Научно-исследовательское судно
"Космонавт Георгий Добровольский"

Сайт ветеранов флота космической службы

Всем привет.

Давно собирался выложить на форум выписки из своего дневника, который вёл в первом рейсе. Не тешу себя тем, что это кому-нибудь нужно. Самому хочется окунуться в атмосферу первого рейса, когда впечатления были ещё яркими, как в детстве. Выписки будут с большими сокращениями, так как, в основном, там детский лепет. Ну и, наверное, не смогу удержаться от каких-то сегодняшних комментариев.

 

Александр Сычёв

05 фев 2020, 05:07

 

Часть 2-я >>

 

А.Сычёв. Дневник 1-го рейса НИС КГД. Часть 1-я


Карта 1-го рейса НИС "Космонавт
Георгий Добровольский"

14 октября 1978 г.

"В этот день так и хочется говорить высокие слова. Что-то новое начинается в моей биографии. Но никак не верится в это. Уже позади Ленинград, Кронштадт, позади провожающие, музыка в гавани на Васильевском острове. Во все стороны вокруг только вода, кое-где только корабли на рейде, но скоро и их не будет.

Вот уж никогда не думал, что я буду писать какой-то дневник. Но, как говорится, рука так и тянется к перу.

Итак, сегодня в 14.30 мы вышли из Питера..."

 

15 октября.

"Вот уже почти сутки мы в пути. Надо бы спросить у вахтенного штурмана наши координаты, да неохота подниматься. Голова какая-то дурная, то ли от качки то ли от вчерашнего.

Да, вчера мы неплохо отпраздновали свой выход в рейс. И погода была, как по заказу. Да и сегодня ничего погодка. Утром встали, с востока к кораблю протянулась ослепительно сияющая полоса, это всходило солнце, красиво. Только почему-то оно поздно так взошло - в 8 часов. А впрочем, мы ведь уже далеко на западе. Идём хорошо, хотя 15 узлов - предел для нашего парохода. Но мы идём где-то близко к этому пределу. Ведь надо успеть к 23 октября в Лас-Пальмас. Чувствуется вибрация в каюте, это дрожит корпус корабля, довольно неприятное ощущение, но я думаю, привыкнем. Море тёмно-свинцового цвета, но всё равно красивое. А у борта вскипают буруны, сверху клочья белоснежной пены, а вода светло-зелёная. Так интересно смотреть в иллюминатор на море. Но это вначале, а что будет потом? Поживём-увидим."

 

16 октября.

"Сейчас проходим узкость между Швецией и Данией. Вчера смотрели по телевизору шведов, сегодня датчан. Идём мы по 300 миль в сутки. Балтику почти прошли за двое суток. На палубе сейчас тоже интересно, ночью ветер утих, а то невозможно было нос высунуть. По обе стороны огни вытянулись в цепочку - справа Швеция, слева Дания. Вчера перевели часы на час назад. Вот здорово, только собирались лечь спать, а потом, смотрим, можно ещё часок поболтаться. Сейчас идём с лоцманом. Он так лихо подкатил на своём катерке и взобрался на борт. А мы как шли, так и шли, не сбавляя хода."

 

17 октября.

"Вчера нас немного дезинформировали. Оказывается, мы проходили не между Данией и Швецией, а с обеих сторон у нас была Дания - мы проходили пролив Большой Бельт."


Диалог на форуме.

А.Ильичёв: "Удивительно, что на проход Б.Бельтом брали лоцмана. Мы, балтийцы, обычно ходили без лоцмана. За это штурманам доплачивали чеками."

А.Сычёв: "Андрей, у нас был очень осторожный капитан. Да ты наверняка наслышан был о нём в пароходстве - Троицкий Э.Н. Он, мягко говоря, очень не любил всякие узкости. А ещё не любил вставать на якорь. Было даже понятие у нас на пароходе такое - "банка Троицкого" - это когда под килем несколько километров. За все мои семь рейсов с ним я помню только раз он встал на банку. Не знаю, как его уговорили рыбаки. Это было в его последнем рейсе на "Добровольском". И якорь был потерян."

 

18 октября.

"Вчера писать не получилось. Нас прилично раскачало и я решил лучше уснуть, пока не замутило. Вчера прошли проливы Каттегат и Скагеррак, вышли в Северное море, оно нас встретило не очень ласково, ночью слегка штормило. За прошедшие сутки прошли 336 миль со средней скоростью 14 узлов. Ещё на час назад перевели часы. Вчера над нами минут 15 кружился датский вертолёт, он был так близко, что видно было пилота и то, как он рассматривал нас в бинокль и фотографировал. Ну а мы - его. Встретились нам два наших торговых судна, когда мы после обеда вышли на палубу. Когда поравнялись с нами, приспустили флаги в знак приветствия. Скоро они будут дома. Когда обходили мыс Скаген, к нам шустро так подкатил катерок, забрал какой-то пакет (штурман спускался к ним по верёвочному трапу) и умчался. Оказывается, с нас взяли пошлину за услуги лоцмана при прохождении пролива. Сегодня днём температура воздуха +13, воды +15, ветер 4 балла, море 3 балла. Странно, изменился цвет воды в море, то был всё время тёмный, почти чёрный, а сейчас - зеленоватый, более приятный цвет. Вчера был в рулевой рубке на мостике, очень интересно. С 4-х часов утра будем проходить Ла-Манш.

Во второй половине дня к нам приклеилось небольшое голландское судно, похоже на военное по окраске. Оно шло метрах в 30-ти от нас, не отставая, минут 15, потом отстало. У них на палубе было много народу, махали нам руками, но мы как-то не поддержали их восторга и они успокоились. {до сих пор стыдно это вспоминать, люди нас приветствовали, а мы, как бирюки} Похоже на то, что мы привлекаем всеобщее внимание."

 

19 октября.

"На исходе пятые сутки нашего пути. Сегодня идём по Ла-Маншу, Па-де-Кале проходили ночью, мы спали в это время. Утром в 8.30 прошли через Гринвичский(нулевой) меридиан и, таким образом, мы находимся сейчас в западном полушарии. А я ведь и не надеялся побывать когда-нибудь в другом полушарии. Скоро выйдем в открытый океан (замечу, промежду прочим, что там у нас и зарплата повысится, вроде бы мелочь, а приятно).

Во время обеда наш пароход опять был в центре внимания. Ещё утром к нам примазался французский военный корабль, сначала шёл совсем близко, потом приотстал. А ровно в 12 над нами появились два реактивных самолёта французских ВВС. Они летали над нами на бреющем полёте минут 20. Мы высыпали на палубу и во все глаза на них. Но ощущение не из приятных, когда прямо на тебя чуть не пикирует такой подарочек.

Ну а мы чешем себе потихоньку к Бискайскому заливу."

 

20 октября.

"Идём по Бискаю. Сегодня ничего существенного не произошло. За прошлые сутки прошли 357 миль со средней скоростью 14,5 узлов. На палубе уже довольно тепло, +15. Вечером был на мостике, стоял минут 20, можно было во много раз больше простоять. Не мне это описывать. Судно идёт в темноте, мерно поднимается и опускается нос корабля, вокруг перекатываются волны тумана и только слышно как бурлит вода вокруг корпуса судна."

 

21 октября.

"Сегодня, кажется, мы приехали в лето. Целый день солнце, тепло. Просто не верится, ложились спать, была осень, а проснулись - весна в самом разгаре. Море, а вернее, океан - голубой-голубой. Мельком видел дельфинов. Завтра выходной, если будет такая же погода, в бассейн нальют воды. Уже сегодня температура забортной воды была градусов 20. Да, скоро же у меня день рождения. Буду встречать его в Лас-Пальмасе, а до него осталось меньше 800 миль."

 

22 октября.

"Сегодня 9-ый день моего морского стажа. И день чудесный - первый выходной в Атлантическом океане. Было тепло, +25, налили воды в бассейн и мы до обеда плескались там, как не знаю кто. Водичка - прелесть, потом загорали, играли в шахматы, погоняли мяч в спортзале. Сейчас уже по левому борту у нас Африка. Завтра ночью мы уже должны прибыть на Канарские острова. А у нас дома сейчас уже готовят зимнюю одежду."


24 октября.

"Итак, свой первый шаг на заморскую землю я сделал в день своего 23-х-летия. Сегодня рано утром мы прибыли в Лас-Пальмас. Правда, первое увольнение прошло скомканно: пока пришвартовались, пока получили валюту, пока выписали пропуска. И только в 10.30 мы пошли в город. А в 13.00 надо уже быть на борту. Пробежались по магазинам и лавкам и назад. Глаза, конечно, тоже разбежались. Такое впечатление, что Лас-Пальмас - это большой магазин и в этом магазине одни русские. Как-то стыдно за своих соотечественников, тащат огромные пакеты, торгуются. Рассказы о русском мате из уст местных торговцев подтвердились. Собственными ушами слышал, как молодой испанец за прилавком сказал нашему: "Пиздишь, как Троцкий". Жарко здесь сегодня - градусов 26. Руководство сегодня проявило внимание к моей персоне, поздравили, подарили открытку."

 

28 октября.

"Проходим Гибралтар. Справа по борту видна большая гора и левее от неё вытянулась в цепочку вереница огней - это марокканский город Танжер. По левому борту тоже видны огоньки, но там берег значительно дальше. Впереди Средиземное море, встречает оно нас свежим ветром около 5-ти баллов. В ближайшие дни должны мы встретиться с "Гагариным", он где-то здесь работает. Теперь уже часы переводим вперёд.

Позади Пальмас, первые наши увольнения в инпорту. По-моему, первый блин комом. Ничего примечательного, вернее сверхпримечательного, не увидел. Наверное, правильно сказал поэт: "Скитаюсь и иллюзии теряю, вот и ещё потеряна одна". Съездили на вершину горы какой-то на автобусе, потом, на следующий день, сходили на пляж. В магазинах всё дорого, пол-получки потратил и ничего не купил. Ну, это ерунда, посмотрим, как будет в Сингапуре. А вообще, здорово на судне всё-таки. Вчера после работы искупался в бассейне, наигрался в футбол, потом принял душ, так легко на душе стало. Жаль только, ногу подвернул, теперь нескоро поиграешь. Ну ничего, заживёт.

Да, в Лас-Пальмасе были в доме-музее Христофора Колумба. Так ничего особенного, но, как подумаешь кто ходил по этому паркету... Попугайчики там хипповые. А билет стоил всего 5 песет."

 

29 октября.

"Сегодня уже чешем по Средиземному. Погода не очень, сегодня воскресенье, а позагорать не пришлось, правда, вода в бассейне тёплая, но нога болит. Сегодня была судовая спартакиада по волейболу в честь 60-й годовщины ВЛКСМ. Наш отдел занял 1-е место, ничего играют ребята, особенно Тихомиров и Герасимов. Только что кончилось торжественное собрание, в конце целый концерт устроил Пулинец из ИЗМИРАНА, хорошо поёт, все слушали с удовольствием. Ну конечно, кого зря командиром агитотряда МГУ не выберут."

 

31 октября.

"Утром встретились с "Гагариным", наши ездили к ним в гости, они к нам, с обеих сторон фотоаппараты, кинокамеры. Потом были трогательные минуты расставания, сначала "Гагарин" дал три длинных гудка, потом мы рявкнули три раза, по-моему, ничуть не тише, чем он. И мы двинулись дальше к Суэцу, а "Гагарин" остался болтаться здесь. Здесь, у берегов Сицилии его точка работы. Скоро они пойдут домой, мы передали с ними письма.

А перед самым обедом было чудесное зрелище. Я впервые по-настоящему видел дельфинов. Они мчались перед самым форштевнем корабля, буквально в сантиметрах от корпуса судна, попеременно выскакивая из воды. И всё это в радужных брызгах. Эта игра продолжалась минут пять, а потом они легко, словно мы вдруг остановились, ушли вперёд.

А перед вечером впереди нас появился американский авианосец. Такое корыто! И сколько же на нём самолётов, да ещё штук 20 одновременно в воздухе! Одни взлетают, другие садятся. К нам ноль внимания, наверное, делом были заняты. Вот когда стояли с "Гагариным", да ещё рядом дрейфовало рижское судёнышко "Александра Коллонтай", нами заинтересовался какой-то самолётик, с виду похожий на спортивный, но знающие люди сказали, что это самолёт американских ВМС."

 

4 ноября.

"Сегодня очень интересный день. Идём по Суэцкому каналу. Вчера вечером подошли к Порт-Саиду, стали на рейде, говорят, местные власти долго не отвечали по рации, но потом ночью (я как раз был на вахте) нас неожиданно включили в караван и мы вошли в канал. На борту человек 10 арабов: лоцман, электрики, швартовая команда матросов. Довольно нахальный народ.

Прибыли все с чемоданами, сумками - "ченч". Днём на баке разложили целый базар, здесь было всё, начиная от презервативов и порножурналов, кончая одеждой. Но им крупно не повезло, товар так и остался лежать на палубе невостребованным. Конечно, мы тоже обидели их своими подозрениями, но, в целом, они, всё-таки, скоты. Один решил, что ему всё позволено, другой не удосужился спуститься в туалет, третий начал плеваться.

Пейзаж по берегам канала скромный: пески и редкая растительность. Днём хорошо позагорали."

 

8 ноября.

"Первый праздник на корабле прошёл, можно сказать, отлично. Во-первых, отдыхаем 5-ый день, уже вволю накупались, назагорались. Курорт да и только! Красное море теперь для меня - синоним отдыха. Вчера у нас был шикарный праздничный ужин. Спортзал на время превратили в банкетный зал. Ансамбль наш, конечно, пока не блещет, но всё же побренчали, концерт, в целом, был неплохой. Потом немного потанцевали, если можно так сказать, ведь всего три девушки. Ну а дальше праздник пошёл, так сказать, по личным планам. Кто по каютам разбрёлся, кто на палубу вышел. Ребята с экипажа отплясывали на корме и довольно лихо, особенно Флора Ивановна.

Сегодня мы прошли Красное море, сейчас только что прошли Баб-эль-Мандебский пролив, остров Перим, на скалах которого было хорошо видно судно, выброшенное на берег во время шторма. Вышли в Аденский залив. Вчера видели касаток, правда далековато. А ещё нас вчера чуть не таранили. Мы вдруг оказались в клещах из трёх судов. Справа и слева нас поджимали два американских контейнеровоза, а навстречу пёр какой-то сухогруз. Мы выскочили на палубу, когда услышали тревожный голос нашего парохода. Но "пираты" начали уже отваливать в стороны. Сегодня возле нас крутился какой-то вояка с шарами, как у "Комарова".

Да, первый раз я встречал "Октябрьскую" при температуре воздуха +32 в тени. А сегодня +34, но обдувает свежий ветерок в 4 балла. Полдня торчал на солнце и, кажется, слегка подгорел. Сегодня узнали, что нам можно писать на Маврикий, надо сообщить домой. Говорят, числа 10-го встречаемся с "Волковым". А 14-го должны уже быть на экваторе. По-крайней мере, в плане на 14-е забит праздник Нептуна."

 

10 ноября.

"Вышли в Индийский океан. Он встретил нас зыбью, 4 балла. Такое ощущение, что океан дышит. И нас подбрасывает на этой гигантской груди. Сегодня опять появлялись касатки, но близко не подходят. Ещё интересное явление - летающие рыбки. Сначала думал, что это птички какие-то летают над волнами, потом смотрю - они исчезают куда-то, да и откуда здесь птицы в открытом океане.

Послезавтра должны быть на экваторе, а 13-го утром в точке, там и встретимся с "Волковым", они идут из Сингапура. Пока не очень жарко, днём было градусов 28. В Красном море было пожарче, чувствовалось дыхание Сахары."

 

12 ноября.

"Итак, сегодня в 12.30 раб божий Алексашка Сычёв со товарищи пересёк экватор в районе 47-го меридиана восточной долготы!

А вообще-то, это знаменательное событие прошло довольно буднично. Никакого праздника Нептуна не было - мы спешим в точку. Праздник будет, когда мы пойдём из точки в Сингапур. И тень почему-то была довольно длинной, говорят, что тени в полдень здесь не бывает только в дни осеннего и весеннего равноденствия. Но солнце, конечно, не как у нас, а прямо над головой. И жарко не очень, в Красном море было пожарче. Сегодня градусов 30 было. Но здесь жара переносится нормально, прохладный ветерок приятно ласкает тело. Да ещё в бассейн раза три за день влезешь. Сегодня впервые на палубе крутили фильм. Чудесно, на свежем воздухе, не томиться в этой душной столовой. Звёзды на небе другие. И что самое интересное, глядишь на них, а они танцуют в небе какой-то медленный плавный танец - это судно качает."

 

13 ноября.

"Прибыли в точку. Дрейфуем. За стеклом иллюминатора влажная душная тропическая ночь. Светит луна прямо над головой. Мирно колышется океан. Как-то он дальше себя поведёт, на сколько у него хватит этого миролюбия?.. Благодаря стоянке, наши рыбаки, самые заядлые, развернули свои снасти. Пока у них на всех один кальмар - весь улов. Видели макрель, 4 штуки важно прошествовали, не проявив ни малейшего желания отведать нашей приманки. Вот только не пойму, за что нам деньги платят, уже месяц плаваем, а только сегодня начали работать. Влетает в копеечку государству наш круиз. Погода отличная, около +30, загораем, купаемся, а в каюту придёшь - +17 - ляпота! А через 10 дней возьмём курс на Сингапур."

 

14 ноября.

"Сегодня исполнился месяц, как мы покинули родные берега. Подняли с Женькой бокалы из-под канарского кефира с золотистым терпким... яблочным соком за эту дату. Да, уже месяц есть. Пока всё хоккей. Что-то нет вестей из дома, но это, наверное, потому, что старики не поняли, как мне посылать телеграммы, а горожане ещё не приезжали к ним. Ничего, разберутся. Сегодня открылся на судне рыболовный сезон. Поймали три акулы. Акулы пока скромные, почти не похожи на хищниц. Одна была, правда, метра полтора в длину и килограмм 100 весу. Попалась на Жекин крючок. Я был на вахте, когда их ловили, поэтому успел только увидеть одну, когда её перетаскивали через леер на корме. Две других уже трепыхались на палубе. Стремясь выплюнуть крючок, они отрыгнули внутренности, изо рта торчали кишки. Одна, ребята говорят, сначала выплюнула крючок, но опять набросилась и, на этот раз, попалась. Это, так называемая, серая акула. Они небольшие и не очень кровожадные.

После того, как попались три первых, остальные больше на мясо не бросались, когда выбросили за борт туши акул, они тоже на это ноль внимания. А ведь кто из нас не читал, что акулы сразу разрывают свою мёртвую подругу на части. Всё-таки верно говорят - лучше один раз увидеть. В воде они красивые, а на палубе не очень. Там они как бомбардировщики ходят, плавники у них, как крылья. А вокруг снуют их вечные спутники - полосатые, как зебры, рыбёшки - так называемые лоцманы.

Сегодня к нам в гости пришёл "Волков", он подошёл к вечеру, поэтому решили спускать шлюпки завтра."

 

26 ноября.

"Две недели мы болтаемся в точке работы у берегов Кении и Танзании. Работы мало, всего два витка в сутки, да и в этой мы, молодёжь, не участвуем. Погода нормальная стоит. Одни мы в этом безбрежном просторе. Только сегодня вечером с левого борта увидели огни, какое-то судно прошло мимо нас - целое событие за эти две недели. В свободное время и, когда набредёт на нас косячок, народ рыбалит. Я тоже как-то попробовал, поймал две штуки, а потом оказалось - рыба-то червивая, сразу неинтересно стало и противно. Говорят, в это время в тропиках почти вся рыба такая, с червями. Причём ловится одна и та же, никто не знает толком, как она называется, кто - макрель, кто - сарданелла, кто - корифена. То, что не корифена, это точно, я в книге вычитал, что корифены бывают от метра и более. В воде эта рыба красивая и вытащишь её - она серебристо-голубая, но сразу начинает тускнеть и скоро цвет становится грязно-серым. Берёт на всё: на блесну, мясо, куски от своих подруг, только её поддразнивать надо. Акул вообще настропалились ловить, за три минуты обделывают: челюсть, плавники, хвост отрубают, а остальное - в океан обратно. Я, правда, ни одной не поймал ещё, ну да успею. Вот сегодня сорвалась, вместе с крюком ушла, хороший был крюк. Жека ещё продолжает ловить сейчас кальмаров, а я ушёл, настроение испортилось. И всё из-за Летунова, говорил же ему, давай подтащим к кнехтам, нет, ведь начал багром её переворачивать на палубу. Она и улетела вместе с крючком. Кальмаров тоже интересно ловить, жаль, кальмарницы у меня нет.

Плавают они интересно, здорово гоняют черти, что вперёд, что назад - одинаково. В воде они красные, а вытащишь на палубу - тоже блекнут, бесцветные какие-то становятся. Говорят, вкуснятина, но мы ещё не пробовали. И акулы их, видно, любят, с ходу сегодня заглотила крюк с кальмаром, А то, обычно, ходят всё вокруг да около пока возьмут. В книгах, опять же, пишут обратное, там они хватают чуть ли не на лету. Ещё как-то появлялся кит,но далеко. Вообще-то, дрейфовать с одной стороны интереснее, с другой - скучнее. После того, как ушёл "Волков", не видно ни одного судна (кроме сегодняшних огней). С "Волковым" встреча прошла на высшем уровне, состоялись матчи по баскетболу и волейболу, оба мы проиграли, правда. У нас играли в волейбол, шум в спортзале стоял, как на "Маракане", но, всё равно, наши продули, хотя играли на равных. "Волков" пошёл домой. Что же ему делать, работы нет, в Сингапур сходили, теперь пошли домой Новый год встречать. А вот у нас слухи нехорошие ходят, как бы и нас раньше времени не отправили домой. Ведь все наши дома, одни мы болтаемся здесь в Индийском океане. Ну, будем надеяться на лучшее."

 

2 декабря.

"Второй день зимы. А у нас +32 в тени. Ну как тут поверишь, что декабрь на улице. Всё вроде бы прекрасно, но было так безоблачно и ясно, а теперь наш рейс висит на волоске. 99 шансов из ста, что мы пойдём домой. Хоть бы в Сингапур разрешили сходить. Но ещё теплится надежда на более лучший исход. Что ж, пока доживём до понедельника. Сегодня суббота, устроили вечер отдыха. Ничего, нормально посидели в салоне, ребята поиграли на пианино, гитаре, попели, почитали стихи. Потом немного потанцевали и завершили вечер в каюте.

Сейчас уже ночь 3 декабря. На всех парах чешем "в самоволку" в сторону Сингапура. А что-то нам скажут послезавтра. Вот бы действительно всё вышло так, как предлагает наш НЭ. Было бы лучше даже, чем по программе.

Погода стоит отличная, а вот воды у нас осталось на неделю. Рыбалка закончилась, на ходу не половишь, тем более, что под нами 4800 метров. В последние дни один мужик с экипажа заловил тунца килограмм на 30. Красавец. Потом ещё ловили барракуду, рыбу-саблю, которая у Женьки срезала кальмарницу."

 

3 декабря.

"Как паршиво я провёл сегодня выходной. Целый день проспал. Да ещё в футбол играл, как будто первый раз мяч вижу.

Мы продолжаем идти полным ходом на восток, прошли 50-й меридиан. Что-то нам скажут завтра. Небольшой упадок жизненных сил. Наверное, в связи с этой неизвестностью.

Вот сейчас читал книгу, сборник "На суше и на море" называется. Как всё-таки люди любят приукрашивать. Ну хорошо, может быть я не способен почувствовать всей этой красоты, нужно иметь богатое воображение и т.д. Но у этих писак, по-моему, оно слишком богатое. Взять хотя бы описание тропического заката. Красиво, не спорю, но зачем же писать чего нет на самом деле. С другой стороны, у нас закаты бывают ничуть не хуже. Или про кровожадных акул. Да что там говорить! Вот действительно, когда красиво и таинственно, так это вечером на антенной палубе. Вокруг только чернота и звёзды. И наш пароход, как космический корабль среди этих звёзд. Стоишь, свежий ветер тебя обдувает. Здорово, ничего не скажешь!"

 

4 декабря.

"Сегодня я на вахте. Нормально, вахта для нас всегда праздник. Позагорать можно в рабочий день, да ещё на завтра отгул. За прошедшие сутки прошли 374 мили со средней скоростью 15,6 узла - это рекорд нашего парохода пока. Сначала я удивился, ведь 15 узлов - наш предел. Но потом узнал, что мы идём по течению, не знаю пока как оно называется, главное, оно нам прибавляет 60 миль в сутки. Это нам на руку. С каждым днём мы приближаемся к Сингапуру и надежда, что мы всё-таки туда попадём, начинает крепнуть. Пока никаких команд сверху нет. Мы уже прошли 60-й меридиан, идём почти параллельно экватору."

 

5 декабря.

"5 часов утра. Только что сменился с вахты. Вышел на улицу, то бишь на палубу и обомлел. Слева по борту и почти по курсу - земля. Потом смотрю, это - облака, они громоздятся прямо на воде. А горизонт кажется близким-близким. Потом ещё присмотрелся к облакам и ещё более явно в нижней их части увидел землю: песчаный высокий берег, деревья, какие-то даже постройки. Это восходящее солнце освещает нижние края облаков и они становятся похожими на берег. Ну хорошо, это я просто знаю, что мы находимся в открытом океане и здесь даже захудалого островка на сотни миль вокруг нет. А если бы не знал, так и подумал бы, что это земля. Теперь верю, что раньше морякам чудилась земля. Потом посмотрел туда, где поднималось солнце, его самого не видно - облака, но там, где оно всходило, были такие огненные ворота, которые постепенно меняли свои очертания. А наш "Добровольский" весело бодает носом океан, чувствуется - ход приличный. А вот в койке это бодание выглядит по-другому: тебя то вдавливает в кровать, то паришь в невесомости."

 

6 декабря.

"Ничего в нашей судьбе пока не прояснилось, но сейчас мы держим курс на Цейлон. Вчера во второй половине дня капитан принял решение изменить курс в связи с тем, что руководителю группы "ИЗМИРАН" сделали операцию аппендицита. И в случае осложнения послеоперационного периода придётся сдать больного на берег. Операция прошла успешно, делал её наш доктор, а ассистировали ему шеф-повар, кастелянша и дневальная Галя. Доктор сказал, что если в ближайшие два-три дня всё будет нормально, то в Коломбо заходить не будем. А до Коломбо как раз трое суток ходу. Сегодня вечером должно решиться в Москве, пойдём мы в Сингапур или нет. А через час мы пересечём экватор, уже второй раз в этом рейсе. Это будет на 70-ом меридиане восточной долготы. Сейчас у нас под килем 3 км и 20 метров воды. Ветер 4 балла, море 3 балла. Температура воздуха +30, воды +28."

 

7 декабря.

"Второй раз проходим экватор и оба раза сразу после обеда. На этот раз прошли не в районе 70-го меридиана, как я предполагал вчера, а приблизительно на 75-ом. Во всяком случае, на 12.00 наши координаты были: 0.03 с.ш. и 74.38 в.д. Оказывается, вчера мы не пошли через экватор, а прошли вдоль него некоторое время, работают измирановцы. Благодаря тонкой политике нашего НЭ мы, кажется, всё-таки попадём в Сингапур. У больного нашего самочувствие вроде нормальное, но пока держим курс на Коломбо."

 

13 декабря.

"Ночь. Что-то не спится. Да и вообще, уже четвёртую ночь наш негритянский квартал плохо спит, с тех пор, как мы получили официальное разрешение, наконец, на заход в Сингапур. Народ соскучился по земле. Ведь мы уже больше месяца не видели землю, а не ступали на неё - полтора. Сейчас идём по Малаккскому проливу. До Сингапура осталось около двухсот миль. Немного запаздываем, рассчитывали придти сегодня днём, а придём вечером. Вообще всё идёт нормально. Судьба нашего рейса, наконец, прояснилась. После Сингапура идём в Южную Атлантику, потом - на Кубу. Программа, конечно, резко изменилась, ну ничего. Главное, рейс продолжается. Жаль только, с Австралией пролетели. И с измирановцами придётся расстаться. В субботу опять был музыкальный вечер в салоне комсостава. Слушали Сергея Пулинца. Сколько же он песен знает! И Булата Окуджавы, и Высоцкого, и Новеллы Матвеевой и, особенно, Сергея Никитина, он с ним на физфаке МГУ вместе учился. Сидели мы до 5-ти утра. Другой измирановец, больной, чувствует себя хорошо и даже пойдёт в увольнение в Сингапуре. Вчера какое-то китайское судно село на хвост нам. Пришлось даже нам сделать круг, чтобы избавиться от него.

Всё-таки надо уснуть. Впереди тяжёлые деньки, и по городу бегать и вахта."

 

18 декабря.

"Сегодня в 17.00 мы снялись с якоря и покинули рейд гостеприимного города Сингапура. Заметно теснее стало в каютах. Не пароход стал, а музыкальная шкатулка.

Что же было в эти последние 5 дней? 13 числа мы всё-таки успели до конца сингапурского рабочего дня стать на рейд. Прибыл шипшандлер, привёз валюту, поставили нас довольно близко к берегу в гавани, окружённой со всех сторон островками, до ушей заросшими зеленью. Утром 14-го проснулись, позавтракали, сели в шлюпку (первый раз за рейс) и потопали в город на весь день. Шлюпка оказалась очень шатким и плохо поддающимся дрессировке созданием.

Во втором увольнении мы конкретно впечатались в причал. Получилось так: штурман скомандовал "задний ход", а механик почему-то выключил движок (или он сам заглох) и мы по инерции врезались в причал. А когда народ вышел, шлюпка поднялась и зацепилась кранцем за скобу на причале. Спасибо, китаец отбуксировал. А в другой раз никак не могли причалить. Это всё, когда за рулём был 4-ый штурман.

Ну, ладно, а что же в городе. В городе одни китайцы да малайцы. Первых больше раз в 5. Довольно чистый город, все заняты делом. Много детей, из них многие работают. Не забыть, как маленький пацанёнок тащил тяжёлый бидон. Он привёз их на тележке и разгружал, втаскивая на порожки какого-то заведения. Вдоль улицы вытянулись лавчонки и харчевни. Прямо под открытым небом разделывают мясо, рыбу, готовят какие-то блюда, рядом едят на столиках. Мух почему-то нет. Маленькие девчонки помогают матери. В другой столовке пацаны чистят апельсины и складывают их в корзину. Зашли в бар. Пусто, только хозяйка лет 30-ти и ей помогает мальчик лет 12-ти. Взяли кто пиво, кто кока-колу. Мальчуган в грязноватых длинных трусах по колено, босой, принёс кружку со льдом. В баре прохладно, играет музыка какая-то китайская. Попросили сменить на "Бони-М", всё исполняется быстро и услужливо. Просидели около часа, никто больше не приходил. Попросили сигарет, принесли пачку "Кэмел" за 1,70$, отказались ребята, дорого, немного неудобно. Но никаких знаков недовольства со стороны хозяев. Спокойно села за стол, продолжает что-то подсчитывать. На стене висят несколько картин. Вообще, китайцы относятся к нам на удивление хорошо. Встречают, конечно, не с распростёртыми объятиями, но предельно корректны и вежливы. Не то, что в Пальмасе - "руски капиталист". Здесь это слово слышал только раз и то - от малайца.

Малай-базар
Малай-базар
А.Кузькин, В.Кулигин, А.Летунов, А.Баграмов, А.Сычёв, В.Дудкин, В.Кучин
А.Кузькин, В.Кулигин,
А.Летунов, А.Баграмов,
А.Сычёв, В.Дудкин, В.Кучин

Малайцы назойливы, особенно на Малай-базаре. Впечатлил "СинСов", одни туалеты чего стоят, всё сияет. Жаль, не побывали на других этажах, кроме 1-го и 2-го. А там и бассейн, и салоны отдыха, и спортзал, и сауна. Жаль, что вряд ли удастся попасть в Сингапур ещё раз. Хороший город. А какой парк! Сказка какая-то. Всякое зверьё: тигры, олени, носороги, змеи, крысы, поросята, орлы. Люди, как живые и всё это из глины. Сценки всевозможные из жизни и, даже, морской бой. А в ботаническом саду такая зелень, пальмы - листом можно накрыться и спать. За бамбук хоть подержался. А в пруду рыба кишит, из рук кормится, на лету хватает. И лебеди плавают. В аквариуме, наверное, вся морская живность собрана. И даже акула, бедолага. Крокодилы, черепахи, рыбы от мизерных до огромных. И каких только форм нет, от узких и длинных лент до бесформенных комков мяса. И очень красивые морские коньки, жёлтого цвета, и впрямь похожи на только что снятых с шахматной доски. Так и плавают с высоко поднятой головой. Как ни хорошо в городе, а за день набегаешься, насмотришься всего и бежишь на судно, не чаешь добраться. Всё интересно. Идёшь, рядом на каком-нибудь ящике сидит индус в белых штанах, поджав под себя ноги. Или едят под открытым небом, таскают себе из миски двумя палочками. Хотели как-то поесть, но передумали, как с этими палочками управляться, одним им известно. Но блюда, наверное, очень вкусные, такие запахи!

В автобусе висит табличка "За курение штраф 500 долларов", нам за весь рейс не расплатиться. У причала, где стоят резервуары с топливом, на ограде табличка "Не входить! Стреляют без предупреждения!". 16-го ехали из города на такси, недорого, за троих 4 доллара, хотя ехали минут 20.

Когда покидали порт, было немного грустно, вряд ли попадём сюда ещё когда-нибудь. Погода была хмурая, но дождя не было ни разу за время нашей стоянки в Сингапуре."

 

22 декабря.

"Ночь. Уже 4-й день идём из Сингапура. А солнца всё не видно. Каждый день льёт дождь. Небо затянуто тучами. А сегодня новое сообщение. В верхах сделали кувырок назад, в Атлантику не идём, а идём к Кергелену. Завтра надо давать радиограммы, чтоб писали на Маврикий. Ну что ж, что бог ни делает, всё к лучшему. Поживём-увидим."

 

25 декабря.

"Вроде совсем недавно были в Сингапуре, а уже прошла неделя и мы уже в центре Индийского океана. Второй день под нами глубина более 5-ти км. Сегодня под килем 5800 метров. Такого ещё не было. Тут якорь не бросишь, как пишут товарищи журналисты: "Новый форпост науки НИС "Космонавт Георгий Добровольский" бросил якорь в Индийском океане.

Утром ожидается шторм. Вроде, на нас идёт тропический циклон, то есть тайфун. Интересно, конечно, но лучше бы его не было."

 

26 декабря.

"Впервые с начала рейса простудился. Мелочь, но неприятно. Мы сейчас в двух сутках пути от Маврикия. Зайдём, наверное, на сутки, если разрешат, взять карты. Может быть, будут письма, но надежд мало. Никакого тайфуна сегодня не было. Но нас ещё успеет поболтать в 40-х "ревущих". Сейчас пока мы до 20-й параллели не дошли ещё. В сопряжённой точке мы должны быть где-то 5-8 января. Значит Новый год будем встречать на ходу где-то в 30-х широтах. Сейчас у нас полным ходом идёт подготовка к Новогоднему вечеру. Художники оформляют спортзал, который на время превратится в банкетный, музыканты дённо и нощно репетируют. А Дед Мороз зачем-то бороду сбрил, такая борода шикарная была, одна на судне, никто не мог конкурировать с бородой Володи Кучина.

У нас опять на час меньше, до московского времени остался один час. Женьке с рыбалкой придётся подождать, только на Кергелене, возможно. Сейчас вспомнил жареных кальмаров из его улова. Супер! Напоминают жареные грибы.

А дома сейчас морозы под 25. А я при +28 простудился. Вообще, это немудрено при наших кондишен. Надо как-то избавиться от этой чахотки до 31-го. Негоже в новый год входить со старыми болячками. Всё, беру обязательство выздороветь до Нового года и в новом году тоже не болеть."

 

29 декабря.

"До Нового года осталось два дня. Сегодня судовые часы перевели ещё на час назад и, таким образом, мы сейчас живём по московскому времени. Бокалы будем поднимать вместе со всеми (если не в пространстве, то хоть во времени). Новый год мы встретим у берегов Маврикия. Сейчас в дрейфе в двухстах милях от него. Завтра подгребём поближе, станем милях в 20-ти. А 2-го станем на рейд и в увольнение на берег пойдём, обещали 3 дня постоять. И даже валюту выдадут рубля по три на кока-колу. В точке мы должны быть к 9-му января. Чувствую себя вполне прилично, но к 31-му надо совсем выздороветь.

Наша каюта опять лучшая, в основном это заслуга Женьки. У него прямо голова набита всякими идеями и определённый эстетический вкус имеется. Из ничего делает уют в каюте. Вот и сейчас придумал, как украсить её к Новому году и уже привёл свой план в действие."

 


 

Часть 2-я >>