О посещении "Пацаева". Июнь 2012

Кроме НИС "Космонавт Георгий Добровольский" к Ленинграду были приписаны и другие корабли космической службы

О посещении "Пацаева". Июнь 2012

Номер сообщения:#1  Сообщение Владимир Прощенко » 29 июн 2012, 04:59

Для начала - краткий отчёт.

27 и 28 июня я побывал в Калининграде, в Музее Мирового Океана, на НИС "Космонавт Виктор Пацаев". Давно собирался и, наконец, смог.
Цель поездки - облазать всё судно, сфотографировать всё, что доступно, познакомиться с командой сотрудников НПОИТ, несущих там вахту, с музейными сотрудниками, с экипажем. И конечно, поприсутствовать на витке и заснять процесс.

Николай Александрович Буров заранее связался с калининградцами и в результате меня приняли, поселили в каюте 357 и оказали помощь, какую только возможно.  

Сразу скажу - поездка удалась. Практически всё, что задумано, выполнил. Перезнакомился с множеством хороших, отзывчивых людей. Привёз три с лишим сотни фотографий, снял несколько файлов видео. 27-го вечером наблюдал работу по витку, снимал в 19-й, 6-й, 6а, в 8-й, 2-й и 24-й лабораториях. Снял, как поворачивают "Ромашку" и антенны "Авроры". Перед этим, днём, вместе с дежурным механиком обошёл всё судно от рулевой рубки до румпельного. С экскурсантами увидел замечательный музей, расположенный в бывших 5-й, 5а и 27-й лабораториях. Там собрано множество экспонатов - реликвии и личные вещи Алексея Леонова (калининградца, шефа музея), модели судов и космических аппаратов, и проч., и проч. Побывал также в особых разделах музея, в лаб.4 и в спортзале. О них пока смолчу.

Поездкой доволен. И благодарен всем, с кем встречался эти два дня. Спасибо вам огромное!

Уезжать было жаль. Будто из дому уходил, а когда удастся вернуться - неизвестно. Надеюсь, "Пацаев" выживет и мы ещё его увидим.

Пока же в ближайшие несколько дней надо подготовить фото- и видеоотчёт. Показать его участникам дела и после этого - выложить на сайт. Наберитесь немного терпения.


Аватара пользователя
Владимир Прощенко
Администратор
 
Сообщения: 1841
Зарегистрирован: 01 ноя 2009, 00:00
Откуда: Санкт-Петербург

О посещении "Пацаева". Июнь 2012

Номер сообщения:#2  Сообщение Vladinir Kapranov » 29 июн 2012, 23:17

Ждем с нетерпением. Особенно интересует: какая аппаратура сейчас задает Аналоговой вычислительной машине программные координаты объектов? Неужели АВПК "Абрис"?

Vladinir Kapranov
 
Сообщения: 155
Зарегистрирован: 15 июн 2011, 00:00

О посещении "Пацаева". Июнь 2012

Номер сообщения:#3  Сообщение Евгений » 01 июл 2012, 03:34

А есть ли смысл использовать АВМ, если нужны только сигналы задания угла места и азимута? В АВМ заводились курс и дифферент, которые сейчас не учитываются. НОЦ не управляется. Корабль стоит "как вкопанный", если можно так сказать. Помню, ставил по правому борту спутниковую тарелку для приема ТВ и интернета, очень редко качество приема нарушалось.

Евгений
 
Сообщения: 339
Зарегистрирован: 16 дек 2009, 00:00

О посещении "Пацаева". Июнь 2012

Номер сообщения:#4  Сообщение Евгений » 01 июл 2012, 03:48

Помимо углов курса и дифферента в АВМ заводились так же сигналы от БУ-М1,2, т.е. ручная подстройка антенны под сигнал. Но и от этих блоков управления отказались.

Евгений
 
Сообщения: 339
Зарегистрирован: 16 дек 2009, 00:00

О посещении "Пацаева". Июнь 2012

Номер сообщения:#5  Сообщение Владимир Прощенко » 01 июл 2012, 03:55

Забегая вперёд...

Женя немного темнит.  Very Happy
Там, как я понял, данные заводятся с персонального компьютера



Кстати, такая картинка была в телесюжете "Вестей" в 2008-м: http://www.vesti.ru/videos?vid=172195


Друзья, отчёт готовлю.
Текст уже послал на проверку в Калининград. Собрал и выложил в Ютюб 6-минутное видео "Один виток с Пацаевым". Фото обрабатываю и вскоре всё это выложу на сайт.

Жене: Приятно было пообщаться с твоими коллегами

Аватара пользователя
Владимир Прощенко
Администратор
 
Сообщения: 1841
Зарегистрирован: 01 ноя 2009, 00:00
Откуда: Санкт-Петербург

О посещении "Пацаева". Июнь 2012

Номер сообщения:#6  Сообщение Евгений » 01 июл 2012, 05:26

Я задавался риторическими вопросами Smile И АВМ, и Абрис нужно запускать в том случае, если бы корабль болтало, если хотелось бы показать работу так, как она проводилась во время плавания, или же если так захотелось по непонятным причинам (захотелось - и все тут). Хотя не исключаются и другие причины, например, режим включение резервного управления.

Евгений
 
Сообщения: 339
Зарегистрирован: 16 дек 2009, 00:00

О посещении "Пацаева". Июнь 2012

Номер сообщения:#7  Сообщение Евгений » 01 июл 2012, 17:29

Да, еще немаловажный сигнал - со стойки автосопровождения. Так же на АВМ заводился.

Евгений
 
Сообщения: 339
Зарегистрирован: 16 дек 2009, 00:00

О посещении "Пацаева". Июнь 2012

Номер сообщения:#8  Сообщение Vladinir Kapranov » 01 июл 2012, 21:03

Владимир, по возможности, вставь фото АВПК "Абрис". По ответу Евгения я понял, что до сих пор эта аппаратура стоит. Ностальгия. Столько часов провел сидя за ней!
Евгению. Объекты, по которым мы работали (Владимир, Анна, Григорий и т.д.), имеют изменяемую траекторию полета. Соответственно, на каждый виток ЭВМ рассчитывала программные координаты, которые заводились в АВПК. Каждый виток имеет свой угол места и азимут.

НОЦ - наклон оси цапф - использовался по высоким виткам, для доворота антенны при высоком угле места.
Автосопровождение осуществляется по сигналам контррефлектора.

Vladinir Kapranov
 
Сообщения: 155
Зарегистрирован: 15 июн 2011, 00:00

О посещении "Пацаева". Июнь 2012

Номер сообщения:#9  Сообщение Евгений » 02 июл 2012, 03:06

 
НОЦ - наклон оси цапф - использовался по высоким виткам, для доворота антенны при высоком угле места.
На наземных ИПах, насколько слышал, нет третьего привода, хотя и они могут работать на больших углах. Соответственно я думал, что НОЦ нужен только в условиях качки.
 
Автосопровождение осуществляется по сигналам контррефлектора.
А что такое контррефлектор и где он расположен? Имеются в виду вертикальная и горизонтальная поляризации Ромашки (т.е. ее облучатели)?

Евгений
 
Сообщения: 339
Зарегистрирован: 16 дек 2009, 00:00

О посещении "Пацаева". Июнь 2012

Номер сообщения:#10  Сообщение Vladinir Kapranov » 02 июл 2012, 04:05

На "Гагарине" контррефлектор выглядел так:


Vladinir Kapranov
 
Сообщения: 155
Зарегистрирован: 15 июн 2011, 00:00

О посещении "Пацаева". Июнь 2012

Номер сообщения:#11  Сообщение Владимир Прощенко » 04 июл 2012, 01:11

 
Володь, а в спецлабу удалось проникнуть?
-- спрашивает Миша

Нет, там не был. Заперты, а на вахте ключей не оказалось.
И так со многими лабами, теми, что не задействованы.

Планировал в первую очередь побывать в лабораториях с действующей аппаратурой.
Был во 2-й, 6-й, 6а, 8-й, 18=й, 19-й, 23-й и 24-й.
В 4, 5, 5а, 27 и в спортзале разместился музей.
Хотел побывать в 9-й, на "Сапфире". Но не был.
25, 28, 29 - пустые, закрыты.








Аватара пользователя
Владимир Прощенко
Администратор
 
Сообщения: 1841
Зарегистрирован: 01 ноя 2009, 00:00
Откуда: Санкт-Петербург

О посещении "Пацаева". Июнь 2012

Номер сообщения:#12  Сообщение Владимир Прощенко » 06 июл 2012, 15:07

Ну всё...
Отклика от сотрудников НПО в течение недели не получил. Поэтому считаю, что по умолчанию - "одобряют".

