В плавучие радиотелеметрические пункты проекта 1918 "Селена"
на Выборгском заводе было переоборудовано два лесовоза проекта 596

Из книги: Шорин В.Н. "ОАО Выборгский судостроительный завод. 1948-2012", СПБ, ЛеКо 2012, 452 с.

Одним из знаменательных событий этого периода явилось создание судов плавучего радиотелеметрического комплекса. Это было важное правительственное задание. Вот лишь несколько ссылок на документы тех лет. Приказ Министерства судостроительной промышленности №00566 от 31 октября 1966 года "О разработках и создании кораблей плавучего радиотехнического командно-измерительного и телеметрических пунктов" во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 июля 1966 года №561-178 поручал ЦКБ "Балтсудопроект" разработку технического проекта, рабочих чертежей и технической документации по переоборудованию четырех лесовозов проекта 596 в плавучие радиотелеметрические пункты по проекту 1918 ("Селена"). Работы по переоборудованию намечалось выполнить на судостроительном заводе им. Жданова в Ленинграде и на Выборгском судостроительном заводе (по два лесовоза на каждом).

Затем задание уточнялось и, в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 25 ноября 1966 года № 900-290 вышел приказ министра № 00603 от 6 декабря. Этот приказ в дополнение сообщал, что правительством принято решение об увеличении количества судов плавучего радиотелеметрического комплекса на пять единиц для обеспечения выполнения работ по дальнейшему развитию командно-измерительного комплекса, необходимого для решения задач по освоению космического пространства и облета Луны космическими кораблями Л-1 с последующим возвращением их на Землю. В связи с этим Совет Министров СССР обязал Министерство морского флота передать необходимые суда на переоборудование. Генеральным заказчиком стало Центральное управление космической связи Министерства обороны СССР. Переоборудованные суда проекта 1918 судостроительные заводы были обязаны сдать в мае 1967 года.

На Выборгском судостроительном заводе проходили переоборудование лесовозы "Моржовец" и "Кегостров". Научно-исследовательские суда проекта 1918 имели водоизмещение порожнем 4058 т, полное 6100 т, мощность судовой электростанции возросла с 700 до 1500 кВт, автономность составила 90 суток, а дальность плавания — 16 000 миль. В экипаж корабля входило 53 человека, в состав экспедиции — 36 человек. Эти суда космической службы выполняли в океане две основные функции: космические системы корабля принимали со спутников и межпланетных станций телеметрическую и научную информацию и поддерживали двухстороннюю радиосвязь с космонавтами. Специалисты из состава экспедиции обрабатывали и анализировали телеметрическую и научную информацию, данные анализа направлялись в Центр управления полетом по радиотелеграфным каналам связи. Оборудование космических и обеспечивающих систем размещалось в 10 лабораториях, имелись антенные устройства и соответствующая аппаратура. На корабле в дополнительных помещениях оборудовали лаборатории, жилые и служебные помещения для экипажа и экспедиции.

Работы на обоих судах начались с 3 января 1967 года, хотя технический проект утвердили только 12 января. Правительственное задание устанавливало сжатые сроки и вся организация строительства подчинялась обеспечению этой задачи. Рабочая документация выпускалась в упрощенном виде, часто в виде эскизов, все конструкторские неувязки решались прямо на месте. Поставки материалов и оборудования производились вне фондов, по специальным разнарядкам, помеченных красной полосой.

Почти все управление постройкой было сосредоточено на "старой площадке", ответственным был главный инженер Б.Ф.Евдокимов. Автор этих строк, принимавший личное участие в процессе строительства, помнит выполнение очень смелых решений, принятых Б.Ф.Евдокимовым. Наиболее выдающимся шагом, обеспечивающим быстрое продвижение строительства, стала погрузка дизельгенераторов в новую электростанцию, над которой уже была сформирована надстройка. В борту судна сделали вырез, на лед поставили краном дизельгенераторы, которые затем по настилам затянули внутрь судна. Это была операция, требовавшая повышенного внимания и обеспечения непотопляемости судна.

Все общественные организации реально помогали администрации. В течение 111 дней было изготовлено, собрано и установлено почти 760 т стальных конструкций, механизмов, оборудования, трубопроводов, электрокабелей и так далее. Уже 12 апреля начались швартовные испытания на первом корабле. Вот что сказано об этом периоде в воспоминаниях В.М.Ляпина:

"...Срок был необычно сжатый, такое же задание было и заводу им.Жданова. Для нашего завода это доверие было большой честью, все горели желанием справиться с этой работой и не отстать от ждановцев... Активно проходившие собрания, действенная наглядная агитация сплачивали коллектив и вселяли в него дух энтузиазма и уверенность в решении задач... Вот так, в обстановке мощного подъема коллектива завода, проходило соревнование за выполнение планов по сдаче кораблей, а в данном случае за сдачу кораблей "Селена". Результат был очень интересным. Наша первая "Селена" вышла на ходовые испытания космической аппаратуры раньше ждановцев, вторая "Селена" вышла вместе с первой ждановской. Первая наша "Селена" сдана была первой, а вторая — был подписан акт сдачи в один день с двумя ждановскими. "Селены" были сданы раньше установленного срока на 4 дня. Это был хороший экзамен на зрелость кораблестроителей Выборгского завода, экзамен был сдан на "хорошо", и с тех пор авторитет выборгских корабелов возрос...".

Источник Sam7



"Создание плавучих радиотелеметрических пунктов "Селена",
ЦКБ "Балтсудопроект", 1967

Из архива О.Павленко