Научно-исследовательское судно
"Космонавт Георгий Добровольский"

Сайт ветеранов флота космической службы

 

ГАГАРИН. ПОЕХАЛИ! КАК ЭТО БЫЛО

В начале 1959 г. в Академии наук СССР узкий круг осведомленных людей обсуждал возможность полёта человека в космос. К тому времени у СССР уже был успешный опыт запусков искусственных спутников, а значит, была и надежда. Начали появляться постановления Правительства, где были прописаны задачи по подготовке полёта человека в космическое пространство.

Для нас важен документ, который стал основой для деятельности тех, кого в соответствии с ним стали называть космонавтами. Это – Приказ Главкома ВВС №267, в соответствии с которым на должность слушателей-космонавтов были зачислены первые 12 лётчиков-истребителей: Аникеев И.Н., Быковский В.Ф., Волынов Б.В., Гагарин Ю.А., Горбатко В.В., Комаров В.М., Леонов А.А., Нелюбов Г.Г., Николаев А.Г., Попович П.Р., Титов Г.С., Шонин Г.С. В начале июля того же года отряд был сформирован окончательно. В него были включены дополнительно Беляев П.И., Бондаренко В.В., Варламов В.С., Заикин Д.А., Карташов А.Я., Рафиков М.З., Филатьев В.И. и Хрунов Е.В.

Первую двадцатку спустя многие годы так и будут называть – гагаринский отряд. Но это случится много позже.

Приказ вышел в свет 7 марта 1960 г.; именно это день и стал официальной датой создания Отряда космонавтов.

В первых числах марта кандидаты в космонавты начали прибывать в Москву. Местом их временного проживания стал Центральный аэродром им. М.В. Фрунзе. В этом тоже была некая символика – раньше аэродром назывался Ходынским полем, над которым в начале ХХ века парили первые лётчики России. Двухэтажное здание спортивной базы ЦСКА стало их временным домом и местом для первых занятий.

14 марта 1960 г., в 9.00 по московскому времени у будущих космонавтов начались теоретические занятия.  До первого полёта человека в космос остаётся еще чуть больше года. Объём знаний и умений, которые должны были получить будущие космонавты, был огромен. И расслабляться было некогда. Им читали лекции по авиационной и космической медицине, по ракетной технике и динамике полёта, по конструкции космического корабля и его многочисленным системам, и ещё по многим узкоспециальным дисциплинам.

Примерно в середине апреля первые 11 человек были откомандированы в г. Энгельс Саратовской области, где приступили к парашютным тренировкам. Чуть позже к ним присоединились ещё двое. Парашютные занятия с прыжками самой разной сложности продолжались целый месяц.


По возвращении в Москву их ждали тренировки в барокамере, термокамере, сурдокамере, на центрифуге, вибростенде, полёты на невесомость, регулярные спортивные занятия, продолжение теоретических занятий по различным дисциплинам.

Примерно тогда же первая двадцатка познакомилась с тем, кто возглавлял огромный коллектив, кто проектировал, создавал и готовил для них космические корабли. На одно из занятий в Москву приехал С.П. Королёв. Первая встреча была короткой, Сергей Павлович говорил с будущими космонавтами мало, больше всматривался в них, как будто выбирая того, кто станет первым.

Но вот и пришло время приступить к тому, что у лётчиков называется предполётной подготовкой. От традиционной она отличалась тем, что занимала весьма длительное время - почти 6 месяцев. За полгода надо было досконально изучить космический корабль и то, как функционируют все его системы. Корабль надо было освоить до такой степени, чтобы он для будущего космонавта стал родным домом. Спустя примерно полгода, если быть точным – 11 октября 1960 г. – новым Приказом Главкома ВВС №176 была определена группа из шести лётчиков, которые должны были начать заниматься по ускоренной программе. В октябре 1960 г. они приступают к занятиям на тренажёре космического корабля «Восток» в лётно-исследовательском институте подмосковного города Жуковского.

И вот 17 января 1961 г. настал первый экзаменационный день, когда представительной и требовательной комиссии надо было в течение часа детально, подробнейшим образом рассказать о корабле «Восток», его внутренней начинке, об условиях орбитального полёта, ответить на множество других вопросов, связанных с предстоящим путешествием в космос. По итогам двух экзаменационных дней все шестеро слушателей получили отличные оценки. Фамилия Гагарин в списке кандидатов на первый полёт стояла в экзаменационной ведомости первой.

