Главы из книги "История Балтийского завода",
ред. О.Шуляковский, изд. "Гидрометеоиздат", 2003

  1. "Космонавты".
    О строительстве научно-исследовательских судов
    "Космонавт Владимир Комаров" и "Космонавт Юрий Гагарин"

  2. "Суда Морского космического флота".
    О строительстве первых кораблей ТОГЭ

Суда морского космического флота

О конце 1950-х годов появился принципиально новый класс судов, обеспечивающих испытания ракетной техники и освоение космического пространства. На первых порах, в условиях дефицита времени, для этой цели переоборудовали суда гражданского назначения.

Судно польского проекта В31, тип "Донбасс"

Первыми измерительными комплексами стали четыре переоборудованных парохода-углевоза из серии судов типа "Донбасс" (построенные в 1952—1957 годах по заказу СССР на Гданьской верфи в Польше).

9 апреля 1958 года правительство приняло постановление, обязавшее обеспечить во II квартале 1959 года готовность измерительных средств плавучего измерительного комплекса на переоборудованных судах. Они требовались для завершения отработки пусков первой советской межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 ОКБ СП. Королёва на полную дальность полёта (8000 км) в акваторию Тихого океана. Разработать и передать заводу основные чертежи по корпусу необходимо было уже к декабрю 1958 года. Из-за сжатых сроков конструкторскую и техническую документацию следовало выпускать в сокращённом и упрощённом виде.

Разработкой этих проектов руководил главный конструктор ЦКБ-17 В.В.Ашик. Материалы проектов были представлены заказчику 30 декабря 1958 года, рассмотрены и утверждены - в январе 1959 года.

Техпроект 1128 предусматривал переоборудование трёх пароходов в суда-измерители, техпроект 1129 - одного парохода в радиотрансляционный пункт. Для переоборудования в суда плавучего измерительного комплекса были выделены: Министерством морского флота - пароходы "Первоуральск" и "Пермь", Министерством рыбной промышленности - пароходы "Прокопьевск" и "Павлоград". Их передали Балтийскому заводу в ноябре-декабре 1958 года. После приёмки начали демонтаж, связанный с изменением назначения судов: сняты палубные механизмы (грузовые лебёдки), полумачты, система вентиляции, деревянная зашивка трюмов, оборудование помещений на главной палубе, частично - трубопроводы общесудовых систем (пожарной, балластной, осушения и других).

На пароходе "Пермь" (до демонтажа) в конце декабря 1958 года были проведены акустические полигонные испытания в бухте Хара-лахт в Финском заливе. Они подтвердили, что шумность при работе механизмов и электрооборудования в наиболее "тихих" режимах близка к требуемым нормам. На обратном переходе в Ленинград на судне определили расход топлива и проверили управляемость.

5 января 1959 года вышло постановление правительства о порядке выполнения работ, связанных с переоборудованием судов типа "Донбасс" и их переводом на Дальний Восток. Суда проекта 1128 "Павлоград", "Первоуральск", "Прокопьевск" и проекта 1129 "Пермь" были отнесены к классу экспедиционно-океанографических судов (ЭОС) I ранга. Они получили новые наименования: ЭОС "Сахалин", "Сучан", "Сибирь" и "Чукотка". (В.Прощенко: Здесь, в этой статье, данные о том, как были переименованы суда типа "Донбасс" в корабли ТОГЭ, не совпадают с данными из сайте ТОГЭ и в Википедии. Надеюсь, со временем удастся определить, где данные точнее)

КИК "Сахалин"

Переоборудование пароходов по конструкторской документации ЦКБ-17 выполнили на Балтийском заводе (главный строитель А.М.Косач) с участием контрагентов к 30 июня 1959 года. На судах-измерителях дополнительно смонтировали платформу для специальных средств измерительного комплекса, ангара вертолёта и личного состава экспедиции. Это было сделано за счёт ликвидации грузовых трюмов. Для того чтобы обеспечить заданные автономность и дальность плавания, были увеличены объёмы цистерн котельного топлива и провизионных кладовых (с установкой пароэжекторных холодильных машин для охлаждения провизии) и объёмы надстройки. Дополнительно установленные 3 дизель-генератора мощностью по 300 кВт (с оборудованием цистерн дизельного топлива) обеспечивали электроэнергией работу измерительных средств.

Распоряжением правительства от 16 мая 1959 года был изменён маршрут перехода судов экспедиции к месту базирования - Северным морским путём. Это потребовало от Балтийского завода выполнить на судах ряд работ, обеспечивавших переход в сложных ледовых условиях.

Переоборудование судов типа "Донбасс" в суда плавучего измерительного комплекса завод вёл в условиях неритмичных поставок металла, электрокабеля и части контрагентских изделий. Работали по жёсткому графику, в три смены. В те дни в одну смену на судах были заняты до 3 тысяч человек.

Швартовные испытания проходили в апреле—июне 1959 года. 20 июня экипажи заняли суда, 27—29 июня была проведена опытная проверка остойчивости судов (кренование), в конце июня завершили их обработку на станции безобмоточного размагничивания. После этого суда перешли в Кронштадт для докования и установки на корпусах в районе ватерлинии дополнительных подкреплений. Ледовые пояса и другие конструкции усиливали прочность при переходе Северным морским путём. Там же завершили монтаж и провели приёмо-сдаточные испытания. Последние были успешно завершены 20 июля 1959 года. А 24 июля, в канун Дня Военно-Морского Флота, на пароходах подняли флаги гидрографических судов. В этот же день начался переход в Петропавловск-Камчатский. К месту назначения суда прибыли 30 августа. Экипажи начали готовиться к первому выходу в Тихий океан. Им предстояло выполнить боевые (измерительные) работы по отработке новых образцов межконтинентальных баллистических ракет.

В связи с дальнейшим наращиванием выпуска новых типов межконтинентальных баллистических ракет и ракет-носителей космических кораблей и аппаратов постановлением правительства от 27 октября 1960 года было принято решение о создании второго плавучего измерительного комплекса.

Госкомитет Совета Министров СССР по судостроению приказом от 15 ноября того же года поручил ЦКБ-17 разработать технический проект и выпустить рабочие чертежи для обеспечения строительства кораблей этого комплекса (проект 1130). Заказчик выдал техническое задание в конце декабря 1960 года. Оно учитывало опыт создания первого комплекса и предусматривало увеличение и обновление состава измерительных средств, повышение требований к обитаемости, дальности плавания и автономности.

Судно типа "Джанкой". Заложено, как "Долгощелье"

Постановление правительства от 11 сентября 1961 года о порядке работ по созданию кораблей нового измерительного комплекса предусматривало переоборудование двух более совершенных теплоходов-углерудовозов типа "Джанкой" (из серии судов, строившихся по заказу СССР на верфи "Варнов-верфт" в г. Варнемюнде, ГДР). В составе второго комплекса необходимо было иметь три корабля-измерителя. 25 сентября Совет Министров СССР издал распоряжение о переоборудовании ЭОС "Чукотка" в корабль-измеритель проекта 1129-бис в качестве третьего корабля этого комплекса.

Разработкой проекта 1130 руководил главный конструктор А. Е. Михайлов (в 1952—1960 годах - начальник и главный конструктор ЦКБ-17). Министерство обороны и ГКС утвердили технический проект корабля в марте 1962 года. Проект предусматривал круглогодичную систему кондиционирования воздуха для любого района плавания, включая тропики; установку дизель-генераторов на подвесных фундаментах с применением вибродемпфирующих покрытий (это снижало шумность при работе в режиме "тишина"); новую конструкцию антенны для коротковолнового радиопередатчика, что обеспечивало связь с берегом без специального радиотрансляционного судна.

Переоборудование головного судна (теплоход "Дангара") было поручено Балтийскому заводу, второго ("Дудинка") - Кронштадтскому морскому заводу ВМФ. Оба теплохода прибыли на предприятия в середине января 1962 года. Изготовление новых корпусных конструкций балтийцы начали в марте и использовали материалы с других заказов. Из-за нехватки рабочих демонтаж первой очереди продолжался до июня. В октябре того же года теплоход был отбуксирован в Кронштадт, где прошёл докование с выполнением работ в подводной части корпуса. После вывода из дока, в декабре 1962 года, судно перевели в Ленинград и поставили к достроечной стенке Балтийского завода.

КИК "Чажма"

Переоборудование было завершено в июне 1963 года, швартовные испытания, кренование и размагничивание провели с 31 мая по 6 июля, приёмо-сдаточные испытания завершили 21 июля 1963 года. В связи с необходимостью обеспечить переход судов к постоянному месту базирования Северным морским путём в навигацию 1963 года продолжительность ходовых испытаний сократили до недели (вместо четырёх по программе испытаний).

По результатам испытаний полная скорость хода судов осталась практически без изменений, дальность плавания увеличилась до 19 000 миль, автономность по запасам провизии - до 120 суток. Суммарная мощность дизель-генераторов составила 2400 кВт.

Суда проекта 1130, переоборудованные в Ленинграде и Кронштадте, были отнесены к классу экспедиционно-океанографических кораблей (ЭОК) I ранга. Они получили новые наименования - "Чажма" и "Чумикан". 5 октября 1963 года оба корабля второго измерительного комплекса, пройдя Северным морским путём, прибыли в Петропавловск-Камчатский, а вскоре вместе с ЭОК "Чукотка" начали боевую работу в Тихом океане.

Вступление этих кораблей в состав ВМФ СССР подтвердило большой вклад балтийцев в создание ракетно-ядерного щита страны и в освоение космического пространства.


  1. "Космонавты".
    О строительстве научно-исследовательских судов
    "Космонавт Владимир Комаров" и "Космонавт Юрий Гагарин"

  2. "Суда Морского космического флота".
    О строительстве первых кораблей ТОГЭ