Главы из книги В.Доценко "Северная верфь. 1887-2007"




Проект 596.
ЛЕСОВОЗЫ ТИПА "ВЫТЕГРАЛЕС"

"Вытегралес", "Восток-2", "Восток-3", "Восток-4", "Восток-5", "Восток-6", "Вагалес", "Восход", "Нижний Тагил", "Новая Ладога", "Вася Алексеев", "Кириши", "Суздаль", "Порхов", "Семен Косинов", "Иван Черных", "Назар Губин", "Красная Горка", "Восход", "Боровичи", "Невель", "Чулымлес"

6 июля 1963 г. приемная комиссия, назначенная распоряжением заместителя министра Морского флота СССР А. С. Колесниченко подписала приемный акт головного лесовоза "Вытегралес", построенного на Ленинградском судостроительном заводе им. А.А.Жданова. Главный конструктор П.С.Возный. Во главе комиссии был назначен механик-наставник Балтийского морского пароходства А.И.Стеняев. Головной лесовоз заложили 7 февраля 1962 г., а спустили на воду - 19 сентября 1962 г. Ходовые испытания были проведены в Финском заливе с 23 по 28 декабря 1962 г. Поскольку это было головное судно в серии, то испытания проводились по полной программе. Выявленные замечания устранялись при постройке последующих судов. Ответственным сдатчиком от завода-строителя был П.П.Дронин; сдаточным капитаном - Г.И.Васильев; сдаточным механиком - М.А.Журавин; сдатчиком по электрической части - Г.С.Петров; сдатчиком по корпусу - И.П.Ульянкин; начальником испытательной партии - Д.И.Рыбаков.

Судно предназначалось для перевозки леса и пакетированных пиломатериалов. Предусматривалась возможность транспортировки зерна. Лесовоз "Вытегралес" одновинтовое, однопалубное, полнонаборное, четырехтрюмное, трехостровное судно с расположением машинного отделения между третьим и четвертым трюмами с наклонным форштевнем и крейсерской кормой. Дальность плавания судна 6 тыс. миль, а при приемке топлива еще и в балластные цистерны - 8 тыс. миль. На переднем ходу судно быстро реагировало на перекладку руля, хорошо удерживалось на заданном курсе. На заднем ходу судно управляемости не имеело. Время перекладки руля при полном переднем ходе с борта на борт составило 14 секунд, а с нулевого положения на борт - 7-8 секунд.

Лесовоз оборудован следующими судовыми устройствами; якорным, рулевым, швартовным, буксирным, шлюпочным, грузовым и приспособлением для закрытия грузовых люков. Якорное устройство состояло из двух якорей Холла весом по 4 тыс. кг, стоп-анкера весом 1250 кг, брашпиля с тяговым усилием 8 тонн. Длина каждой якорь-цепи составляла 275 м. На судне имелась моторная шлюпка вместимостью 51 человек и гребная - на 55 человек. Имелась также небольшая рабочая шлюпка с подвесным мотором.

Главная механическая установка состояла из реверсивного дизеля типа 9ДКРН 50/110 мощностью 5200 л. с. при 170 оборотах в минуту. Изготовлена она на Брянском машиностроительном заводе по лицензии фирмы "Бурмейстер и Вайн". Главный двигатель снабжен электрическим валоповоротным устройством. Масляная система двигателя обслуживалась двумя циркуляционными масляными насосами. Вспомогательная установка состояла из трех дизель-генераторов мощностью по 200 кВт каждый. На судне имелся паровой котел на нефтяном отоплении и утилизационный котел, работавший на выхлопных газах главного двигателя.

Впервые в отечественном судостроении на лесовозе применено промежуточное расположение надстройки между четвертым и третьим трюмами. Корпус судна выполнен полностью сварным, и прочность его позволяла плавать в ледовых условиях. Четыре грузовых трюма обслуживались специально спроектированными для лесовоза электрическими кранами грузоподъемностью 3/5 тонн. Трюмы закрывались механически с помощью специальных гидроцилиндров с дистанционным управлением.

