Научно-исследовательское судно
"Космонавт Георгий Добровольский"

Сайт ветеранов флота космической службы

КВП и КГД в конце 90-х - начале "нулевых"

Все "Космонавты" у стенки Балтийского завода. Фото: Tony Garner, 1995 г.
Все "Космонавты"
у стенки Балтийского завода.
Фото: Tony Garner, 1995 г.

"Космонавт Георгий Добровольский" и "Космонавт Виктор Пацаев" - два брата-близнеца с похожей, но всё же разной судьбой. Два корабля, служившие космосу до последней возможности. Но один - ушёл в Аланг, другой - стал музейным сотрудником.

Мне хочется узнать и рассказать о том, что с ними происходило в конце 90-х - начале 2000-х. Возможно, получится статья. Надеюсь, ветераны и непосредственные участники событий того времени помогут мне в этом.

 

Многое из этой истории однажды уже рассказал Николай Александрович Буров, руководивший всей четвёркой судов проекта "Селена-М" в то время. И теперь понемногу, после нескольких "допросов с пристрастием", он продолжает дополнять хронику двух последних судов ленинградских "Селен-М".

 

Вот эта хроника

 

В 90-е интенсивность работы оставшихся в России 4-х судов космической службы снизилась до предела - см. тут. Средств на сопровождение космических программ морскими измерительными пунктами у государства не стало. Как только суда возвращались из последних в своей жизни рейсов, они становилиь на прикол, а сотрудников - членов экспедиции - увольняли.

1995 год - все "Селены-М" встали у стенки Балтийского завода и перешли под управление Российского космического агентства (РКА). При этом два судна были "разоружены" - спецоборудование с "Волкова" и "Беляева" было снято военными. От в/ч 26179 осталось 5 человек комсостава (С.С.Монаков, Н.А.Буров, А.А.Батищев, В.Н.Даньшин, А.И.Стрельников) и 10-15 человек ИТС. Командовать с Питере остался Н.А.Буров. В 1996-м все они перешли в РКА.

"Sea Launch Commander" у стенки Канонерского завода. Видны стоящие в гавани четыре судна проекта "Селена-М". Фото 1998 г.
"Sea Launch Commander"
у стенки Канонерского завода.
За ним видны стоящие в гавани
четыре судна проекта "Селена-М".
Калининград. Судоремонтный завод. Место разделки НИС "Космонавт Владислав Волков" и "Космонавт Павел Беляев"
Калининград.
Завод "Судоремонт-Балтика".
Место разделки НИС
"Космонавт Владислав Волков"
и "Космонавт Павел Беляев"

1996 год - все четыре судна поставили к причалу в ковше Канонерского завода (см. фото). "Космонавт Виктор Пацаев" прошёл докование в связи с планами задействования его по запуску АМС "Марс-96". Однако РКА всё же отказалось выводить КВП в рейс. (Ю.Милов, зам.гендиректора РКА: "Это то же самое, как выяснять, потел покойник перед смертью, или не потел"). Итог миссии "Марс-96" известен - сэкономили на рейсе, но потеряли АМС и годы работы тех, кто её создавал. .

1997 год - докование прошёл "Космонавт Георгий Добровольский". Суда встали у причала Канонерки: "Волков" лагом к "Добровольскому", "Беляев" - к "Пацаеву". При этом с "Волкова" на "Добровольский" переставили 4-метровую антенну "Жемчуг-МК" вместе с куполом, а с "Беляева" на "Пацаев" - купол антенны.

1998 год - "Добровольский" вместе с "Sea Launch Commander" оснащён оборудованием для работ по "Морскому старту", в 1999-м готовился к выходу в рейс, но... Не сложилось.

2000 год - "Волков" и "Беляев" на буксире перетащили в Калининград, на судоремонтный завод, и там в январе 2000-го утилизировали.

лето 2000 г - "Пацаев" перешёл в Калининград для докования на ССЗ "Янтарь".

апрель 2001 г - "Пацаев" встал у причала Музея Мирового океана.

2003 год - "Пацаев" начал работать в контуре управления российским сегментом МКС.

август 2003 г - "Добровольского" на буксире перетащили к причалу г. Светлый недалеко от Калининграда. 

декабрь 2005 г - "Добровольский" продан на слом. "Пацаев" продолжает трудиться на Роскосмос.

 

Дополнено:

Где-то в 2000-2003 гг. калининградскому ОКБ "Факел" было поручено организовать на территории Калининградской обл. измерительный пункт. В связи с этим ОКБ предложило снять антенну СМ-244 с "Пацаева". В моём распоряжении есть хороший документ, подписанный Н.А.Буровым, с возражениями на идею ОКБ >>

 

 

Работали наши суда после 1995-го?

 

"Космонавт Георгий Добровольский" и "Космонавт Виктор Пацаев" на Канонерском заводе. Снимок Google 2000 года
"Космонавт Георгий Добровольский"
и "Космонавт Виктор Пацаев"
на Канонерском заводе.
Снимок Google 2000 года
"Космонавт Георгий Добровольский" на Канонерском заводе. Снимок Google 2002 года
"Космонавт Георгий Добровольский"
на Канонерском заводе.
Снимок Google 2002 года
"Космонавт Георгий Добровольский" у причала г.Светлый. 2005 год
"Космонавт Георгий Добровольский"
у причала г.Светлый.
2005 год

Список экипажа и экспедиции
НИС "Космонавт Виктор Пацаев"
(Из архива С.С.Монакова)

Видео 2002 года,
снятое Владимиром Ледневым
во время одной из командировок
в Калининград

По "Марсу" и "Морскому старту" поработать не удалось. В запусках РН "Ариан-5" - тоже.

Однако вот информация из журнала "Новости космонавтики" за 2002 год (№12, стр.20): "29 октября ЦУП-М провел тест телефонной связи РС МКС с кораблем «Космонавт Георгий Добровольский». Экипаж слышал корабль хорошо, а вот корабль не слышал борт".

По словам Н.А.Бурова, "Добровольский" до 2001 года регулярно принимал телеметрию и поддерживал УКВ-связь со станцией "Мир", стоя на Канонерке (см. фото). Оттуда же работал по МКС после вывода её на орбиту в 1998-м, и продолжал этим заниматься после перехода в августе 2003 года в г. Светлый (Калининградская обл.)

О "Пацаеве" в документе из архива С.С.Монакова сообщается: "Для проверки возможности использования ОКИП в качестве стационарного ИП были проведены работы 28.06.2000 г., 15.07.2000 г. и 07.04.2001 г. по обеспечению вывода РН "Космос-3М " КА "надежда", "Чемп", "Берд", "Мита" и по РН "Протон-М" с КА "Экран-18". Все работы выполнены успешно".

Стоя в Калининграде и в Светлом, "Пацаев" и "Добровольский" вместе работали по МКС. При этом, по словам Сергея Александровича Захаренкова, впервые пришедшего тогда работать на наши суда, приём телеметрии на "Добровольском" был более уверенным, чем на "Пацаеве", где уровень помех был больше.

По-видимому, до 2003 г. эти работы нужно называть факультативными, т.к. выполнялись вне контура управления МКС.

В 2003 году Роскосмос начал принимать меры для включения "Пацаева" в контур управления российским сегментом МКС. Был сформирован канал связи с ЦУП по наземной волоконно-оптической линии связи (ВОЛС), установлены два доп.комплекта ДМ-приёмников телеметрии, снятых с "Добровольского". В 2008 году выведена из эксплуатации станция УРТС-2 и почти все её функции стал выполнять персональный компьютер. Тогда же ввод целеуказаний для управления телеметрической антенной в систему "Вега-М" тоже стал выполняться с персонального компьютера.

 

О людях

 

В 1996 году после расформирования экспедиций "Селен-М" в штате НПО Измерительной техники (структурная единица РКА) была создана группа сотрудников, задачей которой было обслуживание радиотехнического комплекса в режиме длительной стоянки. В эту группу вошли 10-15 человек ИТС из числа тех, кто ранее работал на этих судах. Руководитель группы - Н.А.Буров. Вокруг него сформировалась команда ветеранов: В.Е.Дубков, Г.В.Шищенко, В.М.Попонов, О.Л.Варвалюк, В.Ф.Базлов, В.А.Леднев, А.И.Пронин...

Когда "Добровольский" и "Пацаев" перевели в Калининградскую область этим людям выпала задача обучения нового инженерно-технического персонала, принятого для эксплуатации радиотехнических средств на обоих судах - примерно 10-12 человек. Многие из этих вновь принятых сотрудников уже имели опыт работы на НИПах, им нужно было лишь освоить специфику работы судового радиотехнического комплекса. И ветераны помогали им в этом, регулярно ездили из Питера в Калининград, делились своим опытом.

Вот видео 2002 года, снятое Владимиром Ледневым во время одной из командировок в Калининград.



 

Пока это всё, что знаю. "Добровольцы" и "Пацаевцы" - бывшие и нынешние! Участники тех  событий! Расскажите, чем ещё интересны эти годы: конец 90-х и начало двухтысячных. Поправляйте и дополняйте. 


 

Документы 1994-2004 гг. из архива С.С.Монакова

1994-2004 годы были напряженными для судов космической службы. Решалась их судьба: списание и утилизация или модернизация и продолжение работы в море.

20 июля 1994 г. закончился последний рейс судов 9-го ОМКИК.

3 июня 1995 г. распоряжением Правительства РФ все 4 "Селены-М" переданы в РКА.

С НИС "Космонаввт Владислав Волков" и "Космонавт Павел Беляев" спецоборудование было снято военными сразу же. Тогда же начались попытки сохранить оставшиеся две "Селены-М" с целью их использования по назначению.

 

Здесь опубликованы несколько документов из архива С.С.Монакова, иллюстрирующих происходившее в то время.

Файл  
pdf959 Министру обороны РФ. Предложение об использовании корабельных изм.пунктов
(~1994-95 г.)
img926 Справка по Отдельным корабельным изм.пунктам
(~2002-2003 гг.)
pdf935 Обоснование затрат на дооснащение для приёма информации со спутника дистанционного зондирования Земли
(дата не указана)
img950 О возможности использования КВП в качестве стационарного изм.пункта
(дата не указана)
img924 Предложение списать НИС КГД
(июль 2004 г.)
img908 Приложение к img924. Ответы руководителей предприятий о применении НИС КВП и КГД
img971 О возможном использовании КГД при запусках РН "Ариан-5"
(апрель 2004 г.)
pdf898 О создании изм.пункта на КВП
(июнь 2004 г.)
img895 Отказ ЕКА от использования судов РКА
(июль 2004 г.)
img972 Предложение приостановить финансирование работ по ремонту и модернизации КГД
(август 2004 г.)
pdf914 Решение о списании КГД и подготовке КВП к использованию в качестве изм.пункта
(ноябрь 2004 г.)

 

Хочу поблагодарить С.С.Монакова за предоставленные документы и А.А.Капитанова за труд по их сканированию.

 

В дополнение:

1996 г ЦКБ "Балтсудопроект" подготовило "Технические предложения по модернизации НИС КГД и КВП" (из архива С.С.Монакова)
1998 г. Оснащение КГД и "Sea Launch Commander" для сопровождения "Морского старта". При этом часть оборудования была взята со склада Адмиралтейского з-да. Это оборудование предназначалось для НИС "Академик Николай Пилюгин" (инф. от Н.А.Бурова)
1999 г КГД готовился к выходу в рейс по "Морскому старту". Экспедиция укомплектована, паспорта моряка выданы, судно готово. Но в последний момент решением руководства компании от услуг КГД отказались (инф. от Н.А.Бурова)
1999 г Подготовлен проект "Морской стартовый комплекс "Селена" (из архива С.С.Монакова)
начиная
с 1999 г
КГД и КВП, стоя на Канонерском з-де, а затем на реке Преголя, факультативно принимали телеметрию с орбитальных станций "Мир" и МКС (инф. от Н.А.Бурова)
2000 г КВВ и КПБ утилизированы на Калининградском СРЗ "Судоремонт-Балтика"
2003 г КВП включён в контур управления российским сегментом МКС
декабрь
2005 г
КГД продан на слом за 24.6 млн.руб (~860 тыс. долл. США).
В СМИ прошла волна сообщений об этом

 

Из письма С.С.Монакова:

 

НПО ИТ - Запруднов Владимир Анатольевич, Буров Николай Александрович, Комарова Татьяна Владимировна, Зюзин Александр Владимирович.

ЦУП (РКК Энергия) - Благов Виктор Дмитриевич, Данеев Владимир Борисович, Киреев Александр Васильевич, Игнатова Валентина Михайловна.

Роскосмос - Козлов Виктор Иванович, Вернигора Леонид Алексеевич, Старости Владимир Николаевич, Гришин Владимир Иванович, Морозов Сергей Сергеевич, Хайрулин Хамид Габибович.

Это люди, кто помогал Кораблям. Их значительно больше, но эти шли до конца.