<< Другие записи по теме "Спасти Пацаева"

Журнал "Российский космос" «Российский космос» № 5, 2012.

Спасём ли «Пацаева»?

В редакцию журнала пришло письмо от жителя Калиниграда Сергея Николаевича Ронжина:

«В нашем городе, — пишет, в частности, автор, — у набережной Музея Мирового океана ошвартовано уникальное судно, которое называется «Космонавт Виктор Пацаев». Когда-то это судно входило в состав так называемой космической флотилии СССР, которая обеспечивала непрерывную связь Центра управления полетами с космическими кораблями, находящимися на орбите. Сегодня это и действующее судно, и музей в одном лице. Мы всегда с гордостью приводим к этому кораблю и наших детей, и гостей города… А недавно мы узнали, что «Виктору Пацаеву» грозит беда. Говорят, что из-за нерентабельности его собираются продать на металлолом или превратить в плавучую гостиницу»

Прочитав письмо, мы поняли, что с этим надо разобраться на месте.

Российское космическое агентство получило «Виктора Пацаева» в 1995 году. Ранее научно-корабельными делами ведали совсем другие структуры. В начале 1970-х годов «Космонавт Виктор Пацаев» использовался в качестве плавучего измерительного пункта. В те годы ученые располагали одиннадцатью судами. Три из них базировались в Одессе, остальные — в Ленинграде. И все суда были приписаны к отделу морских экспедиционных работ Академии наук СССР. Все эти суда были построены для обеспечения связи с космическими аппаратами вне зоны радиовидимости с территории СССР, в частности над Атлантикой, где выполнялись операции по стыковке и расстыковке космических кораблей, торможение и спуск космических кораблей с орбиты, а также вывод межпланетных космических станций с промежуточной орбиты на заданную траекторию. Суда Службы космических исследований работали в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах.
Суда космической флотилии работали парами. Одни базировались в Атлантике, другие прикрывали тихоокеанское и другие направления. Что касается «Космонавта Виктора Пацаева», то в 1970-1980-х годах он участвовал в 14 экспедициях в южных и центральных районах Атлантики, принимал и передавал по спутниковым каналам связи телеметрическую информацию с космических аппаратов.
После развала Союза нашей стороне досталось всего четыре судна — «Космонавт Владислав Волков», «Космонавт Павел Беляев», «Космонавт Георгий Добровольский» и «Космонавт Виктор Пацаев». Первые два ушли на слом в 2000 году, а «Космонавт Георгий Добровольский» — в 2006 году.
«Пацаев» в 2000 году был переведен из Санкт-Петербурга и поставлен на ремонт на калининградском СРЗ «Янтарь». А 14 апреля 2001 года задержалось у причала Музея Мирового океана. Как оказалось, надолго.

Хотели, как лучше
Почему же космическая флотилия оказалась в итоге не у дел? Экспертное сообщество ситуацию объясняет следующим образом. В начале 1980-х годов специалисты НПО прикладной механики имени академика М. Ф. Решетнёва (ныне ОАО «Информационные спутниковые системы имени академика М. Ф. Решетнёва») разработали космическую систему ретрансляции информации. В октябре 1995 года на орбиту вывели уже второй аппарат этой системы. Если бы, как планировалось, мы запустили еще один спутник — проблема связи была бы решена. Но в ворота уже вовсю стучал дефолт. Денег на третий аппарат и его запуск уже не было. А дальше пошло по накатанной. Пока судили да рядили — первые два спутника выработали свой ресурс и прекратили активное существование. Кинулись было обратно к плавучим измерительным пунктам, да оказалось, что к этому времени их в большинстве своем порезали, как говорится, на иголки. В результате — ни спутников, ни кораблей. Одним словом, хотели, как лучше, а получилось, как всегда. И теперь мы имеем то, что имеем — существенные прорехи в зоне радиовидимости.
Кстати, горькие плоды от наличия этих прорех мы пожинаем и сегодня.
Существует еще один проект решения проблемы бесперебойной связи. Речь идет о возможном строительстве в Калининградской области нового современного измерительного пункта. Сколько времени займет возведение будущего Балтийского КИПа? А «Космонавт Виктор Пацаев» — вот он, стоит себе у причала готовый к ежедневной работе. Его корпус в хорошем состоянии — это регулярно подтверждают проводящие плановые осмотры водолазы. И согласно всем требованиям «Пацаев» ежегодно проходит освидетельствование Морским регистром судоходства РФ. При этом никаких скидок на былые заслуги кораблю не делается. И еще один интересный нюанс — однажды, когда в Хьюстоне бушевал торнадо, именно специалисты «Виктора Пацаева» пришли на помощь американцам — провели вместо них сеанс связи с астронавтами на МКС.

По ком звонит рында?
Все бы ничего, но тревогу забили в начале 2009 года, когда стало известно, что сокращается финансирование деятельности научно-исследовательского корабля — с 11 до 6 миллионов рублей ежегодно. Тогда-то и заговорили о нависших над «Пацаевым» тучах. Сегодня на дворе уже чуть ли не середина 2012 года, а возвращения хотя бы к докризисному финансированию не просматривается. Это при том, что обеспечение нормальной жизнедеятельности такого судна обходится как минимум в 16 миллионов рублей ежегодно. Научный и морской экипажи корабля выкручиваются, что называется, как могут. Сократили всех кого можно, обходятся самыми малыми силами. Зарплата плавсостава не превышает 10-12 тысяч рублей. А сколько хлопот и забот у этих людей? Вместе с капитаном корабля Сергеем Романовичем Конновым и старшим механиком Иваном Алифановичем Галуцких мы прошли по всем «этажам» и отсекам судна. Свидетельствую: везде — от трапа до машинного отделения — царит почти идеальная чистота. Электрохозяйство, механизмы в полном порядке. Команда «Пацаева» — помощники капитана, механики, мотористы, боцман, матросы — профессиональные моряки. Но многие из них уже давно перешагнули пенсионный рубеж. Этот корабль для них — своего рода, последний подвиг, когда надо выстоять, удержать позиции до подхода главных сил. То есть нормального финансирования, нормального государственного отношения к такого рода технике. А тогда уже можно будет и отдохнуть. Пока же покой им только снится. Хотя и находится «Космонавт Виктор Пацаев» в достаточно надежных руках.

