<< Другие записи по теме "Спасти Пацаева"

"Российский космос" №9 (105) 2014 г.

Год до забвения.
Кто поможет Роскосмосу сохранить НИС "Космонавт Виктор Пацаев"?

Владимир Ломакин


Во всем мире прославленные корабли являются национальным достоянием и взяты под особую охрану государством - их сделали музеями. Примерами могут служить норвежский "Фрам", на котором Нансен в конце XIX века три года дрейфовал в суровом плену Ледовитого океана, а также шведский линейный корабль "Ваза", затонувший со всем экипажем сразу после спуска на воду в начале XVII века и поднятый на поверхность три столетия спустя... В американском городе Корпус-Кристи стоит авианосец времен Второй мировой войны, все экспонаты которого находятся в прекрасном состоянии. В России тоже имеются корабли-музеи. Например, крейсер "Аврора" в Санкт-Петербурге и первый в мире атомный ледокол "Ленин" в Мурманске. Но почему бы не пополнить этот гордый список?

Как  известно, в Калининграде, у музея Мирового океана пришвартовано научно-исследовательское судно "Космонавт Виктор Пацаев". Сегодня оно выполняет функции наземного измерительного пункта (НИП) в самой западной точке России, обеспечивая сеансы управления российским сегментом МКС. С 23 апреля 2011 гола на его борту открыта экспозиция "Космическая одиссея". Это единственное в мире судно, которое совмещает реальную работу в интересах Федерального космического агентства (Роскосмос) с функциями музейного экспоната и вызывает большой интерес у жителей и гостей города.

А ведь была целая флотилия таких кораблей. Они аж до середины 1990-х годов обеспечивали связь с экипажами и спутниками, траекторные и телеметрические измерения космических объектов. Из 11 судов этой флотилии уцелел только "Пацаев". И какова его судьба?

Похоже, незавидная... Дело в том, что в настоящее время в Калининградской области строится Балтийский командно-измерительный пункт (БКИП), с введением которого в эксплуатацию отпадает необходимость в услугах НИС "Космонавт Виктор Пацаев". Кроме того, срок действия классификационного свидетельства с отметкой "судно в отстое" заканчивается 23 августа 2015 года. Казалось бы, в такой ситуации статус судна можно было бы закрепить соответствующим правительственным постановлением - зачислить его в музейные экспонаты, да и дело, как говорится, с концом. Тем более что НИС "Космонавт Виктор Пацаев" и так уже находится на музейной территории.

Но тут вступают в силу законы собственности и ведомственных разграничений. Суть казуистики в том, что "Пацаев" - это собственность акционерного общества ОАО "НПО измерительной техники", но работает в интересах Роскосмоса и частично финансируется из государственного бюджета (субсидия на содержание объекта космической инфраструктуры). После введения в строй БКИП у Роскосмоса не будет оснований для финансирования НИС "Космонавт Виктор Пацаев", поскольку исчезнет соответствующая статья расходов. А Министерству культуры России судно-музей не принадлежит и, следовательно, финансироваться им не может.

До "дня икс" остается ровно год и возникает вопрос: как раритетное судно будет использоваться в дальнейшем? По словам генерального директора - главного конструктора ОАО "НПО Измерительной техники" Владимира Артемьева, ситуация с НИС "Космонавт Виктор Пацаев" - та ещё задачка.

- Терять его очень не хочется, нельзя допустить, чтобы судно повторило судьбу своих собратьев по флотилии и было уничтожено, - говорит Владимир Артемьев. - Во всём мире такие раритетные суда сохраняются как памятники истории. Но для этого необходима государственная поддержка.

В конце прошлого года под председательством вице-премьера Дмитрия Рогозина состоялось заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на котором было принято решение о придании статуса объекта культурного наследия НИС "Космонавт Виктор Пацаев" и дано поручение Роскосмосу осуществить необходимые меры по его сохранению в качестве музейного судна.

В этом году в Калининграде побывала делегация Роскосмоса. Обсуждались различные предложения, как сохранить судно. Ведь его перевод в музейный статус - не единственный вариант из возможных: НИС вполне может использоваться по своему прямому назначению в качестве плавучего измерительного комплекса для слежения за полётами КА. Но в любом случае необходимо провести его доковый ремонт, так как срок действия классификационного свидетельства Российского морского регистра судоходства заканчивается 23 августа 2015 года. По истечении этого срока надо провести комплекс мероприятий по освидетельствованию судна для дальнейшей его эксплуатации.

Сейчас измерительный комплекс судна осуществляет прием и передачу телеметрической информации для РС МКС и поддерживает сеансы голосовой связи с экипажем. Если провести регламентные работы и вывести "Виктора Пацаева" в море в качестве полноценного плавучего измерительного комплекса, его также можно будет привлечь к контролю пусков ракет и полетов КА. Насколько мне известно, в стенах Роскосмоса звучали предложения использовать "Пацаева" в интересах космодрома Восточный, но здесь пока много неясного...

Сейчас Морская коллегия при Правительстве РФ вынесла принципиальное решение о необходимости сохранения судна. Теперь надо решить, что с ним делать. Полагаю, в ближайшее время следует обсудить возможности дальнейшего использования судна и принять конкретное решение: либо ремонт и применение по целевому назначению, либо ремонт и передача Министерству культуры России в качестве памятника.

Что ж, вывод из сказанного следует один: нельзя допустить, чтобы ветерана научного флота страны пустили, как говорят моряки, "на иголки". Проблема, по сути дела, заключается в изыскании средств на ремонт ветерана морского космического флота. "Пацаеву" необходимы доковый ремонт и другие профилактические мероприятия по поддержанию судна в функциональном состоянии, которые стоят немалых денег. В одиночку предприятию с такой задачей не справиться. Значит, кто-то должен помочь Роскосмосу.