Доступ к отчёту и к видео открыт.

Видео. "Один виток с "Пацаевым":


Аватара пользователя
Владимир Прощенко
Администратор
 
Сообщения: 1841
Зарегистрирован: 01 ноя 2009, 00:00
Откуда: Санкт-Петербург

О посещении "Пацаева". Июнь 2012

Номер сообщения:#13  Сообщение Евгений » 08 июл 2012, 02:56

 
Мачты, непривычно голые
А что на них было раньше?

Евгений
 
Сообщения: 339
Зарегистрирован: 16 дек 2009, 00:00

О посещении "Пацаева". Июнь 2012

Номер сообщения:#14  Сообщение Владимир Прощенко » 08 июл 2012, 22:12

Не могу ответить, какая антенна на мачте - для чего.
Это, в основном, антенны судовой радиосвязи и навигации.

Но то, что их поуменьшилось - заметно.
Тут сравнение того, что было на "Добровольском" в 2005-м с "Пацаевым" 2012-го.

Фок-мачта существенно обеднела.
Нет антенн навигации ("пирамидки" и круглая рамка) и КВ-штырей




На гроте тоже поредело.
Нет антенны на топе, нет УКВ-антенн, ещё каких-то.



На бизань-мачте вроде бы всё как было.



Нет также КВ-антенны - "луча" между мачтами, нет антенны БРС-4, нет "Сапфира" под шариком.

Аватара пользователя
Владимир Прощенко
Администратор
 
Сообщения: 1841
Зарегистрирован: 01 ноя 2009, 00:00
Откуда: Санкт-Петербург

О посещении "Пацаева". Июнь 2012

Номер сообщения:#15  Сообщение Евгений » 09 июл 2012, 16:47

 
На "Гагарине" контррефлектор выглядел так
На Ромашках 4 облучателя, две взаимно перпендикулярные поляризации принимаемого сигнала, каждая поляризация принимается двумя облучателями, и сигнал автосопровождения получается за счет обработки сигнала именно от обоих облучателей, если не ошибаюсь. На "Гагарине", видимо, другой способ получения сигнала автосопровождения.

Евгений
 
Сообщения: 339
Зарегистрирован: 16 дек 2009, 00:00

О посещении "Пацаева". Июнь 2012

Номер сообщения:#16  Сообщение Александр Сычёв » 10 июл 2012, 02:27

 
Примерно за 30-40 минут до сеанса включили и проверили аппаратуру.
Стало как-то проще и будничней. В наше время на прием телеметрии выходили по двухчасовой готовности. Сказывается каждодневная работа и отсутствие военизированного начальства. С другой стороны, у нас телеметрия принималась 3-4 раза за рейс, но в особо ответственные моменты: 2-ые старты, посадки, стыковки-расстыковки.
Ещё обратил внимание, что в лабораториях на витке по одному человеку работают. В наше время минимум 2-3. Экономия, однако.
Пароход, действительно в приличном состоянии, исключение - палуба кормы, но туда, видимо, боцман пока не добрался. Как он один(!) со всем этим справляется?!

Аватара пользователя
Александр Сычёв
 
Сообщения: 476
Зарегистрирован: 10 ноя 2009, 00:00
Откуда: Москва

О посещении "Пацаева". Июнь 2012

Номер сообщения:#17  Сообщение Владимир Прощенко » 10 июл 2012, 11:52

 
в лабораториях на витке по одному человеку работают
Двое - во 2-й: на управлении антенной и за пультом. Один - в 24-й. И двое заняты в 19-й, 6-й, 6а и 8-й. Итого - пятеро на витке

 
Как он один(!) со всем этим справляется?!
Так мне про него рассказали. Я тоже удивился. Видел его, когда он возле шарика с банками краски возился. Но, к сожалению, не переговорил и не сфотографировал - куда-то он ушёл и я его потерял.

Аватара пользователя
Владимир Прощенко
Администратор
 
Сообщения: 1841
Зарегистрирован: 01 ноя 2009, 00:00
Откуда: Санкт-Петербург

О посещении "Пацаева". Июнь 2012

Номер сообщения:#18  Сообщение Владимир Прощенко » 15 янв 2014, 23:42

Сегодня получил вот такое письмо:

Андрей пишет:Здравствуйте Владимир! С восторгом читал ваш рассказ о поездке на НИС "Космонавт Виктор Пацаев". Я живу в Калининграде, школьник, 16 лет и мне интересен космос. Побывав на "космическом" корабле был разочарован такой скудной музейной программой. Нам много рассказывали, показывали музейные экспонаты и модели, но не показали лаборатории. Даже не рассказали о них! А очень интересно было бы наблюдать за связью с МКС, посетить лаборатории, планетарий и все куда можно зайти. Без фото сессий, но по возможности с гидом, а не просто с "охранником" (дабы никуда руки не тянул). От сотрудников Музея я узнал что они никак не могут помочь мне в этом. После поиска в сети нашёл ваш рассказ и очень обрадовался. Возможно помочь мне сможете вы?

... прочитал и делюсь с вами мыслями:

1.
Вот ради таких вот ребят и нужно во что бы то ни стало сохранить "Пацаев". В любом качестве: как действующий измерительный пункт, как музей или как то и другое вместе.

Всё-таки есть и среди ровесников Андрея люди интересующиеся, неравнодушные к космосу. На них и должен рассчитывать наш Роскосмос вместе с Рогозиным, поощрять их и помогать им в получении знаний. Если, конечно, всерьёз намерены развивать отечественные космические программы

2.
Парень оказался "разочарован". Не музеем, но тем, что не смог пройти по лабораториям, посмотреть как люди работают на витке.

И это понятно. Романтика "Пацаева" - в его живой работе. Даже если однажды он уйдёт на пенсию, начинку его нужно оставить в рабочем состоянии, чтобы всегда можно было продемонстрировать желающим, как это работает. Смоделировать сеанс: показать движение антенн, сигналы датчиков на БВНе, услышать переговоры (хотя бы в записи) ЦУПа с космонавтами...

Честное слово. драгметаллы с аппаратуры, если её придётся списать, стоят в разы меньше, чем приход в космическую науку и промышленность ребят-энтузиастов. Вот и ещё один довод за сохранение "Пацаева".

Понятное дело, что музей не может сам распоряжаться - пускать или не пускать посетителей в "низы" судна. Всё-таки, собственник - Роскосмос. И озадачиться этим вопросом руководителям НПО ИТ очень не мешало бы.

3.
На днях я побывал на "Красине" и Николай Александрович Буров много и интересно рассказывал мне о себе, как попал в службу, как заведовал в начале 90-х всеми четырьмя "Селенами" одновременно с "Пилюгиным". Рассказывал о "Пацаеве"...

Рассказ этот я записал и готов выложить его на сайт. Жду лишь "добро" от рассказчика.

Так вот, в заключении к этому рассказу я написал, что неплохо бы...
В.Прощенко пишет:... показать им (посетителям) не только выставочные коллекции уже размещённые на судне, но и показать научно-исследовательский корабль в действии. Чтобы посетители могли видеть движение антенн, отслеживающих космический аппарат, а может быть - и наблюдать за действиями специалистов, обслуживающих аппаратуру в лабораториях судна во время работы по виткам.

Таково моё мнение совпавшее с пожеланием Андрея, автора полученного сегодня письма.

Хочется ему помочь.

Аватара пользователя
Владимир Прощенко
Администратор
 
Сообщения: 1841
Зарегистрирован: 01 ноя 2009, 00:00
Откуда: Санкт-Петербург

О посещении "Пацаева". Июнь 2012

Номер сообщения:#19  Сообщение Владимир Прощенко » 18 янв 2014, 18:43

Есть ответ от Ирины Березинской, Музей Мирового океана

 
Эта идея (посещение лабораторий) витает у нас давно. Частично она уже реализована: с разрешения РОСКОСМОСа мы проводим часть квеста "Космос-Земля-Океан" в одной из действующих лабораторий. Квест рассчитан на группы школьников до 15 человек и проводится по предварительной записи для обязательного согласования с капитаном и руководителем научной группы. И, конечно, не во время сеанса связи.

Проблема посещения лабораторий в сопровождении специалистов в режиме он-лайн, конечно, должна быть решена - это интересно многим. Ищем возможности для ее решения.

Аватара пользователя
Владимир Прощенко
Администратор
 
Сообщения: 1841
Зарегистрирован: 01 ноя 2009, 00:00
Откуда: Санкт-Петербург


Вернуться в Порт приписки - Ленинград

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron