(Звука нет. Это 82-й год!)
Вопросы:
- кого удаётся узнать в шлюпке "Добровольского"?
- кто-нибудь может разобрать название СКР, заметное на корме?
- как зовут бункеровщика?
А бортовые номера, я где-то читал, менялись каждые два года
Я пришел служить на "М. Неделин" с "Чумикана" и привез с собой фото этого эпизода. Петя Коник пришел служить ко мне уже на "Маршал", так она у него и оказалась
Бортовые номера менялись, но как часто?
Это было в районе Кокосовых Островов, я все это наблюдал с борта бпк "Ташкент". Мы там неделю в дрейфе стояли, ждали когда его запустят и когда он приводнится... А потом пошли через весь Индийский Океан в Аден,там на "Ташкент" в назначенный день прибывал ГЛАВКОМ ВМФ С.Г.ГОРШКОВ, так что шли 32 узла, торопились..
Да, работали по Бору-4 в Индийском на 16гр.ю.ш, переходили с Тихого около о.Бали . Ждали Борю и дождались. Чумикан -1983г к-р корабля Фёдор Павлович Попов, ком-ра вертолёта в данный момент не помню, а штурманом работал Виктор Князев. Мы долго ждали, когда дадут команду на вылет(борт был в минутной готовности) .Прилетели америкосы на в-те с одного из судов к нам и рядом с вертолётной палубой Чумикана нас снимали с разных видео и фото техники.Мы были в шортах, но без рубашек. Дали команду на вылет-он улетел, мы взлетели( я ,,зайцем" по молчаливому согласию ком-ра в-та, в запасе у меня тоже была фото техника). Кружили над Борей мин.30-40 не давая Ореону быть точно над Борькой (снимал чёрт)Я был сзади экипажа и подсказывал, когда Ореон с задней полусферы идёт в нашу сторону и Виктор нажимал кнопки сигнальных ракет , давая знать Орену , что мы не дадим пройти над Борькой пока мы в воздухе и он , конечно отваливал в сторону.Потом команда - и мы пошли на посадку на единственную, родную , вертолётную площадку Чумикана в Индийском Океане
Командиром вертолёта был П-пк Шарыкин В.И. наш комэска.
Сергей Писарев писал(а):Во всех трех успешных подъемах снимал первым противогаз ПРВ, т.к. не мог в нем управлять катером.....так и работали в нескольких метрах от паров амила и гептила....))
Помнится из описываемых событий многое....кое-что опишу в своей книге (пока набраны первые 50 стр.), когда завершу не знаю.
На форумах "тусить" не люблю, читал много писанины людей, которые что-то знали об описываемых событиях, выдают себя за первоучастников - ну, не ругаться же с ними....кое-кто из них даже награждался...у нас, из непосредственных участников - никто не был награжден.
Владимир Прощенко писал(а):В сети есть видео, снятое в 82-м и 83-м в Индийском, где, возможно, и Вы есть в кадре: viewtopic.php?f=9&t=575&p=10429#p10351
Всё, что связано с работой "Добровольского" по БОРу меня интересуес особо, т.к. самому в том рейсе не довелось быть. Вот и собираю материал: воспоминания, фото, видео.
Немного из собранного попало в книжку - http://niskgd.ru/mix/p73/index.htm
Есть о БОРах у Лукашевича на сайте "Буран" и в книге: https://yadi.sk/i/a-wyaI0mdszaK (не без ошибок).
То, что Вы собрались книгу сделать - это здорово! Один экземляр для себя, считайте, заказал.
Сергей Писарев писал(а):Владимир, на тех видео которые только могут существовать по фактической работе по БОР-4, там где катер, то у румпеля на корме - только я, другие командиры ЭвакГр находились на своих кораблях.
...
Действительно, у Лукашевича очень много неточностей и откровенных ляпов:
- не ПСС, а ПСК
- подбор фото явно с путаницей подъемов 82 и 83 годов (82 - КБПУ, крановое бортовое подъемное устройство, 83 - тросовая проводка)
- катер работал всегда ТОЛЬКО с Ямала (не с Чумикана), первый раз у меня было 15 чел
- погода оба раза (как специально выбирали) была хреновая
- 82 г. работали более 4 часов, в 83-м точно не помню, но не 1 час (врет)
- разбили графитовый носок изделия о левый борт Ямала (слишком большая парусность была). Потом геройски (не преувеличиваю) отталкивал "птичку" от борта Ямала водолаз-инструктор ст. мичман Кушнир Иван (есть в Одноклассниках), ему за 60-65 лет уже.
- в 82-м долго буксировал изделие....даже случайно нашли плававшую крышку ОСП (основной системы парашютной) и подобрали в катер
- неправда насчет того что спецы от промышленности не допускались к изделию пока не дожгли топливо члены ЭГ. ЭГ работала только в катере и я был ее командиром. На борту сразу работали спецы, а экипаж их только обеспечивал.
- меры безопасности нарушались только мной и тему, кто был в катере, т.к. невозможно было работать иначе - не видно ни черта!!! На борту за ТБ следили сами спецы и делали все по инструкции.
- за 82 г. мне вручили транзисторный приемник от ГК ВМФ и года 3-4 получал премию от ГУКОС по 10 руб, но раз в год:-)))
- в 83 г. сразу после замеров намотал на винт катера строп парашюта. Освободились случайно....закрепили свободный конец стропа на утку и дал полный ход - порвал строп и он слетел спиралью с вала.
- члены моей команды видели снайпера на вертолете Кайова с австралийского гису Moresby
Владимир Прощенко писал(а):Сергей, спасибо!
