НИИ-4 в в/ч 26179 Командно-измерительного комплекса Минобороны СССР.
В 1965 году на замену устаревшим т/х «Краснодар» и «Ильичевск» пришли более новые: «Бежица» (п/п Одесса, ЧМП) и «Ристна» (п/п Таллин, ЭМП).
С 1967 году на смену первым судам «космического» флота начали приходить полностью переоборудованные: «Космонавт Владимир Комаров» и суда проекта 1918 «Селена».
А «старички», выполнив свою задачу, возвратились Министерству морского флота.
«Ворошилов» / «Ильичёвск» Водоизмещение - 3 904 т. (GRT) Длина - 110,6 м. Скорость - 12 уз. IMO 5158955 Построен в 1924 г. на верфи «Furness Shipbuilding Company Ltd», Haverton Hill, Англия * 1924-25 - «Tramore» (Брит.), 1925-33 - «Brazilian Prince» (Брит.) 1933- 62 - «Ворошилов», 10 экспедиционных рейсов с 1960 по 1966 г. с 1962 - «Ильичёвск» 1974 (?)- списан Статья о т/х «Ворошилов» >> |
||
«Краснодар» Водоизмещение - 4 121 т. (GRT) Длина - 113,69 м. Скорость - 12 уз. IMO 5196438 Построен в 1925 г. на верфи «Kockums Shipyard», Мальмё, Швеция * 1925-28 - «Skåneland» (Швец.) , 1928-45 - «Pernambuco» (Герм.), 1945-46 - «Empire Dart» (Брит.), с 1946 - «Краснодар» 10 экспедиционных рейсов с 1960 по 1966 г. 1975 - разобран в Сплите (Югославия) |
||
«Долинск» Водоизмещение - 5 419 т. (GRT) Длина - 139,4 м. Скорость - 15 уз. IMO 5091523 Построен в 1959 г. на верфи «Crichton-Vulcan», Турку, Финляндия * 14 экспедиционных рейсов с 1960 по 1973 г Разобран в КНР - 1986 г. * |
||
«Аксай», танкер и измерительный пункт Водоизмещение - 5 000 т Длина - 105.4 м Скорость - 14 уз. IMO 5007364 Построен в 1961 г. на верфи «Rauma Repola», Финляндия * Проект 6404 10 экспедиционных рейсов с 1962 по 1972 г Списан - 1984 г. * |
||
«Ристна» Водоизмещение - 6 680 т Длина - 105.8 м Скорость - 13,5 уз. IMO 6401529 Построен в 1963 г. на верфи «Нептун», Росток, ГДР 10 экспедиционных рейсов с 1966 по 1976 г. Разобран в Калькутте - 1995 г. * |
||
«Бежица» Водоизмещение - 17 000 т Длина - 155.7 м Скорость - 15,6 уз. IMO 6415740 Построен в 1963 г. на Херсонском судоремонтном заводе Проект 595 10 экспедиционных рейсов с 1967 по 1977 г. Разобран в Читтагонге - 1988 г. * |
Несколько фото в дополнение |
||
«Краснодар» до 1959 г. | 1974 год. «Краснодар», как плавбаза при подъёме затонувшего т/х «Моздок» |
|
«Краснодар» и «Ворошилов». Кадры из фильма о КВЦ НИИ-4 МО СССР |