История оснащения кораблей станциями спутниковой связи

Зачем выполнялась эта работа?

Корабли "Селена-М" (проект 1929) создавались на основании постановления Совета Министров СССР от 25.04.1974 г. путем переоборудования из ранее построенных лесовозов проекта 596.

Приложением к этому постановлению определялись кооперация исполнителей и перечень разрабатываемого и поставляемого оборудования. Но исполнитель работ в части оборудования спутниковой связи отсутствовал. Объясняется это тем, что в период подготовки постановления не удалось найти предприятие, которое было бы способно разработать и поставить станции спутниковой связи с малогабаритными антеннами. Проблема заключалась в разработке и изготовлении именно стабилизированной малогабаритной антенны, которой ни одно из предприятий не соглашалось заниматься. Поэтому, чтобы не тормозить выпуск постановления Совета Министров СССР и, соответственно, процесс переоборудования самих кораблей, было решено выпустить постановление без учета установки станций спутниковой связи. При этом имелось в виду, что в процессе строительства кораблей вопрос об их оснащении станциями спутниковой связи будет решен и дополнительно оформлен решением Военно-промышленной комиссии.

Как известно, два корабля ("Космонавт Владислав Волков" и "Космонавт Павел Беляев") были сданы в 1977 году, а два других ("Космонавт Георгий Добровольский" и "Космонавт Виктор Пацаев") – в 1978 году.

В эти годы шли интенсивные полеты на ДОС "Салют" и резко участились случаи отказов  бортовой аппаратуры автоматического сближения и стыковки "Игла". А стыковки, выполняемые космонавтами вручную, часто были безуспешными и даже влекли аварии, грозящие катастрофой. В Интернете есть информация по таким стыковкам, в том числе когда "Союз" совершал удары по корпусу и стыковочному узлу "Салюта", но все равно не попадал в стыковочный узел.

Аварийные комиссии тогда пришли к выводу, что нужно существенно увеличить зону централизованной связи с космонавтами для того, чтобы специалисты ЦУП по каналам связи имели возможность давать рекомендации космонавтам, особенно при выполнении сложных динамических операций на орбите. В частности, крайне необходима такая связь была на 2-м суточном витке, на котором проводилась и стыковка КА и спуск "Союзов" с орбиты.

Для этого была изменена схема расстановки кораблей. "Космонавт Владимир Комаров" работал преимущественно в Средиземном море между Гибралтаром и Триполи. В одном из таких рейсов он распорол борт и утопил в Средиземном море японский сейнер, а потом из-за опасений ареста КВК несколько лет работал без заходов в иностранные порты, заправляясь только в Одессе.

На Кубе вместо большого размещали один из малых кораблей. Стоянка была оборудована прямо в порту, куда проложили кабель связи, присоединенный с одной стороны – к аппаратуре связи с космонавтами, с другой – к кубинской станции спутниковой связи "Карибэ". Еще один малый корабль поставили в районе о. Вознесения, чтобы его зона обслуживания КА соединялась с зоной КВК в Средиземном море. А в Тихом океане в районе о. Гуам поставили "Чукотку", на которую в течение 2-х недель прямо у пирса установили аппаратуру связи с космонавтами "Аврора", подключив ее приемник к антенне станции "Трал", а передатчик - к дискоконусной антенне, которую установили на мачте. На "Чукотке" станция спутниковой связи не устанавливалась. Все перечисленное было выполнено в первой половине 1978 года.

Это дало следующее - длительность зоны централизованной связи на втором суточном витке средствами наземных пунктов составляла 24-25 минут (от Евпатории до Уссурийска). Зона централизованной связи от КВК добавляла еще 8 мин. И по 8 мин. (всего 16 мин.) составляла зона нецентрализованной связи, которую обеспечили корабли, установленные в районе о. Вознесения и о. Гуам. Все эти мероприятия составляли быстровыполнимые первоочередные меры.

Но этого было недостаточно. Централизованной связью между ЦУП и космонавтами требовалось обеспечить весь динамический процесс сближения "Союза" с "Салютом" (начинается над Южной Атлантикой), их стыковки (при штатной работе стыковка обычно происходит в зоне наземных пунктов) и полного стягивания обоих КА, как завершающего этапа стыковки (обычно стягивание завершается уже над Тихим океаном).

Поэтому параллельно с изложенной первой решалась вторая задача. Требовалось оснастить станциями спутниковой связи 4 корабля проекта 1929, а 2 корабля 5-ой ОГЭ "Чумикан" и "Чажма" как станциями спутниковой связи, так и аппаратурой связи с космонавтами.

Станции "Сургут-ПК"


Антенна "Сургут-ПК" на КГД в 2005 г.

Проработку вопроса оснащения кораблей станциями "Сургут-ПК" выполняло НПО "ЭЛАС".

Изначально единственным средством, которое можно было бы в то время использовать, была станция правительственной спутниковой связи "Сургут-П" с фазированной антенной решеткой в автомобильном варианте исполнения, работающая через КА "Молния-1". Антенна станции была не стабилизированная, но сформированный ею луч автоматически сам искал спутник "Молния-1" в широкой зоне и после его нахождения удерживал направление на спутник в режиме автосопровождения. Поэтому антенна могла работать в условиях качки. Станция подлежала небольшой доработке для работы в морских условиях. Поэтому к названию станции была добавлена буква "К", что означало корабельная. Без проблем обеспечивалось присоединение станции к аппаратуре связи с космонавтами "Аврора-К". Технически всё устраивало. Однако в использовании таких станций была одна существенная и неприятная особенность. Использование этой станции на кораблях приводило к вмешательству в работу правительственных спутниковых линий связи, занимая специально выделенные для правительственной связи радиочастоты на спутнике "Молния-1". Согласовать это с соответствующими ведомствами было невозможно.

Ситуация с особенностью использования станции была доложена руководству ГУКОС (Карась А.Г.) и НПО "Энергия". Их решение было такое – заказывать и устанавливать станции на корабли без согласований и без выпуска решения ВПК. 

Поставку шести комплектов станций оплатило НПО "Энергия", а работы по установке станций на корабли – ГУКОС.

Документацию по установке станций на кораблях проекта 1929 выполнило ЦКБ "Балтсудопроект" совместно с КБ "Связьморпроект", работы по установке – Ленинградский судостроительный завод им. А.А. Жданова, работы по настройке и вводу в эксплуатацию – НПО "ЭЛАС".

На кораблях "Чумикан" и "Чажма" документацию на установку выполняло ЦКБ "Приморское", работы по установке – "Дальзавод" в г. Владивостоке, работы по настройке и вводу в эксплуатацию – НПО "ЭЛАС". На обоих кораблях были установлены станции "Аврора-К" и "Сургут-ПК".

Оборудование "Аврора" было взято на арсенале в Тамбове. Станцию "Сургут-ПК" после изготовления вместе с Авророй на самолете НПО "ЭЛАС" доставили во Владивосток на "Дальзавод" к моменту прихода туда "Чумикана". Работы по установке оборудования на Чумикане были выполнены за 14 дней в первой половине сентября 1978 г. Работали круглосуточно, чтобы успеть в точку работ. В этот же срок были проведены испытания с реальной работой с космонавтами. Прямо из "Дальзавода" "Чумикан" ушел в поход к о. Гуам.


Охват централизованной связью
трёх витков КА

Работы на "Чажме" выполнили по той же схеме, также в течение 14 дней уже в январе 1979 г. Также прямо с завода "Чажма" ушла к о. Гуам менять "Чумикан", у которого уже истек срок автономного плавания и запасы. В оба этих похода были направлены представители предприятий, учитывая что личный состав экипажей еще не был обучен работе на этих станциях.

На кораблях пр. 1929 ситуация развивалась следующим образом. Два корабля (КВВ и КПБ) в 1977 г. были сданы и ушли со Ждановского завода без станций "Сургут-ПК". В начале 1978 г. они ходили в рейсы без станций спутниковой связи. На два оставшихся корабля - КГД и КВП (или на один из них?) успели установить "Сургут-ПК" до ухода со Ждановского завода после переоборудования.

В первой половине 1979 года наша эпопея по "Сургут-ПК" была успешно завершена.

В дальнейшем после выхода директивы ГШ совместно с начальником связи ВС был установлен порядок совместного использования спутниковых каналов правительственной связи и корабельные станции "Сургут-ПК" были легализованы.

Таким образом, задача обеспечения централизованной связи с космонавтами из районов о. Гуам, о. Вознесения и о. Куба (с отключением от станции "Карибэ") была решена. Оставалось решить задачу обеспечения централизованной связи из Южной Атлантики, где не было зоны видимости КА "Молния-1".

Станция "Сапфир"


Антенна "Сапфир" на КГД в 1990 г.
(фото: Крис ван ден Берг)

Антенна "Сапфир" на КГД в 2005 г.

НИС КГД на Канонерском СРЗ
(фото: "Бродячая камера")

Обеспечить централизованную связь из южных районов океанов было возможно только через геостационарные спутники. Оборудование для такой станции имелось ("Кристалл-К"), а стабилизированной антенны не было. В этой ситуации было предложено использовать в качестве опорно-поворотного устройства антенну "Жемчуг-М", которая разрабатывалась для комплекса "Зефир-Т" корабля "Зодиак", а также зеркало антенны диаметром 2,5 м.

Станция сантиметрового диапазона волн "Кристалл-К" с этой антенной получила название "Сапфир" и работала через геостационарный КА военного назначения "Грань". Работы выполнялись уже по решению ВПК 1980(?) года. Головным разработчиком станции "Сапфир" был определен Московский научно-исследовательский радиотехнический институт (МНИРТИ). В сложившейся кооперации привлекались к работам ЦКБ "Балтсудопроект" и Ждановский завод.

Кроме речи, через станцию "Сапфир" можно было передавать в ЦУП сокращенные потоки телеметрической информации после ее обработки на аппаратуре СТИ, которая имелась на кораблях проекта 1929.

В 1983-84 гг. работы по установке на корабли станций "Сапфир" были завершены. Станция "Сапфир" также как и "Сургут-ПК" была малоканальной, качество связи было ниже среднего и не в полной мере удовлетворяло требованиям по разборчивости речи. Поэтому станция использовалась только при необходимости из районов, где не было зоны видимости "Молнии-1".

После установки станций "Сапфир" все четыре корабля прошли ходовые испытания. На одном из испытаний присутствовал Г.С.Титов. При ходовых испытаниях работали как в режиме централизованной связи, так и в режиме автономной связи с космонавтами (Сапфир – Аврора - борт КА). Вел переговоры с космонавтами с борта корабля представитель ЦПК не летавший космонавт Валерий Илларионов.

Таким образом, вклад кораблей в длительность зоны связи на 2-м суточном витке при их размещении в четырёх районах - в Южной Атлантике, в районе о. Вознесения, в Средиземном море и в районе о. Гуам составлял уже примерно 32 мин., при длительности связи наземных пунктов 24 мин. Суммарно – примерно 56 мин.

Станция "СМК"

Станции "СМК" сантиметрового диапазона устанавливались на корабли "Селена-М" для того, чтобы обеспечить передачу в ЦУП полных потоков телеметрической информации и улучшить качество централизованной связи с космонавтами, которое не обеспечивалось станциями "Сапфир".

Разработку и поставку станций выполнило НИИ Радио. Станция представляла собой приемо-передающее оборудование, подключаемое к антенне станции "Сапфир". Был установлен переключатель, с помощью которого антенна переключалась либо на станцию "Сапфир", либо на станцию "СМК". Для работы станции использовался один из спутников "Горизонт".

В зоне видимости спутника "Горизонт" использовалась станция "СМК", вне зоны – станция "Сапфир" через спутник "Грань" или станция "Сургут-ПК" через спутник "Молния-1".

Документацию выполнил ЦКБ "Балтсудопроект", установку аппаратуры выполнил судоремонтный завод. Работы выполнялись только в подготовленных внутренних помещениях, поэтому они были минимальны.


В.Прощенко: Автор этой статьи просил на него не ссылаться

Комментарий Александра Сычёва:

"С интересом прочитал статью. Пару моментов она мне напомнила. Первое - то, что "Молния-1" в Южной Атлантике была не видна, это ещё одна причина нерегулярного использования "Сургута". Помнится, уже в Северной Атлантике ближе к экватору нам приходилось ориентировать антенну буквально на линию горизонта. И, значит, по "Бурану" "Сургут" тоже не работал - в южных широтах Тихого проблема с "Молнией-1" была та же. Второй момент, это то, что установка "СМК" производилась на судоремонтном заводе, а судоремонтный находится ведь на Канонерском о-ве. Сейчас припоминаю, что родное начальство послало меня зимой 88-го в Ленинград и КГД стоял тогда на "Канонерке". Очень неудобно было выбираться оттуда в город.

Подтверждаю, что "Сургут" был установлен перед 2-м рейсом, причём в лаб.20 и только в следующем межрейсе был перенесён в лаб.23. А на его место в лаб. 20 поставили приёмную часть "Сапфира". Вобщем, "Сапфир" был установлен перед 3-м рейсом. Ну, а "СМК" - перед 11-м"

Дополнение от В.Прощенко: на снимке КГД, сделанном в 1-м рейсе В.Ледневым, видно, что передающая антенна "Аврора-К" уже перенесена с площадки над трубой, где она должна была стоять по проекту, на "балкон" бизань-мачты, но антенна "Сургут-ПК" на её место ещё не поставлена.

Тема на форуме - "Сургут" >>