Научно-исследовательское судно
"Космонавт Георгий Добровольский"

Сайт ветеранов флота космической службы

ПАССАЖИРСКИЕ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ
СУДА ПО ПРОЕКТАМ ЦКБ «БАЛТСУДОПРОЕКТ»
(Отрывок из статьи)

В.А.Мацкевич, Е.С.Былинович,,Ю.И.Рязанцев
(ФГУП «ЦНИИ им. академика А.Н.Крылова» / ЦКБ «Балтсудопроект»)
УДК 629.5(091)

 

«Судостроение» №5 2008 г.

 

В 1966 г. ЦКБ начало освоение нового направления в проектировании научно-исследовательских морских судов — корабельных измерительных пунктов (КИП), обеспечивающих проведение космических исследований. Под руководством главного конструктора П.С.Возного в короткий срок были разработаны технический проект и рабочие чертежи КИП водоизмещением 6100 т (пр. 1918), предназначенного для телеметрических измерений и связи с экипажами космических кораблей. Проект разработан на базе строящихся лесовозов, построено четыре судна серии «Селена» (по два на Выборгском судостроительном заводе и ЛСЗ им. А.А.Жданова).

Самой значительной работой восьмой пятилетки и наиболее сложной за всю предыдущую историю ЦКБ было проектирование и техническое обеспечение строительства флагмана научно-исследовательского флота КИП «Космонавт Юрий Гагарин» водоизмещением 45 000 т (пр. 1909). Раньше проектированием КИП занималось другое бюро. Однако, учитывая высокую квалификацию конструкторов ЦКБ «Балтсудопроект» и оперативность, проявленную при создании судов серии «Селена», разработку нового проекта, названного «Феникс», заказчик доверил ЦКБ «Балтсудопроект». Главным конструктором проекта был назначен Д.Г.Соколов. В качестве базы для проектирования корабля был принят проект танкера «Рихард Зорге».

Проект и рабочие чертежи ЦКБ разработало в короткие сроки и на самом высоком по тому времени техническом уровне. Корабль оснащался новейшим радиоэлектронным оборудованием, современными системами автоматики и устройствами. На нем были созданы комфортные условия для личного состава, имелось 86 лабораторий. Дальность телеметрических измерений и связи предусматривалась до 400 тыс. км, что обеспечивало полёты космических кораблей даже на Луну. На корабле было установлено 75 антенн, среди них две сверхкрупные диаметром 25 м и две диаметром 12 м. Корабль был оборудован пассивными успокоителями качки и имел подруливающие устройства: два крыльчатых движителя в носу и один в корме. «Космонавт Юрий Гагарин» (рис. 4) был построен Балтийским заводом менее чем за год и в 1971 г. сдан заказчику. Он получил самую высокую оценку судостроителей, моряков и исследователей космоса. В течение двух десятилетий корабль был флагманом научно-исследовательского флота Академии наук страны, успешно обеспечивал выполнение всех космических программ.


Рис.4. КИП «Космонавт Юрий Гагарин»

В 1974 г. под руководством главного конструктора Б.П.Ардашева бюро разработало проект нового научно исследовательского судна «Селена-2» водоизмещением 8950 т (пр. 1929), предназначенного для обеспечения телеметрии и связи с космическими кораблями. На судне предусматривалось 50 приёмных и передающих антенн различного назначения, среди них - главная антенна для приёма сигналов из космоса, состоящая из четырёх параболических зеркал диаметром 6 м, объединённых в общую конструкцию. Научное оборудование размещалось в 25 лабораториях. Судно было насыщено приборами радиотелеметрии, информационно-вычислительной техникой и средствами машинной обработки данных, новейшими системами определения местоположения и связи. Головное судно «Космонавт Владислав Волков» построено на ЛСЗ им. А. А. Жданова в 1976 г. Всего было четыре таких судна.

Важной работой в десятой и одиннадцатой пятилетках и наиболее сложной за всю историю ЦКБ была разработка проекта и техническое обеспечение строительства КИП «Маршал Неделин» пр. 1914 водоизмещением 25 000 т (главный конструктор Д.Г.Соколов). Это был значительный шаг в развитии научно-исследовательского морского флота, начало которому было положено созданием кораблей серии «Селена» и «Космонавт Юрий Гагарин». На корабле были предусмотрены лабораторный комплекс общей площадью более 4000 м2 и антенный комплекс, насчитывающий свыше 100 антенн, из которых более 10 крупногабаритные. Повышенные манёвренные качества обеспечивались двумя подруливающими устройствами в носу и двумя выдвижными движительно-рулевыми колонками в корме. Для обеспечения необходимых параметров качки предусматривалась двухуровневая пассивная успокоительная цистерна. КИП был оснащён двумя вертолётами. Корабль «Маршал Неделин» (рис. 5) был построен Ленинградским Адмиралтейским объединением в 1983 г.


Рис.5. КИП «Маршал Неделин»

В 1989 г. по модернизированному проекту, предусматривавшему многие усовершенствования, был построен ещё один КИП «Маршал Крылов» пр. 1914.1 (главный конструктор Д. Г. Соколов). В 1992 г. «Маршал Крылов» участвовал в подготовке, запуске, управлении полётом, поиске и эвакуации космического спускаемого аппарата «Ресурс-500», а также доставке его в порт Сиэтл (США). Работа проводилась в составе обеспечения международной космической программы «Космический перелёт “Европа-Америка-500”».

Параллельно с проектированием КИП «Маршал Неделин», и даже с некоторым опережением, ЦКБ выполнило пр. 1919 (главный конструктор П.С.Возный) судна несколько меньших размеров. Учитывая, что возможности корабля «Маршал Неделин» обеспечивали все практические задачи КИП, проект не пошёл в производство.

В 1987 г. в ЦКБ спроектировали КИП нового поколения в специально спроектированном корпусе водоизмещением 16 280 т (главный конструктор Б.П.Ардашев). На КИП предусматривался лабораторный комплекс общей площадью 3000 м2. На открытых палубах предусматривалось установить 11 крупногабаритных антенн, из которых наибольшие имели диаметр 12 м. Корабль «Академик Николай Пилюгин» заложили в Ленинградском Адмиралтейском объединении в 1988 г. Однако в результате экономического кризиса строительство корабля было приостановлено и он, при большой степени готовности, был продан за рубеж для переоборудования.

В 1988—1990 гг. по проекту ЦКБ были переоборудованы лесовозы «Апшерон» и «Севан» в суда - носители аппаратуры, которые могли выполнять задачи дистанционного поиска космических аппаратов и эвакуации космонавтов (пр. 05964, главный конструктор Д.Г.Соколов).