Записки штурмана

Место общения всех, кто как-то связан с НИС КГД. Воспоминания ветеранов о том, как люди жили и работали на нём

Re: Записки штурмана

Номер сообщения:#36  Сообщение Елена » 18 июн 2017, 16:01

Спасибо, Андрей, прочитала с удовольствием Ваши воспоминания.
Особенно отметила Вашу фразу о том, что за пять лет жизни Вашей дочери, Вам ни разу не удалось побывать на ее дне рождения.
Вот и я, дочь В.А.Кулешова, в день рождения получала поздравительные телеграммы, отца, как человека, я узнала уже гораздо позже, когда он вышел на пенсию и стал дедом :)
Жаль, что я нашла этот форум так поздно, но лучше поздно, чем никогда! :)
Хотя с каждым годом все меньше остается людей, знающих, что такое НИС, и для чего они были нужны, или даже, что такое БМП и советский торговый флот, это уже - история, а историю нужно, сберегать, писать и передавать другим поколениям.
Я верю в то, что информация. однажды выложенная в сеть, начинает жить своей жизнью, как Ваш труд, однажды выложенный, уже был прочитан многими людьми, обрел в их сознании новые формы и образы.

Елена
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 18 июн 2017, 00:39

Re: Записки штурмана

Номер сообщения:#37  Сообщение Андрей Ильичев » 06 июл 2017, 16:15

Елена, спасибо за хорошие слова и понятное мироощущение.
Недавно возникла необходимость снять ксерокопию трудовой книжки. Перелистывая ее, наткнулся на благодарность, вынесенную Начальником БМП «За умелое руководство аварийно-спасательной группой по спасению людей».
Это было в самом начале моей трудовой деятельности на флоте. Утром заступил на вахту. Вдруг прибегают с судна, стоящего впереди по носу, и просят срочно направить спасательную партию, т.к. у них что-то случилось с рабочими, присланными с Канонерского завода, которые должны были производить чистку танков. Старпом посылает меня и двух матросов с КИПами. Все это заканчивается через полчаса, когда мы достали два трупа из танка. Как-то они там задохнулись при полном не соблюдении правил безопасности.
Прошли годы. Уже написано и подписано в кадрах заявление на увольнение из пароходства. Стою последнюю свою суточную вахту на судне. Позади почти полугодовой рейс грузового судна, очень-очень не простой в экономических и политических условиях начала 90-х годов. Выходные дни, грузовые работы не ведутся, кроме вахты на судне – никого. Ночь. Прилег на диванчик в каюте, дверь открыта. Около пяти утра слышу, как клацнула дверь с трапа на ходовой мостик. Резко просыпаюсь и поднимаюсь туда. Уже открыв дверь, вижу, что вахтенный четвертый механик вешается. Реально так, засунул голову в петлю, на звук открывающейся двери обернулся и резко поджал ноги. Молодой, приход, газ-квас, семейные неурядицы. Сорвался парень. Почему он решил это сделать на мостике? Для меня это так и осталось загадкой.
Из петли я его вытащил, откачал, всех, кого надо, вызвал, сделал финальную для себя запись в судовом журнале и покинул флот…
К чему это я ?..

Аватара пользователя
Андрей Ильичев
 
Сообщения: 15
Зарегистрирован: 27 янв 2016, 13:20

Re: Записки штурмана

Номер сообщения:#38  Сообщение Владимир Прощенко » 06 июл 2017, 16:59

Вот она, "романтика, белые пароходы, другие берега, экзотика".
Кто там не был, кто не служил, не работал в море в рейсах по 6-9-11 месяцев (и такое было), тот не поймёт.
Моряки - кто выстоял, не скис и остался человеком - достойные уважения люди!

Тут, на этом форуме, Рома Имаметдинов заметил однажды, что "в какой-то стране работу на море приравнивали к отсидке в тюрьме". Ну, а для нас это была добровольная "отсидка". Кто не выдерживал, отсеивался быстро. Или кончал плохо.

А ещё в море быстро становится ясно - кто есть кто. Кто - человек, а кто - так себе, дерьмецо. Отсюда - уважение к таким, как капитан Кулешов.

Аватара пользователя
Владимир Прощенко
Администратор
 
Сообщения: 1898
Зарегистрирован: 01 ноя 2009, 00:00
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Записки штурмана

Номер сообщения:#39  Сообщение Андрей Ильичев » 19 дек 2018, 16:28

Друзья, добрый день!
Совершенно случайно недавно в каких-то новостях узнал, что существует такое географическое понятие, как «Точка Немо». С координатами 48о52`S, 123o23`W.
Я думаю, что тем, кто был в 11-м рейсе, эти координаты начинают что-то напоминать. И, да. Ведь точка работы по «Бурану» была 45оS, 133oW. И, чтобы в нее прийти из пролива Дрейка, а потом уйти из нее в пролив, мы должны были пройти чуть ли не через эти координаты. Почти также, как мы пересекали точку 0о, 0о. И в этих местах, действительно, сгорают в атмосфере космические аппараты. Парочку таких болидов удалось увидеть на ночных вахтах.
А еще же мы поднимались от точки работы на север до 29оS, 154oW, когда шли из пролива Дрейка, и когда отменили старт 28-го октября, тоже уходили довольно высоко на север.
Кстати, в заметке по поводу 30-я запуска «Бурана» почему-то написано, что «Неделин» ушел, туда, где спокойнее, а мы остались. У меня же в дневнике написано, что после отмены запуска начальство до 10-ти часов решало что делать: лежать и ждать или уходить на север? Нач. экспедиции решил – и мы пошли. Только после нашего решения стал уходить и «Неделин».
В общем, с «Точкой Немо» всех причастных.
Удачи и с наступающим Новым Годом!

Аватара пользователя
Андрей Ильичев
 
Сообщения: 15
Зарегистрирован: 27 янв 2016, 13:20

Re: Записки штурмана

Номер сообщения:#40  Сообщение Владимир Прощенко » 24 дек 2018, 09:53

Андрей ещё раз выдал интересную информацию. Спасибо!
Знал, что аппараты с орбиты спускают в ту часть океана. Но про название "точка Немо" не знал.
Википедия:
Многие космические агентства, как сообщает BBC, используют этот район в качестве «кладбища космических кораблей», так как здесь минимален риск ущерба людям и природе. В окрестностях Точки Немо на дне океана находится уже не менее сотни отслуживших своё космических аппаратов и их частей

О том, кто раньше ушёл с точки, чтобы переждать шторм - существенное замечание. Андрей и раньше об этом писал, а я не обратил внимания. Штурманам надо верить.

Аватара пользователя
Владимир Прощенко
Администратор
 
Сообщения: 1898
Зарегистрирован: 01 ноя 2009, 00:00
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Записки штурмана

Номер сообщения:#41  Сообщение Александр Сычёв » 26 дек 2018, 23:01

А не очень-то и существенно, кто раньше ушёл из точки туда, где поспокойнее. Но, всё-таки, мне кажется, у командира "Неделина" было больше самостоятельности, поэтому он и ушёл первым.А нам на каждый чих надо было получать разрешение из Москвы. Вообще там, насколько помнится, особо не штормило, но была очень крупная зыбь. На таких валах в дрейфе лежать было опасно, если вообще возможно, на мой дилетантский взгляд.