О «Пацаеве» думают в Королёве
В самом деле, неизвестно, как сложилась бы судьба корабля, не окажись он в ведении Научно-производственного объединения измерительной техники, что расположено в подмосковном Королёве. Что интересно — едва получив под свою ответственность корабль, руководство НПО ИТ постаралось, что называется, довести его до ума. Провели серьезную модернизацию радиотехнического комплекса, проложили оптико-волоконную линию связи, соединившую судно с королёвским ЦУПом. Здесь постоянно держат в поле зрения и немаловажные вопросы содержания корабля. А это удовольствие, кстати, не из дешевых.
Вот всего лишь один показатель — стоимость аренды причала. В среднем цена здесь складывается по весьма немудреной формуле: один метр — один доллар — одни сутки. Если учесть, что «Космонавт Виктор Пацаев» занимает около 150 метров причала, то нетрудно подсчитать, в какую копеечку обошлась бы Роскосмосу реальная аренда этих золотых метров.
Но здесь генеральному директору Владимиру Артемьеву и руководителю калининградского Музея Мирового океана Светлане Сивковой удалось договориться по-доброму. Корабль ошвартован на музейной территории, а за это на него допускаются многочисленные экскурсии.
— Такого в мире нет, чтобы посетителям было представлено действующее научное судно с музейной экспозицией, — говорит Сивкова.
Это, безусловно, замечательно. Но также ясно, что не должно судно Роскосмоса выживать за счет исключительно доброхотодателей. А ведь оно действительно выживает. Вот передумает завтра Светлана Сивкова, переменит свое отношение к кораблю, и что тогда? Открыть кингстоны?

Что за горизонтом?
Конечно, воссоздавать надежную систему космической связи все же придется. В 2002 году обсуждался проект создания на базе ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва» многофункциональной космической системы ретрансляции с геостационарными аппаратами.
На сегодняшний день проект в стадии реализации. Но совершенно очевидно, что до появления на орбите системы ретрансляции контролировать обстановку в космосе мы будем, как говорится, по старинке. То есть с помощью наземных измерительных пунктов и нашего, теперь уже легендарного, «Виктора Пацаева». Ведь именно он самым первым из всех нынешних российских измерительных пунктов способен получать и передавать телеметрическую информацию. А кроме того, с 2005 года «Космонавт Виктор Пацаев» обеспечивает голосовую связь с экипажами космических кораблей и Международной космической станции.
С каждым годом объем выполненной работы возрастает. Обеспечением взаимодействия с Роскосмосом, ФГУП «ЦЭНКИ», ЦУП ЦНИИмаш, ГОГУ РКК «Энергия», ведением договорных работ занимаются под руководством начальника центра Т. В. Комаровой сотрудники отдела в Королёве Московской области.
В результате проведенной модернизации РТК НИС способен принимать одновременно до шести полных потоков информации.
Инженерная группа отдела, работающая на НИС, отвечает за работоспособность РТК, расчет зон видимости и целеуказаний, проведение сеансов приема информации для выполнения программ, поступающих от главной оперативной группы управления РКК «Энергия». Успешно работают заместитель начальника отдела И. В. Беспяткин, главный специалист В. И. Сторчак (ветеран Байконура), начальник группы И. И. Нога, ведущий инженер С. А. Захаренков.
Основной заработок здесь составляют средства, полученные за обеспечение сеансов связи. Из этих денег оплачивают дизельное топливо, различные расходные материалы, мелкий ремонт. Таким образом, основные добытчики финансов — это инженерно-технические работники Королёва и Калининграда.
Но это еще не все.
— Для «Космонавта Виктора Пацаева» вполне по силам и другие задачи, — говорит генеральный директор НПО «Измерительной техники» Владимир Артемьев. — Ведь его радиотехнический комплекс допущен к управлению космическими аппаратами социально-экономического назначения, которые создаются по Федеральной космической программе.
Приказом Роскосмоса НИС введен в состав наземного автоматизированного комплекса управления космическими аппаратами. С таким использованием уникального судна согласны руководители ряда крупнейших научно-исследовательских институтов и производственных предприятий ракетно-космической отрасли. Да и в самом Роскосмосе, пока не создан Балтийский штатный командно-измерительный пункт, хотели бы использовать судно «Космонавт Виктор Пацаев».

Послесловие
Имеется у этой истории и еще одна грань. Дело в том, что такие образцы технологической мощи нашей страны чрезвычайно важны для воспитания подрастающего поколения. Да и для иных далеко не молодых наших сограждан не худо бы иногда посматривать на реальные, а не мнимые достижения отцов. Потому что когда видишь перед собой космические корабли, аппараты, такие вот научно-исследовательские суда, как «Космонавт Виктор Пацаев», то сразу понимаешь, что на глобальных направлениях мирового развития — космонавтике, авиации, радиоэлектронике и тому подобное — мы действительно были впереди планеты всей. Что были у нас гениальные конструкторы и инженеры, виртуозы-рабочие и прекрасные технологи.

Владимир Новиков