Главы из книги "История Балтийского завода",
ред. О.Шуляковский, изд. "Гидрометеоиздат", 2003

  1. "Космонавты".
    О строительстве научно-исследовательских судов
    "Космонавт Владимир Комаров" и "Космонавт Юрий Гагарин"

  2. "Суда Морского космического флота".
    О строительстве первых кораблей ТОГЭ

"Космонавты"

Десятилетие программ освоения космоса, начало которым положили осенью 1957 года первая советская межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 и первый искусственный спутник Земли, было ознаменовано новыми прорывами в исследовании космоса. Предполагалось в два этапа осуществить полёт человека к Луне - по программам "Л-1" (облёт Луны пилотируемым космическим кораблём) и "Л-3" (высадка на Луну космонавта из состава экипажа корабля, находящегося на окололунной орбите). При возвращении на Землю спускаемые аппараты, пролетая над западным полушарием планеты, оказывались вне зоны действия средств наземной сети контроля и управления космическими полётами с территории СССР и с плавучих измерительных комплексов у западных берегов Африки. Для того чтобы обеспечить программу полётов, следовало создать новый плавучий командно-измерительный комплекс.

Он должен был стать качественно новым техническим средством обеспечения космических полётов по сравнению с ранее созданными плавучими измерительными пунктами и предназначался для активного участия в осуществлении намеченных лунных экспедиций. Головными исполнителями в создании такого уникального корабля стали ЦКБ-17 и Балтийский завод.

Проект получил символический номер - 1917 (в 1967 году отмечалось 50-летие революции 1917 года). Разработку вели под шифром "Сириус". Главным конструктором проекта 1917 был назначен А.Е.Михайлов.

Задание на проектирование командно-измерительного комплекса предусматривало создание корабля, способного обеспечить работу установленных на нём новейших радиоэлектронных и телеметрических средств в любом районе Мирового океана, в том числе с тропическим климатом. Он должен был определять координаты космических кораблей, принимать и передавать специальную информацию, регистрировать и обрабатывать траекторные и телеметрические измерения, выдавать информацию по линиям связи.

Плавучий командно-измерительный комплекс создавали путём переоборудования одного из судов морского флота (находившегося в эксплуатации с августа 1966 года серийного сухогрузного судна проекта 595 "Геническ" дедвейтом 12 500 т. постройки Херсонского судостроительного завода. Технический проект разработали специалисты Невского ПКБ (до 1966 года - ЦКБ-17).

Одним из основных направлений разработки по общепроектной части стал поиск архитектурного решения компоновки корабля. Требовалось обеспечить оптимальное расположение на нём антенн командно-измерительной и телеметрической систем, их аппаратуры, средств радиосвязи и навигации, удобное размещение экипажа. При этом следовало максимально использовать опыт проектирования, строительства на Балтийском заводе и эксплуатации (в 1958—1962 годах) судов и кораблей первых двух измерительных комплексов.

Значительные изменения элементов нагрузки масс корабля, размещение лабораторных, служебных и жилых помещений потребовали увеличить высоту борта на миделе на 2,5 м. Также было принято решение объединить полубак с полуютом и установить новую трёхъярусную надстройку длиной около 125 м (почти 80% длины корабля). Для того чтобы обеспечить требования Регистра СССР по остойчивости и непотопляемости корабля, были установлены дополнительные главные поперечные переборки и бортовые булевые наделки на его корпусе шириной 1,3 м.

Что касается корпуса, то речь шла о создании новых конструкций, фундаментов и подкреплений, исключающих недопустимые деформации и перемещения стабилизированных платформ антенн командно-измерительной системы для обеспечения заданной высокой точности их наведения. Кроме того, разработчики предусматривали подкрепление сохраняемых конструкций с учётом максимального сокращения объёма демонтажа, уменьшения деформаций корпуса и обеспечения широкого фронта работы для завода-строителя. В части обитаемости было предусмотрено внедрение двухканальной высоконапорной системы кондиционирования воздуха в постах, лабораториях, жилых и общественных помещениях.