Лесовоз предназначался для перевозки леса из северных портов страны. Большое раскрытие трюмов в сочетании с производительным крановым грузовым устройством значительно улучшало технико-экономические показатели лесовоза по сравнению с аналогичными грузовыми судами отечественной и зарубежной постройки. Лесовоз имел дополнительное оборудование для перевозки сыпучих грузов (зерна).

Основные тактико-технические характеристики
лесовозов типа "Вытегралес"

Длина
Ширина
Осадка при перевозке леса
Осадка при перевозке зерна
Высота борта на миделе
Водоизмещение при перевозке леса
Водоизмещение при перевозке зерна
Тип и количество главных двигателей
Общая мощность главных двигателей
Скорость
Дальность плавания
Экипаж

121,78 м
16,7 м
7,12 м
6,77 м
8,3 м
9 600 т
9 200 т
1 - 9ДКРН 50/110
5 200 л. с.
15,6 уз
6 000 миль
37 человек

Основные этапы строительства лесовозов типа "Вытегралес"

Наименование судна,
заводской номер
Закладка Спуск на воду Вступление
в строй
"Вытегралес", 951 7 февраля 1962 г. 19 сентября 1962 г. июль 1963 г.
"Восток-3", 952 29 августа 1962 г. 6 июля 1963 г. декабрь 1963 г.
"Восток-4", 953 20 февраля 1963 г. 12 ноября 1963 г. апрель 1964 г.
"Чулымлес", 954 29 июня 1963 г. 21 мая 1964 г. октябрь 1964 г.
"Вагалес", 955 20 ноября 1963 г. 30 июня 1964 г. декабрь 1964 г.
"Восток-2", 956 28 апреля 1964 г. 2 декабря 1964 г. июнь 1965 г.
"Восток-5", 957 25 августа 1964 г. 13 марта 1965 г. сентябрь 1965 г.
"Восток-6", 958 30 сентября 1964 г. 8 мая 1965 г. сентябрь 1965 г.
"Восход", 959 15 февраля 1965 г. 25 июля 1965 г. декабрь 1965 г.
"Новая земля", 960 15 апреля 1965 г. 15 сентября 1965 г. 31 декабря 1965 г.
"Суздаль", 961 15 октября 1965 г. 20 марта 1966 г. 31 июля 1966 г.
"Кириши", 962 15 октября 1965 г. 20 марта 1966 г. 29 сентября 1966 г.
"Невель", 963 2 ноября 1965 г. 9 июня 1966 г. 29 октября 1966 г.
"Боровичи", 964 15 июня 1966 г. 18 сентября 1966 г. 24 декабря 1966 г.
"Вася Алексеев", 965 1 сентября 1966 г. 24 декабря 1966 г. 9 августа 1967 г.
"Новая Ладога", 966 15 ноября 1966 г. 26 марта 1967 г. 23 сентября 1967 г.
"Нижний Тагил", 967 6 февраля 1967 г. 31 мая 1967 г. 6 ноября 1967 г.
"Порхов", 968 20 мая 1967 г. 14 сентября 1967 г. 15 декабря 1967 г.
"Красная Горка", 969 5 сентября 1967 г. 16 декабря 1967 г. 30 марта 1968 г.
"Назар Губин", 970 21 ноября 1967 г. 7 марта 1968 г. 10 июня 1968 г.
"Семен Косинов", 971 1 февраля 1968 г. 12 мая 1968 г. 25 сентября 1968 г.
"Иван Черных", 972 15 мая 1968 г. 19 июля 1968 г. 16 ноября 1968 г.

Предусмотрено кондиционирование воздуха и централизованная подача холодной и горячей воды во все каюты и санитарно-бытовые помещения.