9 марта 1961 г. Юрию Гагарину исполнилось 27 лет. И самым отличным подарком ко дню его рождения стал старт очередной ракеты-носителя с космическим кораблём, на борту которого находилась собачка Чернушка и манекен Иван Иванович, в теле которого были и другие космические путешественники – крысы и мыши. Полёт корабля длился 115 минут и завершился успешно. 

День первого полёта всё ближе и ближе. Вот интересный документ – «Заявка на попытку установления рекорда», заполненная на имя того, кто стал первым в истории человечества космонавтом. Документ, снимающий любые сомнения в том, когда именно Юрия Гагарина выбрали первым. Официальная версия гласит, что случилось это на космодроме во время заседания Государственной комиссии, которая состоялась 8 апреля, а 10-го её решение было объявлено космонавтам. Обратите внимание на дату подписания «Заявки…», из которой следует, что решение о назначении первым космонавтом именно Юрия Гагарина было принято, по крайней мере, за месяц до старта в космос.

25 марта 1961 г. на космодроме должен был состояться ещё один пуск ракеты-носителя с космическим кораблём. В этот раз его пассажирами были собаки Звёздочка и Чернушка. И этот полёт стал удачным. Всем уже было понятно: первый старт человека в космос наступит совсем скоро.

18 марта 1961 года в монтажно-испытательный корпус прибыла группа во главе с Героем Советского Союза генералом Н.П. Каманиным, руководителем центра подготовки космонавтов, Е.А. Карповым, специалистом в области авиационной медицины и генералом Л.И. Гореглядом. В тот день ведущий конструктор О.Г. Ивановский давал пояснения и отвечал на вопросы о космическом аппарате («Салют»). Среди слушателей были Григорий Нелюбов, Герман Титов, Юрий Гагарин, Андриян Николаев, Валерий Быковский, Павел Попович.

20 марта в одной из лабораторий монтажно-испытательного корпуса будущие космонавты провели тренировку по надеванию и регулировке скафандра под руководством ведущего конструктора О.Г. Ивановского и ведущих специалистов по скафандру: Ф.А. Востокова и В.И. Сверщека. Мало кто знал в то время, что к данному моменту было изготовлено всего только три индивидуальных скафандра: для Юрия Гагарина, Григория Нелюбова и Германа Титова.

К 21 марта космический аппарат был полностью подготовлен для стыковки с ракетой. После 17:00 местного времени, когда основная часть личного состава покинула монтажно-испытательный корпус, на площадке, где находился космический аппарат, появились Юрий Гагарин, Григорий Нелюбов и Герман Титов в сопровождении технического руководства и специалистов для проведения тренировки в надевании скафандра, посадке в скафандрах в кабину космического корабля, проверке скафандров и средств связи. Надевание скафандра занимало не более 20-25 минут, а посадка в кабину спускаемого аппарата и проверка оборудования на функционирование – 15-25 минут. Руководили этими включениями с подачей бортового питания на некоторые системы космического аппарата В.И. Ярополов и  В.Я. Хильченко.

22 марта в первой половине дня Главный конструктор наземного испытательного комплекса В.П. Бармин вместе со своим заместителем Б.М. Хлебниковым провели ознакомительную экскурсию с космонавтами по стартовому комплексу.

23 марта Главный конструктор СКБ ЛИИ С.Г. Даревский провел с группой космонавтов занятия по коррекции глобуса на пульте пилота. Занятия прошли в лаборатории на первом этаже монтажно-испытательного корпуса.

24 марта в 13:00 ракету с космическим аппаратом и манекеном в кресле пилота вывезли на стартовую позицию и под руководством В.А. Романенко установили в стартовое сооружение. К 18:00 Юрий Гагарин и Герман Титов с помощью специалистов облачились в скафандры и в специальном голубом автобусе ЛАЗе прибыли на стартовую позицию. С помощью ведущего конструктора и испытателей В.Я. Хильченко, а также В.А. Холина, отвечающего за установщик и лифт, космонавты провели тренировку по подъему на лифте к космическому аппарату и прохождению пути от лифта на верхней площадке установщика к люку спускаемого аппарата. Гагарин в присутствии С.П. Королева проверил, насколько удобно будет садиться в спускаемый аппарат. Затем сошел на две ступеньки вниз с приставочной площадки и Королев повел его вокруг обтекателя. Затем Титов выполнил те же операции, что и Гагарин. Далее они все спустились на нулевую отметку стартового комплекса и вернулись в автобус.

25 марта в 6:30 М.В. Келдыш провел короткое заседание членов Государственной комиссии перед стартом космического корабля ЗКА №2. За час до старта Королеву доложили, что один из датчиков на третьей ступени ракеты-носителя вышел из строя. Главный конструктор блока «Е» С.А. Косберг, посоветовавшись со своими специалистами, дает указание отключить данный датчик. Специалисты первого отдела поднялись к лючку третьей ступени и отключили его.

В этот же день космический аппарат ЗКА №2 с манекеном и собакой Звездочкой, кличку которой предложил Гагарин, вышел на орбиту без происшествий. На сей раз все шло строго по программе: все системы корабля функционировали нормально. Через 1,5 часа космический корабль приземлился в заданном районе.

Успешное завершение испытаний двух беспилотных космических аппаратов дало возможность С.П. Королеву и членам государственной комиссии доложить правительству, что отработка полета кораблей на орбите проводится в соответствии с утвержденной программой, и подтверждается реальная возможность осуществления первого полета человека в космическое пространство.

3 апреля 1961 года Сергей Павлович Королёв с группой специалистов вылетел на полигон. На космическом аппарате ЗКА №3 (будущем космическом корабле «Восток-1») проводились заключительные операции для стыковки с ракетой-носителем.

В тот же день космонавтов Гагарина и Титова в последний раз одели в резервные скафандры, чтобы заснять на пленку, как они забираются в «Восток». Будущие покорители космоса по очереди произносили прощальные речи у подножия пусковой башни. На этих кадрах Р-7 не видна, потому что ракета лежала в сборочном ангаре, а подробности ее конструкции хранились в величайшем секрете. То была государственная тайна. Техники воспроизвели процесс запирания космонавтов в шар (это было проделано в другой зоне главного ангара, служившего для подготовки корабля, а не на самой площадке). В последующие месяцы некоторые из этих постановочных эпизодов смонтировали с короткой подлинной съемкой подготовки к старту, осуществленной оператором Владимиром Суворовым в куда менее благоприятных условиях. В тот великий день предстартовая группа просто не могла предоставить ему такой же широкий доступ к кораблю и пусковым устройствам, как при репетиции в ангаре.

6 апреля на полигон прибыл председатель Государственного комитета по оборонной технике и председатель Государственной комиссии К.Н. Руднев. После 17 часов в монтажно-испытательном корпусе на первом этаже в одной из лабораторий Юрий Гагарин и Герман Титов примеряли свои индивидуальные скафандры под руководством Главного конструктора катапультируемого кресла, скафандра и систем обеспечения жизнедеятельности космонавта – С.М. Алексеева и ведущих специалистов В.И. Сверщека и Ф.А. Востокова.

7 апреля к 10 часам в одной из лабораторий монтажно-испытательного корпуса на первом этаже были установлены приборная доска и пульт пилота с глобусом, при помощи которых космонавт мог определить точку земной поверхности, над которой находится в данный момент времени космический аппарат, и выбрать момент включения тормозной двигательной установки для приземления (в случае применения ручной системы ориентации корабля и ручного управления спуском с орбиты). Пульт пилота был расположен рядом с контрольно-проверочной аппаратурой.

Юрий Гагарин и Герман Титов выполняли все необходимые операции по ручной ориентации космического аппарата, включению тормозной двигательной установки и контролю программы спуска по установленному на пульте пилота индикатору. Все необходимые операции выполнялись под контролем главного конструктора СКБ ЛИИ С.Г. Даревского, где разрабатывали пульт пилота и первый космический тренажер.

Этажом выше тренировкой по специальной радиопереговорной линии наземной станции «Заря», главным конструктором которой являлся Ю.С. Быков, руководил начальник лаборатории радиосистем космических аппаратов инженер-майор Г.Д. Ракитин. Космонавты отрабатывали доклады на Землю, привыкали к своим позывным: Гагарин – «Кедр», Титов – «Орел».

8 апреля к 9:00 космонавты прибыли в монтажно-испытательный корпус для проведения тренировочных занятий в спускаемом аппарате корабля. Космический аппарат был установлен на специальной подставке, огороженной стойками с натянутой белой лентой, освещался юпитерами. Для подъема космонавта к спускаемому аппарату использовался легкий подвижный лифт.

В дверях монтажно-испытательного корпуса появились космонавты, облаченные в скафандры, в сопровождении С.П. Королева и ведущего конструктора О.Г. Ивановского. Первым должен был проводить тренировку Юрий Гагарин, а за ним – Герман Титов. Специалисты, принимавшие участие в «обживании» корабля космонавтами, заняли свои рабочие места у наземных пультов. Включение всех систем осуществлялось с наземного центрального пульта управления.

В.И. Ярополов согласно программе проведения тренировки подавал команды по шлемофонной связи, а операторы определенных систем включали их на космическом аппарате, чтобы аппарат, как говорят испытатели, «дышал». Космонавты, находясь в спускаемом аппарате, следили за включением систем, выполняли различные манипуляции и отрабатывали определенные навыки по управлению космическим аппаратом.

9 апреля на стартовой площадке в МИКе проходит напряженная работа по подготовке стартового комплекса, ракеты-носителя и космического корабля. Поздно вечером закончились заключительные операции по подготовке космического корабля к стыковке с ракетой-носителем.

10 апреля в павильоне на берегу Сырдарьи состоялась встреча участников заседания Государственной комиссии и космонавтов. Встреча была неформальной, присутствовали на ней первые шесть космонавтов и все те, кто готовил полёт первого человека в космос. Выступили с добрыми напутствиями С. П. Королёв, маршал К.С. Москаленко, председатель Госкомиссии К.Н. Руднев. Ответное слово держала первая тройка – Гагарин, Титов и Нелюбов.

Вечером того же дня состоялось торжественное заседание Государственной комиссии по запуску объекта 3КА №3 (будущего космического корабля «Восток-1»). На этом заседании Госкомиссии было принято решение об осуществлении 12 апреля 1961 года первого в мире пуска ракеты и космического корабля с космонавтом на борту. Утвердили первым летчиком-космонавтом Ю.А. Гагарина, а его дублером – Г.С. Титова.

В это же время проходила стыковка космического корабля с ракетой-носителем, шли заключительные операции. Космический корабль с помощью крана был медленно подведен к ракете, установлены крепежные элементы – и стыковка была закончена. Затем был установлен головной обтекатель.

11 апреля под утро провели предстартовые горизонтальные испытания – проверочные электрические включения.

В 5 часов 40 минут все было готово к вывозу на стартовую позицию. К этому времени прибыли С.П. Королев, его заместитель по испытаниям Л.А. Воскресенский и руководитель стартовой группой группой А.С. Кириллов. Подается команда, раздвигаются ворота МИКа и ракета-носитель с космическим кораблем медленно начинает путь по казахской земле на стартовый комплекс. Тепловоз двигается настолько медленно, что идущие рядом с ним не отрывают свои взгляды от величественной картины.

Ракета с космическим кораблем «Восток-1» устанавливается в стартовое сооружение, поблескивая серебром восходящего солнца. Четко и слаженно работают стартовые расчеты.

Подается напряжение на борт космического аппарата с центрального пульта управления, находящегося в бункере пультовой ракеты-носителя в левом углу. Кабина корабля освещается бортовыми светильниками.

После доклада В.И. Ярополову разрешено специалистам по системам спускаемого аппарата приступить к предстартовым операциям по проверке бортовых систем космического корабля.

К 10 часам утра на стартовую позицию прибыли Н.П. Каманин, В.И. Яздовский и Ф.А. Агальцов, а в это время председатель Государственной комиссии К.Н. Руднев и С.П. Королев находились на верхнем мостике около спускаемого аппарата. Королев давал пояснения Рудневу по устройству космического аппарата «Восток-1». Затем подвел его к отверстию в ферме и объяснил, зачем его сделали. В случае возникновения нештатной ситуации на заправленной ракете или аварии ракеты во время запуска, космонавт может быть аварийно катапультирован через отверстие в головном обтекателе и ферме обслуживания.