Аватара пользователя
Александр Сычёв
 
Сообщения: 486
Зарегистрирован: 10 ноя 2009, 00:00
Откуда: Москва

Re: Записки штурмана

Номер сообщения:#42  Сообщение Андрей Ильичев » 03 янв 2019, 13:50

Друзья, добрый день!
С наступившим 2019-м, уже!
Относительно точек на карте: по-моему, точка работы 133 гр.зап. все-таки западнее, чем точка Немо 123 гр. 23 мин.зап. Т.е на вышеприведенной карте ее надо зеркально перенести.
Относительно дрейфа. В дрейфе мы лежали на широте 29 гр.юж., куда добирались в сентябре, когда первый раз отменили работу. А вот в точке, ожидая работы, мы никогда в дрейфе не лежали, а двигатель работал, выбирали курс так, чтобы не подставлять борт волнам зыби и опреснители все время молотили, а то, вообще, никакой пресной воды не было бы. Ведь воду давали по расписанию и очень ограниченно. Помню, чтобы после баскетбола помыться, брал с собой в душ заранее наполненную трехлитровую банку, которой вполне хватало, чтобы поплескаться. Запись от 20.09.1988 г. : «Из Влгт обещают на точку. Туда и смотреть не хочется по карте погода – что-то очень неприятное. Самое-то непонятное в том, как они там работать будут: ведь всякая аппаратура имеет предельные характеристики по качке(амплитуда, время и т.п. – для судна). В условиях шторма все они запредельны и срыв сигнала – срыв работы. Или там, в Мск, все море цвета политической карты? И рябит лишь как в пруду перед окном?»

Аватара пользователя
Андрей Ильичев
 
Сообщения: 15
Зарегистрирован: 27 янв 2016, 13:20

Re: Записки штурмана

Номер сообщения:#43  Сообщение Владимир Прощенко » 03 янв 2019, 17:57

С картой я напортачил. :oops: Исправил:
Nemo.jpg

А какая была погода в день работы?
Анатолий Курочкин ("Маршал Неделин") в своей книге пишет, что отработав по "Бурану"...
А.М.Курочкин. http://niskgd.ru/mix/p16/index.htm писал(а):...очень быстро дали ход — прогноз погоды был крайне неблагоприятным. С запада, с востока и северо-востока подбирались ураганы. Отстояться или уйти "вниз" возможности не было: зона зарождения айсбергов, циклонов и прочей "дряни". Командир В.Ф.Волков принял единственное, наверное, решение — успеть проскочить между циклонами.
...
Морская обстановка была напряжённой: циркули на мостике летали совершенно горизонтально, всё, что не закреплено, было разбито или утеряно. Одна из волн сломала фок-мачту. Люди по кораблю еле передвигались. Без преувеличения, корабль казался на волоске от гибели.

Аватара пользователя
Владимир Прощенко
Администратор
 
Сообщения: 1898
Зарегистрирован: 01 ноя 2009, 00:00
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Записки штурмана

Номер сообщения:#44  Сообщение Александр Сычёв » 04 янв 2019, 22:51

Приемлемая, видимо, была погода, если мы отработали без сбоев сигнала.

Аватара пользователя
Александр Сычёв
 
Сообщения: 486
Зарегистрирован: 10 ноя 2009, 00:00
Откуда: Москва

Re: Записки штурмана

Номер сообщения:#45  Сообщение Андрей Ильичев » 21 мар 2019, 14:41

Друзья, добрый день!
Наконец-то заканчивается зима. Сугробы, которые у нас в Ленобласти были выше роста, наконец-то начали таять.
Но, ведь зима еще и время кое-что поделать из того, до чего руки в другое время никогда и не дойдут.
После переезда несколько лет назад образовалась некая коробка с мукулатурой. Там лежат и письма жене из рейсов.
Попадается кое-что любопытное. Например...
Включаю машину времени.

Письмо (почтовый штамп МСК 29.10.1988):

«Мы идем в Веллингтон. Когда-то переселенцы и ссыльные из могучей колониальной державы грузились на корабли и отправлялись в неведомую страну. На восток, на восток… На край света. А мы подходим с востока на запад, на запад. Ночь удивительная: штиль, лишь долгая плавная зыбь перекатывается в лунной дорожке. Неяркие звезды вверх-вниз в такт плавным кивкам разрезающего водную гладь форштевня. Этакая романтическая идиллия. Зато, если не будут отвлекать, смогу спокойно писать это письмо, побыть с тобой, скоротать ночную океанскую вахту.
Мы идее в Новую Зеландию – впервые увиденная земля. Дословно. Позади почти 40 суток плавания от Буэнос-Айреса, откуда было последнее письмо. Поэтому продолжу с отхода из этого порта.
Вышли, как обычно, не имея никаких перспектив на будущее. Это стало здесь уже нормой. Неприятной. Всё в последний момент. Ладно бы, еще по Финскому заливу плавали, а мир-то – всё же не залив. На многие районы у нас и карт нет, и письма хочется получить, а где – в Австралии, в Перу – никто сказать не может.
Спустились вниз на юг. С каждым днем холодало, вечные спутники этих широт – альбатросы и полярные пестрые чайки, так и кружились, то обгоняя, то пикируя за корму. Иногда встречались косячки котиков или маленьких дельфинов. С выходом как прихватила нас «sike weather», как говорят англичане «Больная (плохая) погода», так избавились от нее только когда пришли в район дрейфа. Но об этом позже.
Прошли между континентом и Фолклендами. Начались снежные заряды и легкие морозы. Правда, ожидаемых айсбергов так и не удалось увидеть. По мне, так и к лучшему. Уж больно мастер был в тревоге об их появлении. Тем более в плохую погоду. Обогнули мыс Горн, южную оконечность Огненной Земли, в межциклонический момент проскочили пролив Дрейка и вошли в Тихий океан, который, в отличии от Магеллана, тихим нам вовсе не показался. Да, видно, и не покажется в этих широтах. Те дяди, которые сидят в Москве и выбирают точки для работы, мало что соображают в географии и в возможных условиях плавания. И хоть организм ко всему и привыкает, но вот психологически это здорово надоедает, даже если на всё смотреть с юмором, что, в общем-то, приходится делать, когда, даже сидя на палубе в каюте, чтобы достать чашку из буфета, уезжаешь к койке как на ледяной горке. А ведь и едим, и работаем, и спим, т.к. не спать уже не возможно. Вот только свободное время жалко, т.к. серьезно ничего не поделать. Потом наступает затишье на сутки-двое. Замечательно. Спать, быстренько подбивать накопившиеся дела и т.п. Надоедает ужасно.
Таким образом мы дошли до рабочей точки, когда наконец-то узнали, что в ближайшее время работа не планируется и мы можем ехать куда хотим, лишь бы… Мы и поехали в сторону Таити, где не должно качать и можно спокойно полежать и «зализать раны», т.е. покрасить, что можно и где можно.
Когда пришли и легли – это блеск. Я на вахте столько переделал, что осталось даже время и начал перепечатывать книгу «Напитки на любой вкус». Очень интересная. За дополнительный вариант под копирку мне её обещали переплести.
Эта неделя в дрейфе пролетела совершенно незаметно.
А потом нам сказали точную дату захода. И сказали точный порт. А то ведь Веллингтон тоже был под вопросом довольно долго.
Теперь, когда это известно, стоит другой вопрос: когда же работа, ради которой нас сюда и пригнали? «Челлинджер» американцы запустили 29-го. Об этом мы услышали по радио, отголоски которого иногда сюда прорываются. Да ещё стармех, с которым мы частенько беседы беседуем, приносит новости «Голоса». Передавали и про нашу систему, что она почти готова. И ещё. Судя по нашему напарнику, стоящему во Владивостоке. Его выход планируется на 10-е октября. Дней 20 идти до нас. И не в последний же день подойдет. Выходит, что ноябрь, не раньше. А что потом?
В Веллингтоне за кормой останется уже 20 тыс. миль и 4 месяца рейса. Та ли это вершина, с которой уже под горку? Всевозможных версий ходит множество. Но всё это обычные судовые сказки без реальных обоснований».
«Слева на траверзе светит Южный Крест. Одиноко и печально. 15 часов разницы с вами. Т.е. вы уже в 19-ти часах живёте воскресенья, а здесь глубокая ночь. Пересекли демаркационную линию смены дат. Но, чтобы не лишать экспедицию выходного, будем жить без 26-го сентября, понедельника. Из воскресенья сразу во вторник. А поедем обратно – будет два одинаковых дня. Парадоксы нашей жизни. Организм совершенно запутался: когда спать, когда желудочные соки выделять?»
«А когда всё надоедает, я себе говорю: «Андрюха, сегодня отдых». Ставлю перед иллюминатором кресло, завариваю кофе (чем реже его пьёшь, тем он вкуснее кажется), специально не беру никаких-каких бумаг-дел, чтобы делать, прикуриваю сигарету, услав матроса подальше работать куда-нибудь в малярку, не так, чтобы он там работал, а подольше отсутствовал, ибо моему моряку только зацепиться языком, так всю вахту может проболтать, перескакивая с темы на тему и обильно перемежая свою речь матерком (я, говорит, заикаюсь, так, чтобы быстрее и более связно получалось), от которого потом отряхиваешься и зубы чистишь. Так вот, проведя все эти подготовительные мероприятия, и еще глубже поместившись в кресло, ноги по-американски, начинаешь думать о чем-нибудь хорошем-прихорошем из прошедше-будущей жизни: что было, что будет, чем сердце успокоим. И так это можно унестись-раствориться в звёздном пространстве. Очень здорово. Но часто нельзя. Это состояние эйфории запросто может перерасти в недовольство: от скудности и одинаковости мысли, от невозможности прорвать временно-пространственную плоть, от дыма сигареты и горечи кофе, от того, что моряк сделал работу и вернулся».

Аватара пользователя
Андрей Ильичев
 
Сообщения: 15
Зарегистрирован: 27 янв 2016, 13:20

Re: Записки штурмана

Номер сообщения:#46  Сообщение Владимир Прощенко » 21 мар 2019, 15:48

... и снова нахлынули воспоминания. Сны переносят на годы назад. И вот ты уже не здесь и сейчас, а в 80-м, где-то между невидимыми берегами. Там - Африка, в другую сторону - Америка. Ночь. Сверху - звёзды. Огромные, будто спустились пониже и дразнят: "Достань!" Под небом - твой корабль. Тихо урчит, не торопясь двигается куда-то, оставляет за кормой искрящийся след. Тихо. Штиль. Умиротворение... Сон...

Эх!

Аватара пользователя
Владимир Прощенко
Администратор
 
Сообщения: 1898
Зарегистрирован: 01 ноя 2009, 00:00
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Записки штурмана

Номер сообщения:#47  Сообщение Александр Сычёв » 24 мар 2019, 06:52

Пример Андрея оказался заразительным. Вот и я достал из коробки в шкафу свои письма из рейсов. Между прочим, книгу "Напитки на любой вкус" и я частично перепечатывал. Вот ведь делать нам было нечего. А ребята на "Минск-32" перепечатали книгу о французской кухне и размножили для всех желающих. Где-то эти перепечатки валяются на даче. Но вернемся к письмам. Нашёл пять писем из того же тихоокеанского рейса. Вот письмо от 23.06.88 г., через две с половиной недели после выхода в рейс. Попробую, так сказать, внести свой вклад в передачу атмосферы рейса.
"Появилась возможность отправить вам письмо. Завтра встречаемся с "Беляевым", они через несколько дней заходят в Лас-Пальмас и отправят наши письма. А сами пойдут домой. Мы же останемся вместо них торчать тут у берегов Африки. Сегодня наконец-то дозвонился до вас. До этого трижды пытался звонить. Первый раз в воскресенье 12 июня, на следующий день после выхода из Копенгагена - не получилось, радисты по какой-то причине не связались с Москвой, сослались на занятость. В прошлую субботу и воскресенье вас не было дома. Теперь-то я знаю, что вы были на похоронах."
... "Ну, а у меня здесь дела идут более-менее нормально. Хотя, конечно, рейс начался очень тоскливо, несмотря на то, что развлечений у нас тут прибавилось. К видеомагнитофону в Копенгагене прибавился японский телевизор, в межрейсе ребята записали сотни полторы кассет. Во всех местах у нас теперь стоят телевизоры. Смотри не хочу. Но всё это пока как-то не радует. Очень скучаю по вас. Тут ещё и начальство новое, идёт процесс притирки. Уже не раз пожалел, что пошёл в этот рейс. Но потихоньку отношения нормализуются. Так что, скоро всё должно наладиться. И с этим рейсом смиримся, никуда не денемся. Хотя, поработать мне придётся больше, чем в двух предыдущих рейсах, вместе взятых. Может это и к лучшему, время быстрей будет идти. Компания наша стала маленькая, но чай пить пока есть с кем. Запаслись в артелке на весь рейс сушками, сухарями, конфетами. Так что, можем в автономе полгода плавать. Жаль, конечно, что пришлось уйти из 117-ой каюты. Но там, когда мы приехали в Ленинград, было очень неприятное зрелище. Там кто-то в межрейсе жил и оставил грязную посуду, продукты, всё это протухло и везде бегали толпы тараканов. Ещё там постоянно текла из крана горячая вода и всё пропиталось влагой; матрас было невозможно поднять, столько в нём было воды. Поэтому, я решил пойти навстречу Клявлину, он очень хотел поселиться в своей 137-ой. И вот, впервые за столько лет, я живу в другой каюте. Поначалу было немного непривычно, сейчас привык. 15-го июня отметил я 10-летие своей работы в Службе, теперь добавилось мне ещё 5% к окладу. Нас, ветеранов, тех, кто с первого рейса, осталось шестеро: Клявлин, Ладный, Леднев, Горный, Емельянов и я. 30 июня у нас будет праздник, судно отмечает 10-летие поднятия вымпела Академии наук.
Заход в Копенгаген для меня прошёл не совсем удачно. Стояли всего два дня, из них один я сидел на борту. Второй день должен был гулять по городу. Но, в связи с тем, что есть у нас в плане на рейс покупка машины, решил пойти с ребятами на свалку автомобильных покрышек и набрать их, так сказать, "на халяву". Сказали, что там попадаются почти совсем новые, в Союзе, сама понимаешь, это дефицит. Ну, я и поддался на эту провокацию. Проковырялись мы там полдня, набрали на троих штук 20 более-менее приличных колёс, но из них не нашлось и двух с одинаковым рисунком протектора. Пришлось бросить их там же. Подвело нас это западное разнообразие товаров. В результате пропал день увольнения. В город удалось вырваться часа на три.
... Дописываю письмо утром, вернее, скоро обед. "Беляев" стоит рядом, но встречи, как таковой, пока нет. С утра шёл сильнейший ливень, поэтому никто в гости друг к другу не поехал. Но сейчас, вроде бы, дождь перестал. Передачу передавать буду, наверное, с Закировым. После Ломэ заход у нас будет, наверное, в Монтевидео. Так что заранее напоминаю адрес: Уругвай, Монтевидео, Посольство СССР, НИС "КГД".
Ну что ещё. Здоровье у меня в порядке, постепенно налаживаю регулярные физкультурные занятия. Опять начинаю вспоминать английский, то, что знал, за межрейс уже забыл.Купил в Ленинграде "Правила движения", буду учить в рейсе.
Ну вот и всё, пожалуй. Жду от вас писем, хотя до захода ещё месяц. Буду, по возможности, звонить, пока мы ещё не очень далеко от дома. Когда уйдём на юг, оттуда, конечно, не позвонишь."
Продолжение следует...

Аватара пользователя
Александр Сычёв
 
Сообщения: 486
Зарегистрирован: 10 ноя 2009, 00:00
Откуда: Москва

Пред.

Вернуться в Вспомним всё

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron