Научно-исследовательское судно
"Космонавт Георгий Добровольский"

Сайт ветеранов флота космической службы

ФЛОТ И КОСМОС

Отрывок из статьи.

Читать полностью >> (Примечание: в статье есть грубые ошибки в части, касающейся работ по БОРу-4)

 

Капитан 1 ранга А. А. КОНКИН

 



Крейсер «Дмитрий Пожарский»

Плавбаза «Виктор Котельников»
в порту Александрия 1973 г.

ЭОС «Василий Головнин»

ПСК «Ямал»

ПСК «Даурия»

Танкер «Ханой»

НИС «Боровичи»

ПСК «Донбасс»

В середине 60-х годов советские ученые приступили к новому  этапу изучения космического пространства –  исследованию Луны. В 1965 году был разработан новый космический аппарат «7К-Л1» серии «Зонд», предназначенный для отработки техники полетов к Луне с возвращением на Землю. Для их посадки были выбраны основной и запасные районы, один из которых располагался на акватории Индийского океана.

Для обеспечения выполнения программы космических исследований Луны в апреле 1967 года в соответствии с приказом ГК ВМФ было сформировано нештатное управление эскадры и определен корабельный состав сил для поиска и подъема космических объектов, приводнившихся в Индийском океане.

В состав выделенных сил вошли: от ТОФ – крейсер «Дмитрий Пожарский», экспедиционно- океанографические суда «Федор Литке», «Алексей Чириков», от БФ – плавбаза «Виктор Котельников», от ЛенВМБ – экспедиционно-океанографические суда «Василий Головнин», «Андрей Вилькицкий», «Семен Дежнев», от ЧФ – экспедиционно-океанографическое судно «Семен Челюскин».

Постановлением Совета Министров СССР в состав сил эскадры были выделены от Балтийского морского пароходства 6 лесовозов проекта 596, от Министерства Морского флота – танкер «Ханой». С 1 ноября 1968 года управление Черноморской эскадры начало приём лесовозов в состав Военно-Морского  Флота, которые были оборудованы и переведены в класс экспедиционно-океанографических судов и получили названия: «Апшерон», «Диксон», «Донбасс», «Даурия», «Баскунчак», «Севан», «Тамань», «Ямал»*. Танкер «Ханой» был переименован в танкер «Ахтуба». Комплектование экипажей возлагалось на Черноморский, Северный, Балтийский и Тихоокеанский флоты. Таким образом, к концу 1968 года было завершено формирование постоянного состава Черноморской эскадры специального назначения.

Выделенные суда и корабли в период с марта по май 1967 года прошли переоборудование на судоремонтных заводах страны. В результате выполненных работ плавбаза «Виктор Котельников» и суда проекта 596 были оснащены радиотехнической аппаратурой поиска космических объектов, средствами для их подъема, а также вертолетными площадками и комплексами для базирования вертолетов Ка-25ПН. 1 сентября того же года управление эскадры было подчинено командиру Ленинградской военно-морской базы. Выделенные корабли и суда размещались на своих флотах, а в специальном отношении подчинялись эскадре. Через год постоянным местом базирования эскадры cтaл Севастополь, с подчинением командующему Черноморским флотом. 

В сентябре 1968 года специально созданному соединению была поставлена первая задача по обеспечению запуска и посадки космического корабля «7К-Л1» №9;  которая  в открытой печати именовалась «Зонд-5». К решению этой задачи были привлечены из состава эскадры: ЭОС «Ф.Литке», «В.Головнин», «С.Дежнев», «А.Вилькицкий», а также лесовозы: «Восток-3», «Тоснолес», «Выборглес» (В.Прощенко: уже не лесовозы, но ПСК «Донбасс», «Ямал» и «Даурия»), танкep «Ханой».

Дополнительно эскадре придавалось судно «Боровичи» под флагом АН СССР, организовывалось взаимодействие с самолетом ТУ-95РЦ Северного флота. Руководство силами было возложено на командира Черноморской эскадры контр­адмирала Леоненкова В.М. Запуск «Зонда-5» был осуществлен с территории СССР 15 сентября 1968 года. Ввиду отклонения траектории полета государственной комиссией было принято решение о посадке «Зонда-5»  в  районе Индийского океана 21 сентября.

В 19 час. 30 минут корабли обнаружили плазменный след космического  аппарата. Обстановка складывалась неблагоприятная, так как произведенные расчеты показывали, что «Зонд-5» приводняется южнее, на значительном удалении от назначенного района посадки. В связи с этим поиск и подъем объекта силами эскадры пришлось осуществлять в темное время суток. Первыми обнаружили работу радиоэлектронных средств космического корабля на ЭОС «В. Головнин»  в  2 часа 40 мин. 22 сентября, но из-за большой дальности его нахождения, определить направление было невозможно. И только в 04:00 научно-исследовательское судно «Боровичи» запеленговало работу «Зонда-5», подошло к объекту и не имея средств подъема, легло в дрейф, осуществляя наведение сил эскадры. В 7 часов 41 минуту 22 сентября 1968 года ЭОС «Василий Головнин» в точке Ш=32°38'Ю, Д=65°33'В   впервые в мире осуществил подъем космического аппарата с воды и 3 октября доставил автоматическую станцию «Зонд-5» в п. Бомбей для отправки военным самолетом в ССCP. Так было положено начало практической деятельности флота по поисково-спасательному обеспечению космических аппаратов. Интересен факт, что на этой станции были первые живые существа Земли, совершившие межпланетный космический полет - черепахи.



Примечание В.Прощенко:

*) - Внесена правка - предложение перенесено в хронологическом порядке

 

См. также: О.М.Павленко. "К 35-летию полёта корабля "Зонд-5" >>