Управление судном обеспечивалось современным радионавигационным оборудованием. Предусмотрено также использование авторулевого. В качестве основного гирокомпаса был установлен "Курс-4". Имелся гидродинамический лаг МГЛ-25, эхолот НЭЛ-5, два магнитных компаса, заборный лаг ЛЗМ, радиолокационная станция "Дон" и радиопеленгатор СРП-5. Главный ударостойкий магнитный компас на высоком нактоузе типа УКП-М1 был установлен на верхнем мостике, а путевой ударостойкий магнитный компас типа УКП-МЗ - в рулевой рубке.

На судне имелись достаточно развитые средства радиосвязи. Среди них радиопередатчик работавший на средних волнах "Блесна-СВ", радиопередатчик работавший на коротких волнах "Блесна-КВМ", два всеволновых радиоприемника "Волна", аварийный радиопередатчик АСП-4, автоматический приемник сигналов тревоги АПМ-54П, аварийный радиоприемник ПАС-2. Имелась внутрисудовая связь и сигнализация.

Во время государственных испытаний приемной комиссией были выявлены существенные недостатки в проекте, которые пришлось устранять на судах серии. Например, выбранная архитектура надстройки и установка шлюпочного устройства на палубе ходового мостика в значительной степени ограничивали обзор горизонта с крыльев мостика, что затрудняло навигацию и управление судном. Отсутствовали переходы с борта на борт в местах установки кранов, а также в районе грузовых люков при открытом состоянии. Выявились недостатки и в грузовом устройстве.

В 1967 г. лесовозы "Невель" и "Боровичи" были переоборудованы в научно-исследовательские суда по проекту 596М под теми же названиями (В.Прощенко: Здесь допущена ошибка. Переоборудование было выполнено по проекту 1918 "Селена". Проект 596М - это серия лесовозов типа "Петрозаводск").

Ответственными сдатчиками судов этой серии были П.П.Дронин, А.П.Бутов, И.П.Ульянкин, А. М. Сбитнев и П.И.Смолев.



Проект 1929.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СУДА
ТИПА "КОСМОНАВТ ВЛАДИСЛАВ ВОЛКОВ"

"Космонавт Владислав Волков", "Космонавт Павел Беляев", "Космонавт Георгий Добровольский", "Космонавт Виктор Пацаев"

В 1976-1978 гг. по постановлению ЦК КПСС и Совета министров СССР от 20 января 1976 г. за № 50-15 Ленинградским судостроительным заводом им. А.А.Жданова было произведено переоборудование лесовозов проекта 596 в плавучие измерительные пункты для получения телеметрической информации с управляемых космических аппаратов и для связи с космонавтами. Эти суда были спроектированы ленинградскими конструкторами (главный конструктор Б.П.Ардашев) в ЦКБ "Балтсудопроект". Первое такое судно "Космонавт Владислав Волков" было передано Главному управлению космических исследований в 1976 г.

Головное судно вышло в первый экспедиционный рейс в октябре 1977 г. Главная космическая антенна судов состояла из четырех параболических зеркал диаметром 6 метров, объединенных в общую конструкцию. Такое устройство антенн позволяло, сравнивая сигналы в облучателях соседних антенн, пеленговать космические объекты с большой точностью. Антенна была установлена на трехосном опорно-поворотном устройстве. Система стабилизации антенн учитывала углы бортовой и килевой качки, а также рыскание судна по курсу. В подзеркальной кабине были смонтированы параметрические усилители высокой частоты. Всего на судне имелось до 50 приемных и передающих антенн. Каждое судно было оборудовано универсальными и специализированными электронно-вычислительными машинами. Аппаратуру космических и обеспечивающих систем разместили в 25 научных лабораториях.

По полноте контроля и степени автоматизации, по совершенству судовых космических и обеспечивающих систем, по насыщенности современными средствами радиотелеметрии, информационно-вычислительной техники и машинной обработки данных, суда этой серии представляли значительный шаг вперед в развитии плавающих измерительных пунктов по сравнению с более ранними судами космической службы.

