Научно-исследовательское судно
"Космонавт Георгий Добровольский"

Сайт ветеранов флота космической службы

Легендарное судно в Калининграде может стать гостиницей

16 Февраля 2017

 

В октябре 1971 года полет космического корабля «Союз-11» закончился трагедией. Все три члена экипажа – Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев – погибли. Позже в их честь назовут научно исследовательские суда знаменитой космической флотилии. Как сложилась судьба этих кораблей? (В.Прощенко: Автор плохо знаком с историей. Трагедия произошла в июне 1971 г.)

 

До сих пор на связи с космосом

 


Николай Рыжов надеется,
что кто-нибудь возьмет судно под крыло.
И как можно скорее: кораблю необходим ремонт

– Научно-исследовательское судно (НИС) «Космонавт Георгий Добровольский» продан в Индию, НИС «Космонавт Владислав Волков» порезан на металл в Калининграде. Из одиннадцати судов «Звездной флотилии» на сегодня осталось только НИС «Космонавт Виктор Пацаев», – пишет в открытом письме бывший (с 2000 по 2009 год. – Прим. авт.) капитан этого судна Николай Рыжов, который 16 лет назад привел его в Калининграде на стоянку к Музею Мирового океана. 

По его мнению, вероятность того, что «Пацаева» постигнет участь «Волкова» и «Добровольского», достаточно велика. Сейчас судно используется Музеем Мирового океана. Однако принадлежит оно Научно-производственному объединению измерительной техники, которое входит в Роскосмос и по-прежнему продолжает использовать «Пацаева» для связи с Международной космической станцией.

Однако, по данным Николая Михайловича, «Пацаев» скоро перестанет быть нужным этому предприятию, а Музей Мирового океана просто не сможет его содержать. 

– Кораблю 50 лет, он уже 20 лет стоит без докования (то есть ремонта. – Прим. авт.), требуются серьезные вложения для того, чтобы привести его в надлежащее состояние. Боюсь, таких денег у Музея Мирового океана нет. Да и просто содержать судно (а это 12–16 миллионов рублей в год) для него, думаю, непосильная ноша. Свое слово в этой ситуации должны сказать местные власти, – считает капитан Рыжов.

 

Переговоры плюс рабочая группа

 

Директор Музея Мирового океана Светлана Сивкова в принципе с такой постановкой вопроса согласна. По ее словам, на «Пацаеве» музей использовал для размещения экспозиций все более-менее крупные помещения, а каюты ему просто не нужны.

– Насколько я понимаю, сейчас между НПО измерительной  техники и правительством Калининградской области идут переговоры о передаче судна региону, – сообщила корреспонденту «СК» Светлана Сивкова. – Надеюсь, они закончатся успешно. 

В пресс-службе областного министерства культуры эту информацию подтвердили, добавив, что «вопрос прорабатывается, но окончательного решения еще не принято». В НПО измерительной техники в свою очередь сообщили, что в минувшую пятницу между представителями объединения и регионального правительства прошли переговоры, в результате которых решено было собрать рабочую группу. 

 

Пятьдесят кают и две сауны

 

Впрочем, Николай Михайлович рассчитывает не только на региональное правительство. 

– У нас в области немало богатых людей, которым небезразлична судьба легендарного научного судна, – уверен он. – Очень надеюсь, что в случае если правительству не удастся урегулировать вопрос, кто-нибудь возьмет «Пацаева» под свое крыло. 

Николай Рыжов полагает, что судно могло бы стать неплохой гостиницей и приносить доход. Был же у нас уже плавучий отель «Чеботарев». Тем более чемпионат мира по футболу на носу… (В.Прощенко: Плохая идея! Представьте себе толпу случайных людей, обитателей "гостиницы", футбольных болельщиков "навеселе", шныряющих туда-сюда и не всегда адекватных - это же конец судну и Музею флота космической службы, который необходимо на нём создать. Растащут и загадят всё. А упомянутый тут "Чеботарёв" прожил недолго, читайте >>)

– Там 50 комфортабельных кают, которые можно легко переделать под гостиничные номера, две отличные сауны, – перечисляет бывший капитан. – Неужели это никому не нужно?

Однако даже если бы всего этого не было, судно заслуживает того, чтобы быть сохраненным. 

– Это легендарный корабль, который олицетворяет собой целую эпоху в освоении космоса, это наша слава и наша гордость, поэтому его обязательно нужно спасти, – считает Рыжов. 

Справедливости ради стоит отметить, что пустить судно «на иголки» будет  довольно сложно, поскольку в августе 2015 года администрация Калининградской области признала его выявленным объектом культурного наследия. А в июле 2016-го приказом министра культуры РФ НИС «Космонавт Виктор Пацаев» внесли в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов России федерального значения. 

Однако судну, как уже говорилось выше, требуется ремонт, и кто его будет делать, а главное – за какие средства, пока непонятно. Ясно только, что тянуть с этим ремонтом вряд ли имеет смысл. Иначе может статься, что ремонтировать будет уже нечего… 

 

Справка «СК»

 

Судно построено в 1968 году на Ленинградском судостроительном заводе им. Жданова как лесовоз «Семен Косинов». В 1978 году его переоборудовали в научно-исследовательское, включили в Службы космических исследований отдела морских экспедиционных работ Академии наук СССР и назвали в честь трагически погибшего летчика-космонавта Виктора Пацаева.

В первый научный рейс «Пацаев» ушел 19 июня 1979 года.

За 16 лет судно совершило 14 экспедиций, в основном в южные и центральные районы Атлантического океана. 

До 1994 года оно входило в состав командно-измерительного комплекса, предназначенного для контроля и управления полетами спутников и межпланетных станций, для приема и обработки информации, установки связи с космонавтами. Это был плавучий измерительный пункт на акватории Мирового океана. Для осуществления этой работы корабль был оснащен универсальной телеметрической системой и специальной техникой. Корабль и сейчас выполняет свои прежние задачи: обеспечивает связь с Международной космической станцией.