Вроде бы мелкие подробности, но интересно. "Добровольцы" и моряки с "Чумикана" наблюдали всё со стороны, издалека. А Вы - непосредственно участвовали.
Вот Вы пишите, что служили в штурманской БЧ. Можете ли описать, как собиралась группа перед посадкой БОРа, насколько точно он попал в заданный район? Как вели поиск? Почему именно "Ямал" поднимал БОР?
Свои или друзей фотографии с того похода у Вас есть?
Сергей Писарев писал(а):В районе поиска с учетом эллипса рассеивания был построен поисковый ордер из кораблей и судов принимавших участие. Первое приводнение было не очень точным, вылетел макет немного за эллипс рассеивания.....шли туда полным ходом. Поиск на ПСК велся техническими средствами пеленгования на КВ и УКВ, РЛС МР-500У (Донбасс), навигационные РЛС, визуальный поиск, наблюдатели с секстанами для замера вертикального угла инверсионного следа (появление и исчезновение его).....Подготовленные ЭГ были на трех кораблях (каждый раз), но головной была моя ЭГ (скажем так - Родина доверила, так "карты" легли). Этому предшествовали многочисленные тренировки и учения и в базе и в море. К моменту начала поиска все (кому положено) были в химкомплектах КР-1, КР-2, но без противогазов. Все исполняли свои штатные обязанности по поиску....первые пеленга были ошибочными (т.е. обратными, такое в КВ пеленгации случается), но помог анализ телеметрии и данных РЛС воздушного наблюдения. К моменту подхода за 30 мин ЭГ уже сидела в катере, катер был вывешен у спардека. Точно когда надели противогазы не помню....а вот снял его сразу как подошли к птице...не мог управлять катером иначе. Большинство членов ЭГ тоже сняли их, за исключением одного спеца от промышленности (очевидно он знал больше других), но выбора не было, повторюсь - иначе работать не получалось в ПРВ (противогаз ракетных войск)...было очень жарко, под химкомплектом на нас были надеты власяницы (как у средневековых рыцарей), говорили, что помогает от перегрева...не заметил этого. В отношении нарушения ТБ могу сказать одно - молодые были, безбашенные...сейчас вспоминаю, читаю про возможные последствия, ищу у себя признаки ...
Приводнение в 83 г. было более удачным. Зима 83 г. - не помню, но в пределах эллипса в западной части Черного моря.
Где то есть фото (скачал у своих моряков бывших)....мне было не до фотографирования....да, и соответствующие "ребята" были рядом:-) не дремали.
Сергей Писарев писал(а):Владимир, перечитал Ваш вопрос о сборе группы и понял что Вы имели ввиду не сбор ЭГ а сбор всего отряда кораблей сил поиска....
В 1982 г. ПСК (03 ед.) отрядом кораблей переходили из Севастополя в Индийский океан, короткая остановка у о. Сокотра, затем "Ямал" заходил в Мадрас (отдых, пополнение запасов), два других (кажется в Коломбо, уже не помню), на 5-й день выход и переход в район сбора SW о-вов Килинг (Кокосовых о-вов). Туда же подходили: корабль охранения, танкер, КИК и НИС (кажется кто-то был еще - запамятовал). Формировался походный штаб сил поиска на основе походного штаба 3 БрПСК во главе с комбригом к.1 р. Юрием Владимировичем Гоманом (замечательный офицер и человек, настоящий мужик). Штаб пересаживался на "Чумикан" и он уже становился флагманом на период работ....Там же в районе проводили тренировки по поиску и подъему СА, ожидали погоды и решения на запуск. После основной работы по теме все разбегались кто куда....2 ПСК шли куда-нибудь на заход, а "Ямал" мимо Great Chagos Bank, без заходов сразу шел в Севастополь...А там встречал Г.С. Титов (кстати, очередное уточнение к Лукашевичу - один раз Титов был в форме, другой раз в штатском).
В 1983 г. все было примерно так же, только порты заходов и состав сил немного менялись.
В отношении действий самолетов БПА ВМС США и Австралии "Орион Р-3С"...... Конечно они очень интересовались нашей работой и делали максимально возможное чтобы и мешать нам и сфотографировать все и с хорошим качеством (судя по фото им это удалось). Самое первое "знакомство" с американским самолетом непосредственно при работе было неожиданным.....катер СШАМ-51 с ЭГ уже работал на воде у СА, а американец на очень низкой высоте совершил пролет над катером (так было несколько раз)....первый пролет был самым неожиданным, в т.ч. и для меня, как командира катера.....не ожидал такого эффекта....американец с проходом на сверхнизкой высоте отработанными струями воздуха буквально сбивал нас с ног и "размазывал" по бортам катера....я почувствовал резкий удар горячего воздуха в спину и устоять на ногах (с учетом качки) смог только благодаря тому что заблаговременно раскорячился с румпелем за спиной...если бы не рукоятка румпеля, то так бы и "улетел" носом в двигатель катера.....ну, а потом, когда мы уже знали что будет очередной заход самолета, то мы к нему были готовы.
Сергей Писарев писал(а):.. это я, собственной персоной справа, в кремовой рубашке и мой товарищ Анатолий Глинкин (командир ЭГ в катере и командир группы подъема на борту соответственно)
Первое приводнение было не очень точным, вылетел макет немного за эллипс рассеивания.....шли туда полным ходом.
telemetrist писал(а):http://ivak.spb.ru/kosmonavtika/morskaya-epopeya-bespilotnyh-orbitalnyh-raketoplanov.html
Вернуться в Сопровождение сайта НИС КГД
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 44