Переписка с участником работ по БОРу-4

Справа - Сергей Писарев
Справа - Сергей Писарев

В гостевой сайта оставил сообщение Сергей Писарев, служивший на 3-й бригаде ПСК в 1980-93 гг.

В 1982 и 1983 - командир штурманской БЧ ПСК "Ямал". Оба раза в Индийском, и два раза в Чёрном море непосредственно участвовал в поиске и подъёме БОРа на борт ПСК (БОР-4 запускали 4 раза. 2 - с приводнением в Индийский океан, 2 - в Чёрное море. 4-й не нашли)

 

Вот часть моей переписки с ним.



 

Владимир Прощенко:

Всё, что связано с работой "Добровольского" по БОРу меня интересуес особо, т.к. самому в том рейсе не довелось быть. Вот и собираю материал: воспоминания, фото, видео.

Немного из собранного попало в книжку.

В сети есть видео, снятое в 82-м и 83-м в Индийском, где, возможно, и Вы есть в кадре.

Есть воспоминания В.Дмитриева, в 82-м - капитана 3-го ранга, участника работ 1982 г.

Есть о БОРах у Лукашевича на сайте "Буран" и в книге.

 

Сергей Писарев:


Видео об операциях 1982-83 гг.
в Индийском океане

[Я участвовал] во всех трех успешных подъемах.

Помнится из описываемых событий многое. Кое-что опишу в своей книге. Пока набраны первые 50 стр., когда завершу - не знаю.

На форумах тусить не люблю, читал много писанины людей, которые что-то знали об описываемых событиях, выдают себя за первоучастников. Ну, не ругаться же с ними. Кое-кто из них даже награждался.

У нас, непосредственных участников - никто не был награжден.

На тех видео, которые только могут существовать по фактической работе по БОР-4, там где катер, то у румпеля на корме - только я, другие командиры ЭвакГр находились на своих кораблях.

 

У Лукашевича очень много неточностей и откровенных ляпов:

  • не ПСС, а ПСК
  • подбор фото явно с путаницей подъемов 82 и 83 годов (в 82-м - КБПУ, крановое бортовое подъемное устройство, в 83-м - тросовая проводка)
  • катер работал всегда ТОЛЬКО с Ямала, не с Чумикана. Первый раз у меня было 15 чел.
  • погода оба раза, как специально выбирали, была хреновая
  • в 82-м работали более 4 часов, в 83-м точно не помню, но не 1 час. Врет
  • разбили графитовый носок изделия о левый борт Ямала - слишком большая парусность была. Потом геройски, не преувеличиваю, отталкивал "птичку" от борта Ямала водолаз-инструктор ст. мичман Кушнир Иван (есть в Одноклассниках), ему за 60-65 лет уже.

  • Bell OH-58 "Kiowa"
    HMAS "Moresby"
    HMAS "Moresby"
  • в 82-м долго буксировал изделие. Даже случайно нашли плававшую крышку ОСП (основной системы парашютной) и подобрали в катер
  • неправда, что спецы от промышленности не допускались к изделию, пока не дожгли топливо члены ЭГ. ЭГ работала только в катере и я был ее командиром. На борту сразу работали спецы, а экипаж их только обеспечивал
  • меры безопасности нарушались только мной и теми, кто был в катере, т.к. невозможно было работать иначе - не видно ни черта!!! На борту за ТБ следили сами спецы и делали все по инструкции
  • за 82 г. мне вручили транзисторный приемник от ГК ВМФ и года 3-4 получал премию от ГУКОС по 10 руб, но раз в год :)
  • в 83 г. сразу после замеров намотал на винт катера строп парашюта. Освободились случайно: закрепили свободный конец стропа на утку и дал полный ход, порвал строп и он слетел спиралью с вала
  • члены моей команды видели снайпера на вертолете "Кайова" [Bell OH-58 "Kiowa"] с австралийского ГИСУ "Moresby"

Владимир Прощенко:

Вот Вы пишите, что служили в штурманской БЧ. Можете ли описать, как собиралась группа перед посадкой БОРа, насколько точно он попал в заданный район? Как вели поиск? Почему именно "Ямал" поднимал БОР? Свои или друзей фотографии с того похода у Вас есть?

