Фотохостинг radikal, где Елена разместила фото, закрыт. Фото оказались недоступны, но они сохранены в моём архиве.
Восстановил.
В.Прощенко, 31.03.2022
19.06.1927 — 01.06.2004
Ветеран Балтийского Морского пароходства и Ветеран труда,
работал на судах советского торгового флота с 1949 года.
Прошел путь от 4-го помощника капитана до капитана судов загранплавания.
Виктор Александрович Кулешов родился 19 июня 1927 года в городе Красный Сулин Ростовской области.
Родители его были активными и убежденными комсомольцами, отдающими себя обществу, переезжающими с места на место, поэтому детство Виктора Александровича было свободным от родительского контроля, счастливым, благодаря безграничной любви бабушек . Проходило оно в казачьих станицах, шахтерских поселках, на берегах Великого Дона, об этих местах и людях Виктор Александрович тосковал всю свою жизнь .
Из воспоминаний Виктора Александровича:
"Окрестить меня успели аж три раза. Первое крещение устроили родители, по-комсомольски, и объявили обеим бабушкам о том, что ребенок крещен. Но ни та, ни другая бабушка не признали комсомольского крещения. Так как родители оставляли ребенка то с одной, то с другой бабушкой, каждой из них удалось крестить меня тайно."
В 1935 году маленький Виктор пошел в школу.
Виктор Кулешов - в первом ряду справа второй ( самый маленький из учащихся)
Из воспоминаний Виктора Александровича
"В 1935-1936 годах мы жили в селе Самарском (Ростовская область), там размещался научно-исследовательский совхоз животноводства. В бывшем барском имении были расположены лаборатории. Для ученых стояли два новых двухэтажных дома. На фермах выращивались громадные свиньи и какая-то порода баранов с длинными хвостами. Школа находилась далеко от совхоза, в незаселенном месте, и нас , школьников, возили туда на подводе"
Начало войны семья Кулешовых встретила в городе Дрочин (Пинская обл. Белоруссии), оттуда они срочно возвратились домой, в Красный Сулин. Но и оттуда пришлось вскоре эвакуироваться. Отец, призванный в армию в августе 1941 года, вырвался к семье, чтобы организовать отъезд сына и жены с двухлетней дочкой. Достали грузовик, но на нем проехали недолго, немцы быстро наступали, дальше пришлось прятаться от них во ржи и пробираться к своим пешком.
Потом в поезде, несмотря на документы на эвакуацию, не было мест, и только, благодаря боевому характеру матери, которая отвоевала место в вагоне и добывала в пути пропитание, они добрались до конечного пункта.
Этим пунктом был город Тогучин Новосибирской области, там мать и сын работали на заводе, было так голодно, что рабочие мальчишки во время перерыва ели кору с деревьев.
Комсомольский билет
Весной 1944 года семья вернулась в освобожденный Красный Сулин. Летом 1944 Виктор уже работал на Сулинском металлургическом заводе, а осенью поступил в Ростовское мореходное училище.
В училище было голодно и холодно, матрасов не было, спали на кроватях с железной сеткой, укрывались шинелями, но там он встретил прекрасных учителей, еще "старой школы", от которых и получил глубокие знания и научился учиться.
В декабре 1948 года по окончании училища и по направлению Министерства морского флота курсанты Кулешов, Соболев, Безубов и Крышкин были направлены на работу в Ленинград.
Курсанты Кулешов и Соболев
Так начался трудовой путь Виктора Александровича Кулешова. Ему удалось поработать на разных судах Морского торгового флота Советского Союза, от ржавого парохода до научного судна, бороздить моря и океаны, встречаться с множеством интересных людей.
Вот неполный список судов, на которых приходилось работать Виктору Александровичу.
В 1949 году - пароходы "Дмитрий Пожарский", "Харьков", "Мста"
1950-е: "Вель","Севан", "Николай Гастелло ", "Валдай", "Волочаевск", "Нива","Хасан", "Фергана", "Дмитрий Донской", "Сергей Киров", "Севастополь", с таких судов начинался Советский торговый флот.
"Вель"
"Севан"
"Нива"
"Киров"
1960-е: "Любань", "Сретенск", "Карачаево-Черкессия", "Прометей" , "Марксист", "Аполлон", "Балтийск", 'Мичуринск", "Крвасногвардейск", "Льгов".
Иногда было нелегко.
"Любань" и борьба с обледенением
Старпом Кулешов борется с обледенением
Старпом с командой
"Сретенск"
"Мичуринск"
"Красногвардейск
Партийный билет Кулешова, дата вступления в партию - 1961 год.
Заочно учился в Государственном университете морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, бывший сельский паренек упорно учился, используя свободное время в рейсе на чтение книг по истории, интересовался художественным искусством, увлекался резьбой по кости, учился играть на гитаре, пианино, неплохо играл на аккардеоне. Очутившись в тропиках, увлекся тем, что сегодня называется "снорклингом" (плаванием в ластах с маской и трубкой)
С 1970 года Виктор Александрович - постоянный капитан теплохода "Льгов".
Разбор ошибок после проведенных учений
В 1977 году капитан Кулешов совершает рейс с учебным судном "Зенит"
Учебное судно, на котором ходили в море курсанты Академии им.Макарова
В 1986 году он совершил рейс на судне "Ковров",
Два последних года своей трудовой деятельности ( 1987- 1988 гг.) он отдал флоту Службы космических исследований Отдела морских экспедиционных работ Академии наук СССР, совершив два рейса на научно-исследовательском судне «Космонавт Георгий Добровольский». Об этих рейсах он всегда вспоминал, как о самом приятном времени в его трудовой деятельности, говорил, что наконец, ему довелось работать в коллективе замечательных интеллектуально одаренных людей.
В 1989 году капитан Кулешов вышел на пенсию в связи с ухудшением здоровья, к этому времени срок работы в Балтийском пароходстве составлял 40 лет, с 1949-го по 1989 год.
Но он не мог сидеть без дела, увлекся освоением садового участка, разработкой "умных" систем полива растений, все время что-то мастерил, пока хватало сил, был замечательным дедом.
Просто - Дед
Виктор Александрович Кулешов ушел из жизни 1-го июня 2004 года в результате тяжелой болезни, но он живет в памяти близких и родных, коллег и знакомых.