"Союз-11": Хроника полёта >>
О памятнике на месте посадки >>
Ко дню рождения В.Пацаева >>
Почтовые марки, посвящённые экипажу "Союз-11" >>
Тема на форуме >>


Памяти экипажа "Союз-11"

30 июня 1971 года при возвращении на Землю после 24-суточного полёта корабля "Союз-11" и успешной работы на первой в мире космической станции "Салют-1", погиб его экипаж - Георгий Тимофеевич Добровольский, Владислав Николаевич Волков и Виктор Иванович Пацаев







Их именами были названы три корабля Службы Космических Исследований АН СССР


Из дневников Н.П.Каманина ("Скрытый космос")

"7 июля 1971 г.
...
Анализ имеющихся в моем распоряжении материалов расследования – записей бортовой аппаратуры "Мир", данных телеметрии, акта о состоянии кабины, медицинского заключения о причине смерти космонавтов – позволяет представить, что могло происходить на борту "Союза-11" в течение 25-30 секунд после разделения его отсеков.

...Заканчивается рабочий цикл ТДУ, экипаж ощущает нарастание перегрузок – значит, корабль пошел на спуск. На борту все нормально, однако космонавты, помня о недавних неприятностях с переходным люком, во все глаза следят за давлением в кабине. Слышится хлопок – есть разделение! Но что это? Давление в кабине начинает быстро падать... Разгерметизация! Отстегнув привязные ремни, Добровольский бросается к люку. Люк герметичен, но давление продолжает падать, слышен свист уходящего в космос воздуха. Из-за шума включенных передатчиков и приемников невозможно понять: где же свистит воздух? Волков и Пацаев отстегивают плечевые ремни и выключают радиоаппаратуру. Свист воздуха слышится над креслом командира – там, где расположен вентиляционный клапан. Добровольский и Пацаев пытаются закрыть вентиль, но, обессиленные, падают в кресла. Добровольский, теряя сознание, все же успевает застегнуть поясной замок перепутанных ремней..."


Кадры из документального фильма "Страницы космических стартов".
О полёте "Союз-11"
(ЦСДФ, 1971)
Кадры из документального фильма "Белое солнце Байконура".
О полёте "Союз-11". Съёмки на месте приземления
(Студия "Роскосмос", 2006)

От В.Прощенко:

Советская космонавтика со всеми её успехами и неудачами развивалась в обстановке полной секретности и дезинформации. Ныне приоткрываются архивы, издаются мемуары, публикуются воспоминания, становятся доступны зарубежные источники информации. Появилась возможность не только узнавать что-то ранее неизвестное, но сравнивать и анализировать. Выявлять неточности, а иногда - и враньё.

Вот выдержки из разных источников о событиях, связанных с завершением полёта космического корабля "Союз-11". О состоянии связи с "Союзом" на спуске и об участии (точнее - неучастии) судов СКИ ОМЭР в сопровождении спуска.

Данные оказались весьма противоречивы.

1) Б.Черток. "Ракеты и люди":

"Команда на расстыковку должна была быть выдана 29 июня в 21 час 25 минут. После отделения от станции два витка отводятся для подготовки к спуску. Включение СКТДУ на торможение пройдет в 1 час 47 минут уже 30 июня. 
...
Все шло спокойно и по расписанию. Морские корабельные пункты приняли информацию с пролетавшего над ними космического корабля и оперативно доложили, что двигатель на торможение сработал в расчетное время и был выключен от интегратора.
... 
После выключения двигателя космический корабль ушел из зоны связи с кораблями, находящимися в Атлантике. Над Африкой проходило разделение"

2) Н.П.Каманин, "Скрытый космос":

