О мобильных измерительных пунктах, как альтернативе плавучим

От В.Прощенко:

Привожу две выдержки из книг. В этих отрывках - о том, как обеспечивался приём телеметрии на первых запусках с платформы "Морской старт", о том, какие проблемы существовали и как их решали. А также о том, какие могут быть альтернативы плавучим измерительным пунктам - выносные (мобильные) измерительные пункты и американская спутниковая система TDRS. О том, как себя зарекомендовала российская система спутников-ретрансляторов "Луч", сведений у меня нет


1.
В.М.Филин "Место старта - океан"
Логос, 2000

Старт с экватора из середины Тихого океана был для нас тоже не совсем обычным. Дело в том, что и первое и второе включение двигателя, а выведение, как правило, двухимпульсное, проходили вне зоны видимости наземных пунктов России. Потерять информацию о работе блока значит в случае неудачи не выяснить причину. Значит просто выбросить десятки миллионов долларов на ветер.

Такой случай был в 1996 году, когда запускали "Марс-96". Деньги на объект нашли. Привлекли многие зарубежные фирмы, научные центры. В общем, шумиха перед пуском страшная. Презентации, интервью и прочее, а вот денег на корабль с измерительной аппаратурой, который был необходим в Атлантике, и на который сбрасывалась бы телеметрия, денег не хватило. Вернее, не на корабль, он стоял готовый к отплытию, а на его поход.

На Байконуре столпотворение. Целый самолет гостей привез с собой генеральный директор Российского космического агентства Юрий Николаевич Коптев. "Протон" улетел, все ликуют. Есть сообщение о работе блока. Уже вот-вот начнется брифинг. Оказалось, ошиблись. Орбитальный блок не выдал необходимого импульса, все завалилось в океан. (В.Прощенко: пуск разгонного блока происходил по команде с орбитального блока) Создали комиссию во главе с академиком В.Ф.Уткиным, да так однозначно причину и не определили.

Все это сказано к тому, что вопрос о получении достоверной информации при полете [разгонного] блока ДМ стоял очень остро. Решили задействовать российский спутник-ретранслятор и поставить плавучий измерительный пункт на трассе полета — судно "Селена".

Наши телеметристы понимали состояние и того и другого: спутник-ретранслятор доживал свой ресурс, а "Селена" требовала денег на выход.

Примерно за полгода до пуска российский спутник-ретранслятор исчерпал свои ресурс. Оставалась одна надежда на корабль "Селена". Денег у Sea Launch было не так много. Решили корабль не ставить — дополнительные затраты, а информацию нашу с блока передавать через американскую спутниковую систему TDRS. Американские ракеты так и летают, передают свою телеметрию через эту спутниковую систему.


2.
"Призваны временем.
Ракеты и космические аппараты КБ Южное"
под ред. С.Н.Конюхова. Арт-Пресс, 2004

Одним из важных вопросов при создании комплекса "Морской старт" было обеспечение гарантированного приема полных потоков ТМИ на всем участке выведения КА. Траектория выведения КА, оптимальная в плане использования энергетики РКН, не обеспечивает зоны радиовидимости антенных систем станций слежения СКС до конца работы маршевых и рулевых двигателей РН "Зенит-2S".

Решение задачи осуществляется непосредственной ретрансляцией ТМИ с борта РН через спутники глобальной американской системы TDRS.

Однако последующий опыт эксплуатации системы TDRS показал, что принятое решение далеко не безупречно, ибо система не свободна от недостатков — нередки сбои в передаче ТМИ, а стоимость использования системы в конечном итоге превышает даже затраты на плавучий комплекс "Селена-М".

В этих условиях специалистами КБ "Южное" было предложено альтернативное решение задачи, поддержанное компанией Sea Launch, на основе использования выносного измерительного пункта (ВИП), разработанного ранее КБ "Южное" для информационного обеспечения запусков КА РН "Зенит-2" с космодрома Байконур в южном направлении и впервые опробованного при запуске КА "Океан-О" в 1999 г.

Аппаратура ВИП размещается на одном из группы Маркизских островов французской Полинезии — острове Нуку Хива и позволяет зарегистрировать четыре потока ТМИ с РН в конце активного участка работы РН "3eнит-2S".

При этом уровень финансовых затрат оказался почти на порядок ниже, чем в случае привлечения системы TDRS.

Идея оказалась плодотворной. По прошествии некоторого времени, учитывая опыт КБ "Южное", РКК "Энергия" приступила к созданию собственного ВИП (для отличия он был назван мобильным измерительным пунктом — МИП) и вскоре успешно применила его на территории Аргентины для информационного обеспечения запуска КА "Интеграл".

В настоящее время использование ВИП планируется для информационного обеспечения запусков КА ракетами-носителями "Днепр", "Циклон-3", "Циклон-4", "Зенит-М".


В.Прощенко:

Свои ВИПы КБ "Южное" возило в Оман и на Таити.

До 2011 г. в Абиджане (Кот-д`Ивуар) по программе "Наземный старт" работал мобильный измерительный пункт РКК "Энергия". состоявший из двух спецавтомобилей с оборудованием и принадлежавший ФГУП "Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры". В апреле 2011 г. он был конфискован Республиканскими силами Кот-д’Ивуара.

В 2010 г. НПОИТ (г.Королёв) сообщило о своей разработке - перебазируемом комплексе телеметрических измерений (ПКТИ) "Селена-ИТ", созданном для приёма телеметрии с коммерческих запусков ракет РС-20 по программе "Днепр" - конверсионной программе использования МБР РС-20 (SS-18 "Satan").


МИП МБ
с гиростабилизированной
платформой

В сентябре 2015 г. прошёл успешные испытания разработанный тем же НПОИТ Мобильный измерительный пункт Морского базирования (МИП МБ), установленный на вертолётной площадке ледокола "Адмирал Макаров" и выполнивший несколько сеансов приёма телеметрии с борта МКС.

Однако нет информации о том, что подобные измерительные пункты способны поддерживать речевую и телевизионную связь космонавтов с ЦУПом, получать телеметрию в моменты работы разгонных блоков или с межпланетных аппаратов, а также управлять КА.

Суда МКФ могли выполнять эти задачи в полном объёме. В любое время, в любом месте и независимо от политических неурядиц.