<< Другие записи по теме "Спасти Пацаева"

Агенство новостей подмосковья

Последний из могикан

28 Июня 2012, 16:00

Всем жителям Королёва хорошо известно, что 12 апреля — памятная дата для России и нашего города, в этот день 51 год назад состоялся первый полет человека в космос.
Но мало кто из горожан знает, что 12 апреля 1990 года в Калининграде был открыт единственный в России Музей Мирового океана. В музее, на набережной Исторического флота, ошвартовано последнее сохранившееся из некогда большой флотилии службы космических исследований отдела морских экспериментальных работ АН СССР научно-исследовательское судно (НИС) «Космонавт Виктор Пацаев», ныне принадлежащее ОАО НПО ИТ. Сегодня, накануне праздника работников морского и речного флота, наш рассказ о заслуженном ветеране.
По сложившейся традиции в День космонавтики руководство научно-технического центра (НТЦ-7) НПО ИТ, в ведении которого находится судно, посетило и Музей Мирового океана, и НИС «Космонавт Виктор Па-цаев». Несмотря на почтенный возраст — 44 года, НИС до сих пор выполняет свои функции в качестве измерительного комплекса, расположенного в самой западной точке России.
Основная его задача — принимать от российского сегмента МКС, космических кораблей и аппаратов телеметрическую информацию и передавать ее по наземному каналу связи в ЦУП, а также обеспечивать голосовую связь космонавтов с Землей. Для выполнения этих функций силовая установка НИС и основные судовые механизмы находятся в исправном техническом состоянии, проводятся все регламентные работы, вплоть до проворачивания гребного вала. Так что при выполнении необходимых ремонтных работ судно имеет возможность поработать еще и в режиме плавучего измерительного пункта (ПИП) в открытом море. Судно также выполняет роль экспоната Музея Мирового океана, пропагандируя достижения России в освоении космоса, на нем размещены экспозиции, посвященные истории космонавтики и судам космической флотилии СССР. Интерьер внутренних помещений НИС сохранился в том виде, в котором оно выполнило в 1994 году свой последний экспедиционный рейс для обеспечения космической связи в Атлантике.
Функция музейного экспоната имеет для «Виктора Пацаева» кроме просветительского и воспитательного еще и практическое значение. Содержание даже стоящего у портовой стенки судна стоит немалых денег, аренда одного метра причала обходится примерно в доллар за сутки, НИС занимает 150 метров. Эти расходы, по условиям трехстороннего договора между администрацией Калининградской области, Музеем Мирового океана и ОАО НПО ИТ, отнесены на счет музея. Кроме того, есть еще и энергопитание, снабжение водой, утилизация отходов и т. д., и т. п. За эти услуги также необходимо платить.
Федеральной космической программой Роскосмоса на содержание НИС «Космонавт Виктор Пацаев» до 2015 года запланировано выделение денежных средств, но что ждет ветерана космической флотилии далее? Как рассказала начальник НТЦ-7 ОАО НПО ИТ Татьяна Комарова, для поддержания судна в нормальном, пригодном для использования по основному назначению в качестве ПИП состоянии необходимо, по самым скромным запросам, 16,5 миллионов рублей ежегодно, в то время как в лучшие времена (2008 год) на эти цели выделялось только 11, на 2012 год запланировано 8 миллионов.
Сейчас в Калининградской области строится Балтийский командно-измерительный пункт. Что ждет ветерана космического флота СССР после ввода его в эксплуатацию? Неужели ему уготована судьба его коллег по флотилии, большинство из которых порезали «на иголки» — пустили на слом? Ведь это — не просто судно, это символ целой эпохи освоения космического пространства.
Во всех странах мира такие раритеты взяты под особую охрану государством, на них созданы музеи — это норвежский «Фрам», на котором легендарный Фритьоф Нансен дрейфовал в Северном Ледовитом океане, или шведский линейный корабль «Ваза», затонувший со всем экипажем сразу после спуска на воду в XVII веке и поднятый на поверхность в веке XX.
В 1899 году Россией на воду был спущен первый в мире ледокол, способный форсировать тяжелые арктические льды. Имя ему было — «Ермак», он добросовестно водил караваны судов в Арктике до 1963 года. В 1964 году детище адмирала Макарова было пущено на слом. Ветераны Севморпути плакали, отправляя «дедушку» ледокольного флота в последний путь. В результате Россия упустила возможность сохранить уникальный экспонат своего технического приоритета.
В Королёве проживает немало работников градообразующих предприятий, принимавших участие в экспедициях на кораблях космической флотилии. Предлагаем им на страницах нашей газеты высказать свое мнение относительно дальнейшей судьбы «последнего из могикан» — НИС «Космонавт Виктор Пацаев».

Владимир ЛОМАКИН