Проектирование электроэнергетической системы было связано с выбором источников энергии, обеспечивающих с необходимым резервом питание потребителей с различными параметрами по роду тока, напряжению и частоте. Предстояло разработать новые схемы генерирования и силовой сети, обеспечивающие надёжное электропитание потребителей специального оборудования, механизмов, систем и устройств корабля.

Особую сложность при разработке проекта представляло размещение основного элемента специального оборудования корабля - космической командно-измерительной системы "Кретон", занимающей 65 помещений. Она должна была осуществлять измерения дальности и радиальной скорости космических объектов, приём с них телеметрической информации, передачу команд и ведение радиопереговоров с космонавтами. Большие остронаправленные антенны (приёмная и передающая) с параболическими зеркалами диаметром 8 м, параметрические входные усилители, охлаждаемые азотом, мощные передающие устройства позволяли поддерживать устойчивую радиосвязь с космическими объектами на удалении до 400 тыс. км. Такая связь впервые была осуществлена при работе с автоматическими межпланетными станциями "Зонд-4" и "Зонд-5" (1968 год). Малая (пеленгационная) антенна с диаметром зеркала 2,1 м предназначалась для поиска сигналов с космических объектов, их автоматического сопровождения и выработки сигналов для наведения больших антенн.

Все три антенны установили на стабилизированных платформах, способных сохранять на качке при силе волнения до 6 баллов, при скорости ветра до 20 м/с горизонтальное положение с точностью до 15 угловых минут. Большая антенна (с двухосным опорно-поворотным устройством и стабилизированной платформой) имела массу 28 т, малая - 18 т. Антенны находились под шарообразными радиопрозрачными укрытиями (РПУ), которые защищали их от дополнительных ветровых нагрузок, атмосферных осадков и солёной морской воды. Диаметр РПУ больших антенн составлял 18 м, малой - 7,5 м. Они состояли из трёхслойных стеклопластиковых панелей, соединённых клеем. Снаружи РПУ были окрашены радиопрозрачной краской с водоотталкивающими свойствами.

Служебные системы специального оборудования корабля обеспечивали работу основной системы "Кретон". Они включали систему местоопределения ("привязки") географических координат рабочих точек в океане, где проводились сеансы связи, с использованием навигационных искусственных спутников Земли. Система гиростабилизации позволяла определять курс, параметры качки и рыскания корабля, индукционные и гидроакустические лаги, скорость. 40 антенн различных типов осуществляли приём и передачу сигналов. Аппаратура космических и служебных систем для решения экспедиционных задач была размещена в 43 лабораториях. Все космические и служебные системы имели централизованное управление.

Для переоборудования судна проекта 595 в плавучий командно-измерительный комплекс необходимо было демонтировать около 2500 т конструкций, установить более 8000 т новых конструкций и оборудования, настилы новых палуб и платформ. Сюда же входили и новые стальные надстройки массой около 750 т, множество главных и вспомогательных переборок, местных подкреплений. Требовалось оборудовать около 850 помещений различного назначения, установить дополнительно 4 дизель-генератора по 600 кВт, один 300-киловаттный и аварийный мощностью 100 кВт, смонтировать 600 главных и групповых электрораспределительных щитов, проложить электрокабели общей протяжённостью 520 км. Необходимо было установить три вспомогательных котла паропроизводительностью до 8 т/ч, шесть пароэжекторных холодильных машин, свыше 200 вентиляторов и 350 воздухоохладителей, смонтировать космические и служебные системы общей массой 500 т. Трудоёмкость работ завода-строителя определили в 3,5 млн нормочасов.

Согласно совместному решению об утверждении проекта Балтийский завод в ходе строительства должен был пользоваться упрощёнными рабочими чертежами и схемами, следовать указаниям главного конструктора и ответственных представителей бюро, комплексных бригад, состоящих из специалистов Невского ПКБ, Балтийского завода, предприятия "ЭРА-1" и приёмки заказчика. Решение выпустить упрощённую рабочую конструкторскую документацию позволило с самого начала переоборудования судна обеспечить заводу широкий фронт работы.

Для того, чтобы бесперебойно и своевременно получать комплектующее оборудование, механизмы и аппаратуру, заказывали только то, что уже было освоено промышленностью и находилось в серийном производстве. Благодаря оперативному согласованию ведомостей поставок с аппаратом министерства, службы Балтийского завода и Невского ПКБ за три месяца укомплектовали всем необходимым для работы по проекту 1917. В обеспечении поставок участвовали 190 предприятий из 81 города страны. Было изготовлено 85 тыс. единиц оборудования и изделий 3200 наименований.

Сжатые сроки (полгода) выполнения Балтийским заводом ответственного правительственного задания потребовали специальных организационных мер. К руководству переоборудованием судна привлекли наиболее опытных и квалифицированных специалистов, мобилизовали ИТР и лучших рабочих. В корпусных и достроечных работах участвовали два ведущих ленинградских судостроительных завода: Адмиралтейский и им. А.А.Жданова. Директор Балтийского завода Я.Я.Кузнецов назначил главным строителем заказа заместителя главного инженера А.И.Риммера, министерским приказом тот был оформлен заместителем главного конструктора проекта 1917.

Руководство Минсудпрома утвердило оперативный контрольный график, в котором были обозначены сроки окончания работ по основным этапам строительства и испытаний корабля.

"Геническ" отозвали в Ленинград радиограммой, когда тот возвращался из рейса на Кубу, и вечером 9 января 1967 года он встал к достроечной стенке Балтийского завода. На следующий день на судне начали очистку бортовых и междудонных цистерн от остатков топлива. Одновременно развернули и демонтажные работы. До оформления передачи судна заводу (20 января) с него сняли якорное, грузовое, шлюпочное и буксирное устройства; оборудование постов и рубок; жилых, медицинских и общественных помещений; деревянную обшивку трюмов. С поступлением на предприятие первых корпусных чертежей начали их проработку на плазе.

Выполнение графика требовало чёткого взаимодействия всех заводских служб в отработке рабочей технологии на решающих участках производства: по плазовым и разметочным работам, обработке корпусной стали, последовательности выполнения демонтажно-монтажных работ, материально-техническому снабжению, непрерывному энергоснабжению корабля. Ежедневно проходили оперативные совещания под началом главного строителя, затем главного инженера И. С. Белоусова, впоследствии занявшего пост министра судостроения СССР.

Работали на корабле в три смены. В особо напряжённые периоды строительства, потребовавшие значительно увеличить число занятых в ночную смену (при затяжке кабеля и т. п.), заместитель директора завода по производству ровно в полночь (на стыке вечерней и ночной смен) проводил дополнительные оперативные совещания.

22 января 1967 года с помощью плавучего крана "Демаг" демонтировали надстройку судна, после чего приступили к установке новых конструкций основного корпуса. До конца февраля было обработано 5000 т чёрного проката и изготовлены практически все секции корпусных конструкций, в том числе и надстроек общей массой 4000 т. Для того чтобы сократить сроки строительства, сборку выполняли по суточному графику. Так, секцию дымовой трубы собрали за 17 дней, вдвое быстрее, чем для крупнотоннажного танкера. К 15 февраля, когда демонтаж был завершён, в цехах завода изготовили всё секции главных продольных и поперечных переборок, платформ, второстепенных переборок от настила второго дна до нижней палубы, шесть секций бортовых булевых наделок. Одновременно заканчивалось изготовление секций верхней и главной палуб, а на корабле были установлены все переборки и выгородки до нижней палубы.

К концу февраля на плаву установили все секции наделок, кроме концевых, переборки и выгородки до верхней палубы, барбеты стабилизированных платформ, фундаменты под механизмы, устройства и аппаратуру, завершили погрузку 1600 т балласта. На корабль были погружены вспомогательные котлы, дизель-генераторы и холодильные машины, шёл монтаж трубопроводов и систем, началась затяжка магистрального кабеля. Число работавших на корабле достигло 2500 человек.

В марте закончили установку всех корпусных конструкций (кроме верхних частей мачт и дымовой трубы), завершили сварку секций надстроек и подготовку к расточке барбетов стабилизированных платформ. В котельном и машинном отделениях, в помещении дизель-генераторов продолжали монтировать дымоходы и газоходы, трубопроводы, вентиляцию. Были затянуты 115 км кабеля, смонтированы главные распределительные щиты (ГРЩ), установлены местные щиты и арматура сети освещения. Одновременно начали монтаж аппаратуры навигационного комплекса и погрузку отдельных элементов командно-измерительной системы, сборку первого РПУ. К занятым рабочим на корабле добавилось ещё 1200 человек.

К концу апреля специалисты закончили монтаж мачт и дымовой трубы, расточили барбеты и установили все три стабилизированные платформы и антенны на них. Тогда же были приняты на конструкцию 706 помещений (из 834), испытаны на водонепроницаемость 95 отсеков (из 127), закончены изоляционные работы в 140 помещениях (в том числе во всех постах и агрегатных), завершена прокладка магистрального кабеля. Была погружена аппаратура командно-измерительной системы, 22 апреля принято питание с берега на ГРЩ, включено штатное освещение по нижнюю палубу. На корабле работали уже 4500 человек. 30 апреля начались швартовные испытания.

27 мая 1967 года корабль покинул завод и совершил переход в Кронштадт. Там его ждали доковые работы (приварка к корпусу нижней кромки булевых наделок, отработка навигационного комплекса на жёстком основании и другое). Доковый период продлился до 9 июня и был максимально насыщен завершением операций по монтажу устройств, отделке помещений, проверке донно-бортовой арматуры и окраске корпуса. Кренование корабля после всплытия в доке подтвердило расчётные величины водоизмещения и остойчивости. Швартовные испытания закончились 15 июля уже на Балтийском заводе. Затем корабль принял топливо, воду, провизию, ЗИП и на следующий день вышел на приёмо-сдаточные испытания.

После операций на стенде станции безобмоточного размагничивания он направился в южную часть Балтийского моря для работы с космической аппаратурой. Во время перехода были испытаны корабельные механизмы, устройства и системы, определены маневренные и инерционные характеристики. 18 июня на мерной линии в районе островов Сескар и Гогланд определили скорость полного хода корабля.

В процессе испытаний космическую аппаратуру проверяли с использованием самолёта-лаборатории, искусственных спутников Земли "ЛС" и "Молния-1". 25 июня судно вернулось на Балтийский завод. К 30 июня здесь закончили ревизию механизмов, устранили дефекты, окончательно покрасили корабль. Он был сдан заказчику на месяц раньше срока, установленного постановлением правительства. С начала строительства плавучего командно-измерительного комплекса до его сдачи прошло 5 месяцев и 20 дней. Его назвали "Космонавт Владимир Комаров" в память о погибшем при возвращении на Землю 24 апреля 1967 года космонавте В.М.Комарове.

На митинге, состоявшемся на Балтийском заводе 4 июля 1967 года и посвящённом сдаче объекта, космонавт П.Р.Попович сказал: "Мы ждали такой корабль".

Создание уникального корабля было отмечено Государственной премией 1971 года. Её лауреатами стали десять ведущих специалистов промышленности и заказчика, в том числе главный конструктор проекта А.Е.Михайлов, главный инженер Невского ПКБ В.К.Лабецкий, главный строитель Балтийского завода А.И.Риммер и другие.


Плавучий командно-измерительный и комплекс "Космонавт Владимир Комаров"

Водоизмещение корабля "Космонавт Владимир Комаров" проекта 1917 с полными запасами составило 17 850 т, наибольшая длина - 155,7 м, ширина - 23,3 м, осадка - 8,6 м. Главный двигатель мощностью 9000 л.с. обеспечивал скорость хода 16,0 узла. Установленная мощность генераторов составляла 3700 кВт, дальность плавания полным ходом - 19 000 миль, автономность по запасам провизии - 130 суток, численность экипажа - 114 человек, экспедиции - 126 человек.

"Космонавт Владимир Комаров" находился в эксплуатации 22 года, совершил 27 экспедиционных рейсов продолжительностью от одного до одиннадцати месяцев. Он прошёл в морях и океанах более 700 тыс. миль (это более 13 лет беспрерывного плавания), активно участвовал в контроле и управлении полётами отечественных космических объектов практически всех типов - от космических кораблей "Союз" и "Прогресс", орбитальных станций "Салют" и "Прогресс" до АМС "Венера" и "Вега". В декабре 1984 года "Космонавт Владимир Комаров" находился в Атлантике у западного побережья Африки, откуда контролировал работу разгонных двигателей ракет-носителей при АМС "Вега-1" и "Вега-2".

22 мая 1989 года корабль возвратился в порт своей приписки Одессу из последнего экспедиционного рейса. После этого его перебазировали в бассейн Балтийского моря, а в 1990 году переоборудовали в аэрокосмический центр экологии. В начале 1990-х годов возникла идея использовать корабль в качестве музея истории освоения космоса. Однако политические изменения и глубокий экономический кризис в нашей стране перечеркнули эти планы, и судно после длительной стоянки в торговом порту Санкт-Петербурга было отправлено на разделку в Индию.


В 1971 году Балтийский завод сдал заказчику плавучий командно-измерительный комплекс "Космонавт Юрий Гагарин" проекта 1909 ("Феникс"), ставший флагманом советского космического флота. Это было не только самое крупное из отечественных научно-исследовательских судов - оно не имело себе равных и в мире. Проект разработали в ЦКБ "Балтсудопроект", главный конструктор - Д.Г.Соколов.

Полное водоизмещение судна составляло 45 000 т, наибольшая длина - 231,6 м, ширина - 31,0 м, высота борта - 15,4 м, осадка - 8,5 м. Паротурбинная энергетическая установка мощностью 19 000 л.с. обеспечивала скорость полного хода 18 узлов, дальность плавания составляла 20 000 миль. Автономность судна по запасам провизии, топлива и масла была рассчитана на 130 суток, по запасам пресной воды - на 60 суток. Экипаж судна составлял 140 человек, в научный и инженерно-технический состав экспедиции входили 215 человек.

Судно было создано при значительной унификации корпуса, главной энергетической установки и с частичным использованием ряда судовых систем танкера типа "София". Это позволило значительно сократить сроки постройки и стоимость корабля.

"Космонавт Юрий Гагарин" имел высокие мореходные качества, и это позволяло экипажу выполнять самые разнообразные задачи во всех районах Мирового океана при любом состоянии моря. На судне установили пассивный успокоитель, благодаря которому амплитуда бортовой качки снизилась более чем в три раза. Подруливающее устройство облегчало управление на малых скоростях и при швартовке, позволяло удерживать судно на курсе во время сеансов связи в дрейфе.

Корпус был разделён по всей длине водонепроницаемыми переборками на восемь отсеков, а по высоте - на 11 ярусов, образуемых палубами и платформами. В связи с этим судно оборудовали девятью лифтами, в том числе семью пассажирскими. Выше настила второго дна шли нижняя, средняя и верхняя платформы. На них располагались кладовые, танки котельного, дизельного топлива, пресной воды, балластные цистерны, несколько лабораторий. Во втором отсеке два яруса отвели под спортивный зал, над ним на верхней платформе находился кинолекционный зал. В седьмом отсеке располагалась электростанция, восьмой отсек занимало машинно-котельное отделение. Верхняя платформа и все расположенные над ней ярусы находились уже выше ватерлинии. Корпус судна имел ледовые подкрепления.

Следующий ярус составляла верхняя палуба. Здесь размещались каюты экипажа и экспедиции, лаборатории, две столовые. Часть верхней палубы вдоль правого и левого бортов была открытая.

Ещё выше шли два яруса надстройки - палуба 1-го яруса и открытая палуба. Они протянулись на большую часть длины судна от носа до кормы. Ярусы были включены в общую прочность корпуса и наряду с верхней палубой, тремя платформами, продольными и поперечными переборками увеличивали его жёсткость и снижали деформации корпуса на волнении. Здесь находились салоны, лаборатории, кают-компания экипажа и экспедиции, два салона отдыха. Палуба 1-го яруса вдоль всего судна имела открытую галерею. На открытой палубе ближе к корме были установлены барбеты двух параболических антенн диаметром по 25 м. К барбетам крепились конструкции антенн, они распределяли вес антенн на продольные и поперечные переборки корпуса.

Выше открытой палубы надстройка состояла из двух частей - носовой и кормовой. В носовой надстройке следующим ярусом выступал нижний мостик. Кроме кают и лабораторий на этом ярусе был установлен барбет одной из двух 12-метровых параболических антенн. На среднем мостике находилась радиорубка, ещё выше, на навигационном мостике -рулевая и штурманская рубки. На площадке верхнего мостика работали несколько антенн, в том числе вторая 12-метровая параболическая. Верхний мостик расположили на уровне 25 м над ватерлинией.

Основу специального оборудования судна "Космонавт Юрий Гагарин" составлял большой корабельный радиотехнический командно-измерительный комплекс "Фотон". Он мог работать одновременно с двумя космическими объектами, передавая команды; выполняя траекторные измерения, телеметрический контроль; обеспечивая двустороннюю телефонную и телеграфную связь с космонавтами, приём научной информации.

Комплекс имел четыре параболические антенны - первые две от носа с зеркалом диаметром 12 м, третью и четвёртую - с зеркалами диаметром по 25 м. Они вели передачу и приём радиосигналов на сантиметровых, дециметровых и метровых волнах. Кормовая 25-метровая антенна однозеркальная, остальные две - двухзеркальные. Масса каждой 25-метровой антенны составляла 240 т, 12-метровой - 180 т.

Радиопереговоры с космонавтами и телеметрический контроль были возможны благодаря отдельным связным и телеметрическим станциям (кроме основной командно-измерительной системы). В этом случае использовали обособленные связные и телеметрические антенны. На судне действовали 75 антенн различных типов и назначения. Управление космическими радиотехническими системами было автоматизировано. Для баллистических расчётов, обработки информации и управления корабельными системами служили две универсальные ЭВМ и несколько специализированных. Система привязки измеряла и географические координаты тех точек в океане, в которых проводились сеансы связи, и курс судна, углы бортовой, килевой качки и рыскания. На "Космонавте Юрии Гагарине" она была представлена разветвлённым комплексом разнообразных приборов и устройств.

Для определения географических координат судна использовали навигационные спутники. Гироскопические приборы с точностью до нескольких угловых минут давали сведения о курсе судна, бортовой, килевой качке и рыскании; индукционные и гидроакустические лаги - о скорости судна относительно воды и морского дна. Оптический пеленгатор позволял учитывать координаты опорных береговых ориентиров. Измерению подлежали и параметры качки на волнении, они были необходимы для расчёта поправок при определении радиальной скорости спутников.

Кроме перечисленных устройств, входящих в систему привязки, судно располагало комплексом обычного штурманского оборудования.

Параболические антенны имели трёхосную стабилизацию, учитывающую качку. Была предусмотрена оптико-электронная аппаратура, измеряющая деформации корпуса - углы изгиба в диаметральной плоскости и плоскости ватерлинии. Данные о деформациях поступали в систему стабилизации антенн.

Основную связь судна с Центром управления полётом обеспечивала многоканальная радиолиния через спутники-ретрансляторы "Молния". По этому пути передавали командную, траекторную, телеметрическую, научную, телеграфно-телефонную и телевизионную информацию. С помощью того же канала шёл радиообмен, связанный с функционированием научной экспедиции. Носовая параболическая антенна также с трёхосной стабилизацией, с зеркалом диаметром 12 м служила для передачи и приёма сигналов со спутников "Молния".

Помимо средств радиосвязи, которые использовала экспедиция, на судне был оборудован обычный комплекс средств связи. Он находился в распоряжении экипажа и обеспечивал навигацию и судовождение.

На судне "Космонавт Юрий Гагарин" работала аппаратура единого времени. Уход временной шкалы в течение суток составлял не более нескольких микросекунд. Местная шкала периодически привязывалась к единому времени по сигналам службы времени.

Для поиска в океане и эвакуации спускаемых аппаратов спутников, космических кораблей и межпланетных станций были предназначены радиопеленгаторы, осветительное оборудование и подъёмники.

На судне действовали 86 лабораторий. Приборы и устройства в них выполняли общую функциональную задачу: приём или передачу радиосигналов, измерение дальности или радиальной скорости, управление корабельными антеннами. Лаборатории были плотно заполнены стойками с радиотехнической и электронной аппаратурой.

Каюты были оснащены телефонами и динамиками трансляции. 210 кают насчитывали 355 спальных мест.

На судне были оборудованы два салона для отдыха, библиотека с читальней, кинолекционный зал на 250 мест, спортзал с плавательным бассейном, два открытых бассейна на палубе, кают-компания на 60 мест для комсостава экипажа и экспедиции, две столовые по 100 мест, вместительные кладовые, камбуз, хлебопекарня и буфетные. Медицинский блок состоял из операционной, лазарета, амбулатории, рентгеновского, физиотерапевтического и зубоврачебного кабинетов.

Балтийскому заводу скорректировали план строительства судна. Для этого перенесли срок сдачи заказчику очередных танкеров и рудовозов. В марте 1969 года начались работы на стапеле, через семь месяцев "Космонавт Юрий Гагарин" был спущен на воду.

Условия испытаний судна в море как швартовных, так заводских и государственных, были трудными. В приёмке участвовали не только контролёры заводского ОТК и представители заказчика, но и весь экипаж, научная экспедиция в полном составе.

Во время завершения строительства судна на заводе побывали вдова Ю. Гагарина с детьми, космонавты В.Шаталов, Е.Леонов и начальник Центра подготовки космонавтов А.Каманин. 14 июля 1971 года на судне подняли Государственный флаг СССР. Спустя два дня судно ушло из Ленинграда в порт приписки - Одессу.


За период с 1971 по 1990 год "Космонавт Юрий Гагарин" совершил 19 экспедиционных рейсов продолжительностью от одного до 10 месяцев, провёл в плаваниях в общей сложности более 9 лет, прошёл в морях и океанах около полумиллиона миль. Экспедиционные маршруты охватывали в основном Атлантический океан. Наиболее характерный район, в котором чаще всего проводились сеансы связи, - Северо-Западная Атлантика у побережья Канады (район острова Сейбл). Здесь были самые благоприятные условия для контроля и управления полётом орбитального комплекса "Салют", а с 1986 года - орбитального комплекса "Мир". В сутки проходило до шести полноценных сеансов связи. Именно сеансы связи с орбитальными комплексами и входившими в них транспортными кораблями "Союз", "Прогресс", модулями "Квант", "Квант 2", "Кристалл" и другими (в особенности при стыковке, посадке, действиях космонавтов в открытом космосе) составляли главное содержание экспедиционных работ этого судна.

"Космонавт Юрий Гагарин" участвовал в программах межпланетных полётов нескольких станций типа "Марс" и "Венера". В его задачу входил контроль за работой двигателей разгонных ступеней ракет-носителей при переводе станций с промежуточной орбиты на межпланетную траекторию. Принятая на судне телеметрическая информация после дешифровки оперативно поступала в Центр управления полётом. Судно участвовало в контроле и управлении полётом многих других орбитальных и межпланетных космических объектов.


Строительство плавучих измерительных комплексов "Космонавт Владимир Комаров" и "Космонавт Юрий Гагарин", танкеров и других судов шло под руководством и при активном участии директора завода Я.Я.Кузнецова, главного инженера И.С.Белоусова, начальников цехов и отделов: А.Д.Кокаева, П.Ф.Руденко, А.Д.Беренберга, С.А.Орлова, А.С.Розенгауса, А.А.Петрова, П.А.Манько, С.К.Спасского, А.И.Антонюка, В.И.Печёнкина, Г.А.Урина, В.Н.Миронова, И.М.Сергеева, А.В.Балякина, В.П.Лавинского, В.А.Бронштейна, А.И.Риммера, Г.С.Харитонова, А.М.Косача, К.А.Шумского, Ю.Г.Третьякова, А.К.Мельникова, В.И.Голубева, А.Г.Смирнова, И.И.Сергеева, А.Н.Соколова, Е.А.Бурланкова и других.



В.Прощенко любителям сравнений:
Не знаю, кто запустил утку про то, что НИС "Космонавт Юрий Гагарин" был "аж в два раза больше "Титаника". Для справки - "Титаник" имел водоизмещение 52 310 т. и длину 269 м.
И копируют ошибки, и копируют...


  1. "Космонавты".
    О строительстве научно-исследовательских судов
    "Космонавт Владимир Комаров" и "Космонавт Юрий Гагарин"

  2. "Суда Морского космического флота".
    О строительстве первых кораблей ТОГЭ