Приближается полдень, а в 13 часов должна состояться встреча космонавтов со стартовой командой (впоследствии эти встречи стали традиционными). Космонавтов, членов Государственной комиссии встретили бурной овацией. У всех было приподнятое настроение, гордились тем, что их частица труда вложена в общее дело. Ю.А. Гагарин заверил, что приложит все силы и знания для выполнения исторического полета. обходя строй стартовой команды, космонавты слышали слова пожелания успешного полета. После этого Ю.А. Гагарин с «главным» и в сопровождении ведущего конструктора направились к лифту. Дверь лифта открылась и первым вышел О.Г. Ивановский, за ним С.П. Королев и Ю.А. Гагарин. Он поднялся к спускаемому аппарату, заглянул внутрь, внимательно изучил кабину.

В делах и заботах пролетел день, вечером было решено остаться отдыхать в МИКе. Никто не мог заснуть. Все находились в ожидании предстоящего полета.

 

12 апреля. В эту ночь спали только оба космонавта. В четвертом часу боевой расчет прибыл на стартовую позицию, прибыл и С.П. Королев.

По динамику громкой связи раздается голос А.С. Кириллова: «Всем службам полигона объявляется семичасовая готовность! Приступить к подготовке ракеты и корабля «Восток»!».

На стартовой площадке закипела работа. Жесткий предстартовый график закрутил всех. В бункере с центрального пульта управления В.Е. Стаднюк подает напряжение на борт космического аппарата и включает системы согласно утвержденному графику подготовки. Над головным обтекателем, под которым расположен космический аппарат, нависает утренняя дымка.

Началась заправка баков ракеты компонентами топлива. Ракета постепенно одевается в снежную «шубу» и окутывается в облако конденсата из дренажной ракеты.

В шесть часов на площадку поднялись О.Г. Ивановский и Н.П. Каманин для проверки шифра логического замка. На космическом аппарате, кроме дублирования всех систем, была предусмотрена возможность ручного управления спуском с орбиты. Медики тогда не были уверены в правильности принятия решения космонавтом, оказавшегося один на один с невесомостью. Чтобы космонавт в возбужденном состоянии не вовремя не включил тормозную двигательную установку космического аппарата на спуск, нажав на пульте особую красную кнопку, закрытую предохранительной крышкой, в кабине корабля на пульте управления был создан дополнительный «пульт» с кнопками (логический замок). Для включения тормозной двигательной установки космонавт должен был нажать три из девяти кнопок в определенном порядке, а тормозная двигательная установка в то время включалась только один раз. Космонавт мог пользоваться этим кодом только на орбите, распечатав специальный конверт.

Объявляется трехчасовая готовность. На верхнюю площадку установщика поднимаются медики для закладки питания -  последняя операция перед посадкой космонавта. Питание закладывают на десять суток. Это делается на тот случай, если откажет тормозная двигательная установка. Конструкция космического корабля и высота орбиты были выбраны так, что позволяли осуществить спуск с орбиты спускаемого аппарата с космонавтом за счет естественного торможения корабля в верхних слоях атмосферы, но тогда Гагарину пришлось бы пробыть на орбите не 108 минут, а около 10 суток. Это был запасной вариант спуска с орбиты. Королев предусмотрел все мыслимые и немыслимые варианты нештатных ситуаций, которые могли бы произойти с космическим кораблем и космонавтом, сделав все возможное и невозможное для их предотвращения и обеспечения безопасного полета первого человека в космос и его благополучного возвращения на Землю.

Испытатели с ферм обслуживания вглядывались в даль, на дорогу, ведущую к старту, откуда должен появиться автобус с космонавтами.

«Едут! Едут!», - закричали сверху, с самой высокой точки фермы обслуживания, увидев, как по дороге, ведущей к старту, двигался бело-голубой автобус. Автобус въехал на стартовую позицию – из него, поддерживаемый Е.А. Карповым вышел Ю.А. Гагарин и ступил на «нулевую» отметку стартового комплекса. Все зааплодировали, Ю.А. Гагарин в ярко-оранжевом скафандре подошел к членам Государственной комиссии.

