Научно-исследовательское судно
"Космонавт Георгий Добровольский"

Сайт ветеранов флота космической службы

20.09.2014 - Переход ледокола "Красин" в Кронштадт

О том, что ледоколу давно пора поправить здоровье и внешний вид, я знал. Знал от Н.А.Бурова, который будучи ещё директором судна-музея в начале года мотался по инстанциям, согласовывая сметы и проч. документы на ремонт. К осени о будущем ремонте заговорило ТВ. Дату я не знал.

К переходу на кронштадский Морской завод собрался и крейсер "Аврора". Питерцы готовились 21-го сентября выйти на набережные Невы, на Канонерский остров, чтобы посмотреть такое редкое зрелище - проход "Авроры" под раскрытыми мостами Невы.

Звоню Бурову: "Пустите на борт "Красина" посмотреть, пофотографировать". А он: "В субботу сами уходим. Там в одном доке с "Авророй" ледокол и будет ремонтироваться". Сразу мысль: "Здорово! Вот бы на "Красине" дойти до завода, а там дождаться "Аврору".

Срочно еду на ледокол, знакомлюсь с новым директором Александром Валентиновичем Петровым. С протекцией Бурова объясняю цель.

Сложность в том, что ни в судовой роли ледокола, ни в списках заводской команды - нигде моей фамилии нет. А Морзавод - предприятие режимное. Поэтому по прибытии "Красина" в док заводская охрана меня не выпустила бы на берег до конца ремонта. Перспективы: или остаться у причала, или, как всегда - "авось, пронесёт", вдруг вариант найдётся. Выбрал второе.

Договорились. В голове зреет план фоторепортажа.

Тут вы спросите: "А какое отношение имеет ледокол к "Добровольскому"? К чему тут этот репортаж? Отвечу: во-первых, "Красин" - это пока ещё место базирования организации питерских ветеранов флота Службы космических исследований. Как в Москве - школа на ул.Щепкина. Только школа крепко стоит на месте, а ледокол... Во-вторых: ну как же хочется снова пройти на судне хоть немного тем маршрутом, которым когда-то из родного порта в очередной рейс выходил "Добровольский"!


В субботу проснулся в 6:00, перекусил, взял тяжеленную сумку с провиантом, заготовленным женой на два дня, на метро - до "Василеостровской"

8:04
Вот он - "Красин".
Солнце вылезалет из-за крыш Адмиралтейского завода.
На борту - директор А.Петров, капитан Н.Крамчанинов, старпом О.Зверев, боцман и матросы - заводская команда, несколько музейных сотрудников... А также зайцы: трое парней с 5-го канала ТВ и я. На берегу - горожане в ожидании зрелища. На Неве - гидроциклисты пируэты выписывают
8:50
Прибывают буксиры.
Начинают заводить буксировочные канаты.
Команда приступает к работе

Помогут "Красину" три буксира: "Мусон" будет тянуть, "Акмал" - корму придерживать, "Балтиец" - на подхвате
На мостике пусто.
Своим ходом "Красин" идти не может
10:45
Трап убран
Погода идеальная для фото- и видеорепортажа. Телевизионщики ищут хорошую позицию для съёмки
11:00
Лоцман командует:
"Отдать швартовы!"

"Красин" медленно отрывается от причала, буксиры винтами поднимают со дна потоки грязи и мазута. Начали движение
Сотрудница музея Маргарита Емелина устроилась на буксире.
Публика приветствует отход "Красина" от причала.
Директор ледокола-музея "Красин" А.Петров
Сначала поднимаемся вверх,
к Благовещенскому мосту.
Там есть, где развернуться.

Справа - часовня на месте храма Спаса-на-водах, который когда-то
был построен в память погибших моряков
11:19
Проходим парусник "Мир" - учебное судно Макаровки, и подворье Оптиной пустыни
11:34
Теперь - вниз по Неве.

В небе - чей-то квадроптер. Слева - Адмиралтейский завод. Воздух над Невой прорезают мощные протяжные гудки "Красина" и судов, стоящих на Неве и приветствующих ледокол
11:47
Проходим Балтийский завод
На стапелях что-то ещё стоит
В 1995-м здесь, у стенки Балтийского завода, все четыре "Космонавта" стояли рядышком, дожидаясь своей участи (см.фото)

Вдали - пилоны Западного скоростного диаметра

12:06
Входим в Морской порт Санкт-Петербурга
Вошли.
Справа по борту - Канонерский остров и немного провожающих

Скорость небольшая. от силы 3-4 узла
Пусто в порту, уныло.

А вот и 23-й причал, откуда "Добровольский" в 78-м ушёл в свой первый рейс
Вот там - корпуса Кировского завода, а правее - краны Ждановского, где "Добровольский" появился на свет, сначала - как лесовоз, а потом - судно космической службы
12:47
Слева по борту третий район, контейнерный терминал.
На нём - пустовато
Справа видны те же пилоны Западного скоростного диаметра и Васильевский остров
12:55
А вот и бетонные буквы на входе в порт - название родного города
13:04
В Морском канале.
Кронштадт ещё далеко
13:13
"Балтиец" подключился к работе, тоже взял "Красин" на буксир, тянет сбоку. Сначала по правому борту, потом - по левому. Скорость увеличилась
13:24
Какая-то тусовка яхтсменов
14:10
С "Красина" - передачка для Маргариты
Погода для перехода идеальная, волнения нет, солнце печёт, но ветер прохладный. Хотя ветер слева, сильное течение сносит ледокол влево

Вот самолётик пролетел...

Спасательный плот на "Красине". И тут китайцы

15:00
Во избежание неприятностей от охраны Морзавода с высадкой на берег с "Красина", "зайцев" решено пересадить на "Балтиец". Давненько я не лазал по шторм- трапу!
"Балтиец" и его команда

15:12
Подходим к Лесным воротам. Телевизионщики оживают.

Слева - Средняя гавань, куда выходит Петровский парк и где стоят военные корабли. Справа - Лесная гавань. Нам - туда
15:38
Впереди - вход в док Велещинского. Сейчас там уютно устроится "Красин", завтра - рядом с ним встанет "Аврора". Ворота дока закроют, откачают воду и начнётся ремонт. "Красину" обдерут ржавчину, обновят покраску, может быть (не знаю) - сменят деревянный настил палубы.
16:19
"Балтиец" сделал своё дело и уходит из дока.

До свидания, "Красин"! Через полтора месяца ждём тебя помолодевшим на своём законном месте на Неве в створе 22-й линии у Горного института
Вот и конец приключения

16:27
Сошёл на причал, где швартуются паромы на Ломоносов.

Через час был дома

В дополнение к фото - короткий видеоролик

Док Велещинского:
на карте и изнутри
(канал 100ТВ)
"Аврора" и "Красин" в сухом доке (ТВ канал "Россия")