Последние фотографии "Бурана"

Источник: www.buran.ru

После всех послеполетных испытаний и показательных полетов "Буран" был помещен на хранение в одно из помещений 112 МИКа на Байконуре. Вот фотографии, сделанные в 1999 году.

А это фотографии 13 мая 2002 года:


На этом фото от "Бурана" (1.01) видна только хвостовая часть

Носовая часть (остекление командного отсека) "Бурана" (изделие 1.01, 1К1)

Остатки блока Ц одной из ракет
(на момент обрушения крыши в сооружении 1 площадки 112 хранилась в сборе одна макетная РН 11Ф36МД, боковые блоки от макета 6С и "россыпью" 5 летных РН - 2Л, 3Л, 4Л, 5Л и 6Л)

Остатки хвостовой части блока Ц и двигателей РД-0120 одной из ракет

Остатки хвостовой части блока Ц и двигателей РД-0120 одной из ракет

Остатки сборки 11Ф36МД, на которой располагался "Буран"

Хвостовая часть бокового блока 20А.0000Х82-0 10484505С
из сборки 11Ф36МД

Блок Я (11К25. Я0000А-0) и сопла двигателей блока Ц (11К25.Ц0000С5.1-0 Т1505С1) сборки 11Ф36МД

Фрагмент верхней фотографии крупным планом

Носовой обтекатель одного их боковых блоков А

Увеличенный фрагмент верхней фотографии

Остатки левого крыла "Бурана"

На заднем плане, за стальными балками, видны остатки хвостовой части "Бурана"

Фрагмент фотографии слева
с чуть большим увеличением

Фрагмент верхней фотографии крупным планом;
виден левый хвостовой блок (БДУ-Л)
ОДУ и ошметки киля...

Остатки носовой части "Бурана" (носового блока ОДУ)

Вид вдоль сооружения 1 МИКа 112 после частичной расчистки

Вид с уровня обрушившейся крыши МИКа

К сожалению, в истории всегда находятся люди, готовые "погреть руки" на чужих костях. Так случилось и в этом случае: из достоверных источников на Байконуре известно, что три макетных экземпляра кислородно-водородного двигателя РД-0120 (11Д122):
- 11Д122, заводской номер 5351231151;
- 11Д122, заводской номер 5351231154;
- 11Д122, заводской номер 5351231153;
оказавшиеся под разрушенной крышей, были проданы Китаю. Для этого каждый из двигателей был аккуратно разрезан по технологическому стыку на две части (сопло и турбонасосный агрегат).

Любителям распродажи Родины падение крыши МИКа сыграло "на руку", позволив одним росчерком списать в утиль все, что находилось под рухнувшей крышей. Однако фотографии свидетельствуют, что состояние двигателей после падения крыши осталось вполне пригодным для квалификации этой продажи как оплаченного шпионажа в пользу другого государства. Смотрите сами:


Кислородно-водородные
ЖРД РД-0120

Кислородно-водородные
ЖРД РД-0120
 

В настоящий момент Китай ведет активные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию маршевых кислородно-водородных ЖРД тягой 50 тс, поэтому макеты советских водородных двигателей тягой 190 тс (в вакууме), выполненных по серийной заводской технологии, будут для китайцев отличным подспорьем, если не образцом для подражания.

В связи с этим приведем цитату из статьи известного китаеведа А.Бабкина "Мирная экспансия" (журнал "Профиль", N10/17 марта 2008 г., стр.28):

"Например, Китай испытывает потребность в каком-то механизме или приборе, который сами они не делают. Вы практически никогда не продадите китайцу большую партию. Китайцы с удовольствием купят только один экземпляр. А затем его разберут, изучат и сделают такой же. И это с любым товаром, будь то самолет или сигарета. Партию - никогда, один экземпляр - пожалуйста. И не нужно вызывать российских наладчиков или монтажников, они сами все соберут и наладят выпуск под другим брендом"

Вообще заметим, хотя это уже вне темы сайта, что продажа наших космических технологий приобрела широчайший размах. Например, всем известно, что 1970-х годах ГСКБ "Спецмаш" (ныне ФГУП "КБ общего машиностроения им. В.П.Бармина") вело обширные проектные проработки инфраструктуры обитаемой лунной базы. Но мало кому известно, что сравнительно недавно весь комплект конструкторской документации по "Лунограду" (это десятки, если не сотни документов, в первую очередь чертежей) после завершения многомесячной процедуры рассекречивания был ... продан "за бугор" в течение нескольких дней!