К.П. Руднев, С.П. Королев и К.С. Москаленко обняли Ю.А. Гагарина и он в сопровождении ведущего конструктора О.Г. Ивановского направился к лифту.

В.И. Ярополов командует: «В бункер! Всем, не занятым в работе, покинуть стартовую площадку!».

Специалисты по скафандру, с одной стороны, О.Г. Ивановский и В.Я. Хильченко, с другой, помогают Ю.А. Гагарину подняться по двум ступенькам приставной лестницы, закинуть ноги и лечь в кресло. Закончив размещение, прощаются с ним, желают успешного полета. Космонавт занял место в кабине и начал проверку систем корабля. По докладам понятно, что все идет по графику.

В 7.30 С.П. Королев поинтересовался о самочувствии у Ю.А. Гагарина. Казалось, что все идет согласно графику подготовки второго дня, но вдруг, когда до пуска оставалось несколько десятков минут, случилось непредвиденное. Слессари-монтажники Н.И. Селезнев, В.И. Шаповалов и В.В. Морозов проводили заключительные операции на спускаемом аппарате, закрывали люк. Вдруг отчет: «Нет КП-3! Нет КП-3!». Это В.Е. Стаднюк докладывает В.И. Ярополову из пультовой бункера, что на центральном пульте управления один из трех транспарантов, сигнализирующих о прижиме крышки люка спускаемого аппарата, не горит. Стартовая готовность космического корабля при этом уже не наберется!

Весь полигон замер в ожидании…

С.П. Королев принимает решение: открыть люк спускаемого аппарата, найти, устранить неисправность и повторно установить крышку люка. А до пуска остается совсем мало времени.

В этой нештатной ситуации так замелькали моментные ключи слессарей-монтажников, что они сумели открыть и закрыть тридцать замков крышки люка, снова проверить ее на герметичность специальным приспособлением – «присоской» и установить теплозащиту люка. Все с облегчением вздохнули, когда из пультовой по громкой связи услышали доклад В.Е. Стаднюка: «Есть контакт КП-3!».

Объявляется 50-минутнаяя готовность, С.П. Королев по связи успокоил Ю.А. Гагарина, что все идет согласно графику.

«Развести фартуки и опустить стрелу агрегата!» - раздается из динамиков. По двадцатиминутной готовности Н.П. Каманин и П.Р. Попович спустились в бункер и сообщили, что у Гагарина пульс – 64, дыхание – 24.

«Всё стартовое, заправочное и вспомогательное оборудование стартовой позиции к пуску готово!» - доносится по громкой связи. Остается около десяти минут до пуска.

Стрелки часов приближаются к решающей отметке. Следует команда: «Минутная готовность!» Через минуту управление ракетой будет передано автоматике.

«Есть стартовая готовность объекта!» - докладывает В.Е. Стаднюк.

Звучит команда: «Сброс ШО-1 объекта!»

«ШО-1 сброшен!» - докладывает В.Е. Стаднюк.

С этой минуты все управление запуском сосредоточено в руках ракетчиков. Космический аппарат полностью готов к выполнению своей исторической задачи! Слышно гудение наземной аппаратуры, на пультах гаснут и вспыхивают разноцветные транспаранты. Нервы у всех напряжены до предела. В тишине звучат одна за другой команды руководителя стартовой службы А.С. Кириллова.

«Ключ на старт!» - Б.С. Чекунов поворотом специального ключа включает автоматику запуска ракеты.

И, наконец, короткая, властная команда:

– «Пуск!»

– «Подъем!»

– «Есть подъем» - в 9 часов 07 минут московского времени громко кричит оператор центрального пульта управления ракеты Б.С. Чекунов.

Освобождаются и расходятся в стороны фермы пусковой установки. От нарастающего гула двигателей бункер дрожит, закладывает уши.

– «По-е-ха-ли-и-и!» - вырывается из динамика голос Юрия Гагарина…

Так, в памятный день 12 апреля 1961 года над планетой поднялось утро космической эры.  Все как завороженные стояли, задрав головы вверх, вслед улетающему Ю.А. Гагарину.

 

Материалы предоставлены партнером программы «Гагарин. Поехали!» Мемориальным Музеем Космонавтики.