<< К началу раздела, посвящённого Юрию Гагарину

История первого полета

История первого полета

Старт корабля "Восток" был произведён в 09:07 12 апреля 1961 года по московскому времени с космодрома Байконур. Выполнив один оборот вокруг Земли в 10:55:34 на 108 минуте, корабль завершил плановый полёт. В 10:48 на обзорном локаторе радиотехнического наблюдения Энгельского аэродрома майор штурман М. Тепляков в юго-западном направлении (азимут 240 °) на высоте 8 км и удалении 33 км зафиксировал цель. Это был спускаемый аппарат с Юрием Гагариным на борту...

В 10:55 (по сообщению ТАСС) неподалеку от трассы Энгельс — Ровное рядом с обрывом напротив деревни Смеловки Энгельского района приземлился СА (спускаемый аппарат), а около 11:00 примерно в 2 км от СА, дальше от Волги, приземлился Гагарин (точное время посадки не зафиксировано).

История первого полета
Космонавт № 1, позывной "Кедр".
Первые минуты пребывания на Саратовской земле после приземления. 12 апреля 1961 года.

Окружившие Ю. А. Гагарина военные — поисковая команда, возглавляемая командиром ракетного дивизиона майором А. Гасиевым (дивизион ракетно-зенитной воинской части № 40218). Во время встречи Ю. А. Гагарин именно А. Гасиеву отрапортует об успешно завершенном полете. В свою очередь А. Гасиев сообщит приятную новость о присвоении лейтенанту Гагарину звания майора. Вспоминая этот эпизод, А. Гасиев обычно шутил: "Это было самое быстрое повышение по службе — всего за 108 минут!". Ведь именно столько Юрий Гагарин пробыл в космосе.

История первого полета
Майор А. Гасиев с Ю. Гагариным выходят из штаба зенитно-ракетного дивизиона

В 11:15 А. Гасиев на машине ГАЗ 69 доставит Юрия Гагарина в свой дивизион и обеспечит ему телефонную связь с г. Куйбышевым (Самара). Командир дивизии ПВО — генерал-майор авиации Ю. Вовк примет, следующий рапорт Ю. Гагарина: "Прошу передать Главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Гагарин".

История первого полета
11:20 - Встреча Ю. Гагарина с личным составом дивизиона и членами семей военнослужащих.

Через пять минут Ю. Гагарин будет эвакуирован из ракетного дивизиона вертолетом Ми-4 на Энгельсский аэродром.

История первого полета
Летная часть г. Энгельс, Саратовская обл.
Справа от Ю. Гагарина начальник Энгельского зенитно-ракетного училища
Смеливец Демьян Григорьевич. Слева майор Н. Насурлаев

В 11:50 вертолёт с Ю. Гагариным сядет на поле Энгельского аэродрома, где его будут встречать командир авиасоединения генерал-майор авиации С. Евграфов с офицерами штаба. Тут же майору Гагарину вручат поздравительную телеграмму от Советского Правительства.

История первого полета
У телефона, в ожидании связи

В 12:15 на автомобиле "Победа" (У9-54-01) космонавт будет доставлен на командный диспетчерский пункт (КДП) аэродрома, затем в штаб гарнизона, чтобы связаться с Москвой.

История первого полета
Летная часть г. Энгельс, Саратовская обл.

В руках у Ю. Гагарина фуражка, которую ему даст майор А. Гасиев, а взамен получит автограф на память в партбилете (это будет самый первый автограф космонавта). Слева в шляпе спортивный комиссар И. Г. Борисенко, прибывший для оформления и регистрации данных о рекордных достижениях, установленных во время полёта.

История первого полета
Место приземления космонавта Гагарина Ю.А. около деревни Смеловка, Саратовская область.
12 апреля 1961 года.

Столб будет вкопан в тот же день уже известным нам майором А. Гасиевым и его подчиненными. Надпись на табличке: "Не трогать! 12.04.61 г. 10 ч 55 м. моск. врем".

Существует целая история с приземлением Гагарина в районе сверхсекретного ракетного дивизиона, где на тот момент были расположены новейшие ракетные установки С-75 М "Волхов" (в мае 1961 года их только примут на вооружение войск ПВО). Во многом это и определило намеренное искажение информации о месте посадки, так как о ракетной части нельзя было упоминать. Все сделанные там фотографии подписывались, что сделаны они якобы в Энгельсе.