"29.06.71
По программе спуска ТДУ должна включиться в 01:35:24 и через 187 секунд - выключиться. Все с нетерпением ждут докладов о включении и выключении ТДУ, Шаталов настойчиво вызывает "Янтарь" на связь, но экипаж молчит... В 01:47:28 должно произойти разделение корабля (от спускаемого аппарата отделяются приборный и бытовой отсеки), но докладов о разделении нет. Не ясно, пошел ли "Союз-11" на спуск или он остался на орбите? Наступает время сеанса связи (01:49:37-02:04:07), предусмотренного на случай, если корабль не сошел с орбиты. Гнетущая тишина царит в зале - связи с экипажем и каких-либо новых данных о "Союзе-11" по-прежнему нет. Все понимают: на корабле что-то произошло, но что именно, пока никто не знает. Страшно медленно тянутся минуты ожидания... "

3) Анатолий Капитанов ("Бежица") на сайте МКФ:

"До 29 июня 1971 года НИС "Бежица", находилась в рабочей точке, почти на экваторе. Координаты точки: 01 град 30 мин Южной, 13 град 00 мин Западной. ... 29 июня нам разрешили сняться с точки <и уйти в Лас-Пальмас>, не дожидаясь прибытия "Кегострова". ... Утром 30 июня начальнику экспедиции пришла срочная открытая телеграмма за подписью руководителя нашего флота: "СРОЧНО ВЕРНУТЬСЯ ТОЧКУ РАБОТЫ ТЧК КОРАБЛЁВ ТЧК"

4) Пересказ отрывка из книги Grujica S.Ivanovich "Salyut - The First Space Station. Triumph and Tragedy", Springer Praxis Publishing, UK, 2007 (стр.268-272):

"Координаты судов на 29-е - обычные для посадочного витка:
"Бежица" - 1.5°S, 13°W, "Кегостров" - 22°S, 24°W

Поскольку посадка планировалась на 1 июля, 29 июня "Бежице" разрешили уйти для пополнения припасов, а "Кегострову" приказали заменить "Бежицу". Времени, чтобы встать на точку, было достаточно.

Мишин принял решение, как утверждается - по совету баллистиков, сократить продолжительность полёта на один день и кроме того - перенести посадку со второго (с момента расстыковки) на третий виток (почему и когда - из текста неясно). 

Посадочный виток оказался на 22 град. западнее. Имея теоретический радиус зоны связи 15 град., а фактически - не более 10 град., ни "Кегостров", ни "Бежица" "Союз-11" не увидели. АСК стоял у Галифакса и на посадке не работал."

5) Рифат Саидгазов ("Кегостров"), "Новая Кама", Елабуга:

"В ту трагическую ночь, 30 июня, я как обычно сидел на своем рабочем месте в приемном радиоцентре, осуществлял слуховой контроль за прохождением радиосигналов, несущих телеметрическую информацию с борта корабля "Союз-11". ... На предпоследнем до посадки витке наши судовые приемники телеметрии сигналы с борта "Союза" не приняли. Их зафиксировала только моя аппаратура, и параллельно я записал их на магнитную ленту. Сигналов последнего витка на телеметрии опять не приняли. Но они опять прошли и были записаны на моей аппаратуре, только почему-то с опозданием минут на 10-15 от графика"

6) Б.А.Самойлов, нач.экспедиции НИС "Кегостров" в книге "Белые Селены"

"Всё, вроде бы, идёт нормально, ребята на "Салюте". Но 27 июня получаю шифровку - указание срочно следовать на север к островам Зеленого Мыса для работы по "Союз-11" при посадке на основном витке. "Бежица" за сутки до этого ушла в Лас-Пальмас.

Срочно дали полный ход. Далее привожу радиограммы, которые сыпались на нас открытым текстом за подписью Кораблева (так фигурировал В.Г.Безбородов в открытой переписке), а Агаджанов вбухал указание, даже не прячась под псевдоним.

Что-то там не то творилось в Центре, коли нас гоняли по Океану, как гончих псов. Поэтому всю переписку привожу в первозданном виде, ничего не меняя ни в содержании, ни в хронологии.

 

27.06, 21.33 мск. "Срочно следовать в точку с координатами 22 ЗД, 14 СШ. Исх. 1142 - Кораблев".

Через 25 минут приходит шифровка.

27.06, 21.58 мск. "Быть в указанной точке 30.06 в 00 часов 00 мин. НР-88 - Безбородов"

Так что, всё-таки посадка? Но мы же не успеваем. У них что, крыша поехала? Сами считать не умеют?

27.06, 22.08 мск."Срочно доложите, когда полагаете прибыть в точку? Исх. 1144 - Кораблев".

Ответ: "Указанную точку прибудем 10.07 в 10.00 мск. Самойлов" (В.Прощенко: Вероятно, опечатка, д.б. 1.07 10.00).

28.06, 06.22 мск."Срочно сообщите, в какую точку сможете прибыть указанному времени? НР-1 - Кораблев".

Ответ: 30.06 к 00.00 мск сможем прибыть в точку 08.10 СШ., 17.43 ЗД. Самойлов".

28.06, 09.32 мск."Координаты выдавать через 6 часов. НР-3 - Кораблев".

28.06, 11.07 мск."Свои координаты сообщайте нам каждый час. НР-4 - Кораблев"

28.06, 13.22 мск."Срочно сообщите свою скорость. Посадка должна быть 30.06 в 01 час 38 минут. Эта точка основная. НР-5 - Кораблев".

С капитаном произвели пересчет.

Ответ: "К 01 часу 38 мин. сможем быть в точке 08.43 СШ, 18.09 ЗД. Самойлов, Фечин".

Мы понимали, что происходит что-то сверхнештатное, но почему мы оказались одни? Вопросы, вопросы, вопросы!"

Обратим внимание на высказывания разных источников, всё ли в них стыкуется?

  • Черток - "Всё штатно, суда приняли информацию, а спускаемый аппарат летит над Африкой"
  • Каманин - "Связь с Союзом-11 отсутствует"
  • Саидгазов - "КВ-телеметрию приняли"
  • Капитанов и Ivanovich - "Бежица ушла в порт 29-го"
  • Капитанов - "30-го получили приказ срочно вернуться"
  • Самойлов - "Бежица ушла в Лас-Пальмас 26-го, Кегостров пошёл в точку 27-го"

По данным Самойлова, чьи данные представляются наиболее достоверными, я рассчитал исходную точку "Кегострова" и попробовал восстановить расстановку и маршруты судов на посадочном витке "Союза-11". Что видно из этой схемы:

  • "Кегостров" сделал мощный рывок, но в точку работы никак не успевал. В точке, куда он успел придти на момент включения ТДУ, "Союз-11" был за горизонтом
  • "Бежица", если она побежала в Лас-Пальмас, то попадала как раз в нужный район и вовремя.

Комментарии к приведённым выше высказываниям:

  • Черток: "Всё штатно и спускаемый аппарат летит над Африкой".
       Мягко говоря, ошибся
  • Каманин: "Связь с Союзом-11 отсутствует".
       Естественно, т.к. судов в радиусе действия УКВ не оказалось
  • Капитанов: "Бежица ушла в порт 29-го".
       Память подвела?
  • Капитанов: "30-го утром получили приказ срочно вернуться".
       Крайне странный приказ.
  • Саидгазов: "КВ-телеметрию приняли".
       Тоже естественно, т.к. КВ распространяется лучше, чем УКВ

Вопросы, на которые пока нет ответов:

  • Почему приняли решение о переносе даты посадки?
  • Почему перенесли посадочный виток?
  • Куда запропастилась "Бежица"?

Пока же напрашивается вывод, что в последние дни полёта обстановка на борту "Салюта" сложилась настолько тяжёлой, что группа управления полётом приняла решение о срочной посадке "Союза". Тут уж не до расстановки судов в океане.