 

Сергей Писарев:

В районе поиска с учетом эллипса рассеивания был построен поисковый ордер из кораблей и судов принимавших участие. Первое приводнение было не очень точным, вылетел макет немного за эллипс рассеивания. Шли туда полным ходом. Поиск на ПСК велся техническими средствами пеленгования на КВ и УКВ, РЛС МР-500У (ПСК "Донбасс"), навигационные РЛС, визуальный поиск, наблюдатели с секстанами для замера вертикального угла инверсионного следа (появление и исчезновение его).

 

Подготовленные ЭГ каждый раз были на трех кораблях, но головной была моя ЭГ. Скажем так: Родина доверила, так "карты" легли. Этому предшествовали многочисленные тренировки и учения и в базе и в море.

К моменту начала поиска все, кому положено, были в химкомплектах КР-1, КР-2, но без противогазов. Все исполняли свои штатные обязанности по поиску. Первые пеленга были ошибочными, т.е. обратными. Такое в КВ-пеленгации случается, но помог анализ телеметрии и данных РЛС воздушного наблюдения.

ПСК "Ямал". Фото с форума ТОГЭ
ПСК "Ямал".
Фото с форума ТОГЭ

К моменту подхода за 30 мин ЭГ уже сидела в катере, катер был вывешен у спардека. Когда надели противогазы точно не помню. А вот снял его сразу как подошли к птице - не мог управлять катером иначе. Большинство членов ЭГ тоже сняли их, за исключением одного спеца от промышленности (очевидно он знал больше других), но выбора не было, повторюсь - иначе работать не получалось, в ПРВ (противогаз ракетных войск) было очень жарко. Под химкомплектом на нас были надеты власяницы, как у средневековых рыцарей. Говорили, что помогает от перегрева. Не заметил этого. В отношении нарушения ТБ могу сказать одно - молодые были, безбашенные. Сейчас вспоминаю, читаю про возможные последствия, ищу у себя признаки.

 

Приводнение в 83 г. было более удачным. Зима 83 г. - не помню, но в пределах эллипса в западной части Черного моря.

 

Где-то есть фото (скачал у своих моряков бывших). Мне было не до фотографирования, да и соответствующие "ребята" были рядом, не дремали.

 


Ю.В.Гоман проверяет
спускаемый аппарат

В 1982 г. ПСК (3 единицы) отрядом кораблей переходили из Севастополя в Индийский океан. Короткая остановка у о. Сокотра, затем "Ямал" заходил в Мадрас для отдыха и пополнения запасов. Два других, кажется, в Коломбо, уже не помню. На 5-й день - выход и переход в район сбора SW островов Килинг (Кокосовых). Туда же подходили: корабль охранения, танкер, КИК и НИС. Кажется кто-то был еще, запамятовал. Формировался походный штаб сил поиска на основе походного штаба 3 БрПСК во главе с комбригом капитаном 1 ранга Юрием Владимировичем Гоманом. Замечательный офицер и человек, настоящий мужик!

Штаб пересаживался на "Чумикан" и он уже становился флагманом на период работ. Там же, в районе, проводили тренировки по поиску и подъёму СА, ожидали погоды и решения на запуск. После основной работы по теме все разбегались кто куда. Два ПСК ушли куда-то на заход, а "Ямал" мимо Great Chagos Bank, без заходов, сразу шел в Севастополь. Там встречал Г.С.Титов (кстати, очередное уточнение к Лукашевичу - один раз Титов был в форме, другой раз в штатском).

В 1983 г. все было примерно так же, только порты заходов и состав сил немного менялись.

 

Lockheed P-3C "Orion"
Lockheed P-3C "Orion"

О действиях самолетов БПА ВМС США и Австралии "Орион Р-3С".

Конечно они очень интересовались нашей работой и делали максимально возможное чтобы и мешать нам, и сфотографировать все и с хорошим качеством. Судя по фото, им это удалось. Самое первое "знакомство" с американским самолетом непосредственно при работе было неожиданным. Катер СШАМ-51 с ЭГ уже работал на воде у СА, а американец на очень низкой высоте совершил пролет над катером. Так было несколько раз.

Первый пролет был самым неожиданным, в т.ч. и для меня, как командира катера. Не ожидал такого эффекта: американец с проходом на сверхнизкой высоте отработанными струями воздуха буквально сбивал нас с ног и "размазывал" по бортам катера. Я почувствовал резкий удар горячего воздуха в спину и устоять на ногах, с учетом качки, смог только благодаря тому, что заблаговременно раскорячился с румпелем за спиной. Если бы не рукоятка румпеля, то так бы и улетел носом в двигатель катера. Ну, а потом, когда мы уже знали что будет очередной заход самолета, то мы к нему были готовы.