Суда были оборудованы следующими судовыми устройствами; якорным, рулевым, швартовным, буксирным, шлюпочным. Якорное устройство состояло из двух якорей Холла весом по 4 тыс. кг, стоп-анкера весом 1250 кг, брашпиля с тяговым усилием 8 тонн. Длина каждой якорь-цепи составляла 275 м. На судне имелась моторная шлюпка вместимостью 51 человек и гребная - на 55 человек. Имелась также небольшая рабочая шлюпка с подвесным мотором.

Главная механическая установка состояла из реверсивного дизеля типа 9ДКРН 50/110 мощностью 5200 л. с. при 170 оборотах в минуту. Изготовлена она на Брянском машиностроительном заводе по лицензии фирмы "Бурмейстер и Вайн". Главный двигатель снабжен электрическим валоповоротным устройством. Масляная система двигателя обслуживалась двумя циркуляционными масляными насосами. Для питания судовых космических систем имелся дизель-генератор мощностью 1890 кВт, а для обеспечения общесудовых систем -700 кВт. На судне имелся паровой котел на нефтяном отоплении и утилизационный котел, работавший на выхлопных газах главного двигателя.

Впервые в отечественном судостроении на судне применено промежуточное расположение надстройки между четвертым и третьим трюмами. Корпус судна выполнен полностью сварным, и прочность его позволяла плавать в ледовых условиях.

Основные тактико-технические характеристики
научно-исследовательских судов типа "Космонавт Владислав Волков"

Длина
Ширина
Осадка
Высота борта на миделе
Водоизмещение
Тип и количество главных двигателей
Общая мощность главных двигателей
Скорость
Дальность плавания
Автономность
Число научных сотрудников
Экипаж

121,78 м
16,7 м
7,12 м
8,3 м
8 950 т
1 - 9ДКРН 50/110
5 200 л. с.
14,7 уз
16 000 миль
50 суток
77 человек
66 человек

Основные этапы переоборудования
научно-исследовательских судов типа "Космонавт Владислав Волков"

Наименование судна,
заводской номер
Начало
переоборудования
Вступление
в строй
"Космонавт Владислав Волков", 681 1 августа 1974 г. 26 декабря 1976 г.
"Космонавт Павел Беляев", 682 1 августа 1974 г. 2 ноября 1977 г.
"Космонавт Георгий Добровольский", 683 4 июня 1975 г. 15 июня 1978 г.
"Космонавт Виктор Пацаев", 684 1 июля 1975 г. 24 ноября 1978 г.

Предусмотрено кондиционирование воздуха и централизованная подача холодной и горячей воды во все каюты, лаборатории и санитарно-бытовые помещения.

Управление судном обеспечивалось современным радионавигационным оборудованием. Предусмотрено также использование авторулевого. В качестве основного гирокомпаса был установлен "Курс-4". Имелся гидродинамический лаг МГЛ-25, эхолот НЭЛ-5, два магнитных компаса, заборный лаг ЛЗМ, радиолокационная станция "Дон" и радиопеленгатор СРП-5. Главный ударостойкий магнитный компас на высоком нактоузе типа УКП-М1 был установлен на верхнем мостике, а путевой тоже ударостойкий магнитный компас типа УКП-МЗ - в рулевой рубке.

На судне имелись достаточно развитые средства радиосвязи. Среди них радиопередатчик работавший на средних волнах "Блесна-СВ", радиопередатчик работавший на коротких волнах "Блесна-KBМ", два всеволновых радиоприемника "Волна", аварийный радиопередатчик АСП-4, автоматический приемник сигналов тревоги АПМ-54П, аварийный радиоприемник ПАС-2 и др. Имелась внутрисудовая связь и сигнализация.

Главный строитель проекта - П.И.Смолев, ответственные сдатчики А.В.Гайсинок и Ф.М.Райхлин.


Страницы книги "Северная верфь"
(ред. В.Венков, 2002)