<< Другие записи по теме "Спасти Пацаева"

Агенство новостей подмосковья

Раритет космической эпохи

26 Июля 2012, 08:16

28 июня в № 24 газеты «Неделя в Подлипках» была опубликована статья «Последний из могикан», посвященная судьбе судна «Космонавт Виктор Пацаев», по следнего из некогда большой космической флотилии. Мы пригласили наших читателей высказаться по этому вопросу и сегодня публикуем мнение одного из учас-тников морских космических экспедиций, главного специалиста ОАО РКК «Энергия» по управлению полетами Виктора Дмитриевича Благова.

«Космонавт Виктор Пацаев» принадлежит к последней серии специальных судов космической флотилии, построенных для обеспечения связи с космическими аппаратами вне зоны радиовидимости с территории СССР. Эволюция таких кораблей прошла три этапа: в начале пилотируемых космических полетов использовались обычные малые торговые суда, на которых устанавливалась аппаратура связи. Затем для Лунной программы были построены большие специализированные суда «Космонавт Юрий Гагарин», «Академик Сергей Королёв» и «Космонавт Владимир Комаров» водоизмещением 30 000 — 40 000 тонн, представлявшие из себя плавучие ЦУПы. Как показала практика, это были две крайности: первые — слишком не приспособлены для своих функций, вторые хорошо поработали как центры дальней космической связи по программе Л1 (облет Луны), но в дальнейшем оказались крайне громоздки и дороги в обслуживании для орбитальных программ.
В результате в 1977-1978 годах появились четыре судна проекта «Селена» — «Космонавт Владислав Волков», «Космонавт Павел Беляев», «Космонавт Георгий Добровольский» и «Космонавт Виктор Пацаев». Это были переоборудованные лесовозы ледового класса проекта 596, типа «Вытегралес» водоизмещением 9 000 тонн, наиболее оптимальные по своим параметрам для выполнения задач обеспечения космической связи. Все они вошли в состав космической флотилии АН СССР и совершили от 14 до 17 экспедиционных рейсов.
После развала СССР именно они остались в России, большие суда «Космонавт Юрий Гагарин» и «Академик Сергей Королёв» оказались за ее пределами — на Украине, где их пытались переоборудовать под различные коммерческие проекты и в конце концов утилизировали. «Космонавт Владислав Волков» и «Космонавт Павел Беляев» также пошли на слом в 2000 году. «Космонавт Георгий Добровольский» вначале планировали использовать совместно с французами в интересах космодрома Куру, но этот проект не получил развития, и в 2006 году судно было разрезано на металлолом. «Космонавт Виктор Пацаев» в 2001-м оказался в Музее Мирового океана в Калининграде, что и спасло его от подобной печальной участи. Сейчас он работает в режиме наземного измерительного пункта, обеспечивая связь с МКС, одновременно выполняет функцию музейного экспоната.
Считаю, что НИС «Космонавт Виктор Пацаев» обязательно необходимо оставить как память об одном из этапов развития космической техники, на его борту надо открыть полноценный музей, посвященный покорению космоса. Хорошо бы собрать все раритеты космической эпохи и открыть специализированный   музей,   наподобие музея — авианосца Второй мировой войны в американском городе Корпус Кристи, все экспонаты в котором находятся в прекрасном состоянии.
Необходимо найти место для такого музея — Калининград к космосу имеет мало отношения, в качестве базы может быть назван Санкт-Петербург, где строились суда космической флотилии. Это интересно и с точки зрения посещаемости музея, в отдаленном Калининграде она значительно меньше.
Бесспорно одно — надо сохранить такой уникальный раритет космической эпохи, как НИС «Космонавт Виктор Пацаев».

Записал Владимир ЛОМАКИН