Научно-исследовательское судно
"Космонавт Георгий Добровольский"

Сайт ветеранов флота космической службы

БОР-4

Отрывок из книги "НИС Космонавт Георгий Добровольский"

 

В 1982 году, на четвёртый рейс «Добровольскому» была поставлена единственная, но необычная, редкая задача — принять участие в поисково-спасательной экспедиции в Индийском океане. Там, в районе Кокосовых островов, к началу июня должна была собраться группировка кораблей Тихоокеанского и Черноморского Военно-морского флота с целью обеспечить приводнение беспилотного орбитального ракетоплана БОР-4, старт которого ожидался с полигона «Капустин Яр».

БОР-4 — это уменьшенная копия орбитального самолёта проекта 60-х годов «Спираль». Главная задача полёта — испытание теплозащитного покрытия, тех самых плиток, которые впоследствии будут применены на советском многоразовом космическом корабле «Буран».



БОР-4

ПСК "Ямал"

КИК "Чумикан"
ПСК "Донбасс", СКР "Горделивый" и НИС "Космонавт Георгий Добровольский" Фото: © toge.ru
ПСК "Донбасс",
СКР "Горделивый" и
НИС "Космонавт Георгий
Добровольский"


БПК «Ташкент»
БПК «Способный»

К тому времени два испытательных запуска такого аппарата уже состоялись. Это были суборбитальные полёты в сторону полигона Сары-Шаган на берегу озера Балхаш. Теперь БОРу предстояло сделать полный виток вокруг Земли и сесть в Океане. А там его должны подобрать поисково-спасательные корабли, сторожевой корабль — обеспечить охрану района, корабли измерительного комплекса — выполнить траекторные и телеметрические измерения и обеспечить связью управление операцией.

30 мая 1982 года «Добровольский» пришёл в точку сбора. Туда же пришли ПСК «Ямал», «Апшерон» и «Донбасс», СКР «Горделивый», танкер тихоокеанского флота «Алатырь» и корабль измерительного комплекса Тихоокеанской гидрографической экспедиции «Чумикан» — родственник кораблей СКИ ОМЭР, неоднократно уже выполнявший на Тихом океане задачи по сопровождению испытаний межконтинентальных баллистических ракет и полётов космических аппаратов. [В.Прощенко: Некоторые источники утверждают, что в операции участвовал ПСК «Баскунчак». Это неверно.]

Скопление советских кораблей в центре Индийского океана было замечено самолётами-разведчиками «Орион» ВМС США и Австралии. Не зная, зачем эти корабли собрались, они регулярно их облетали и сбрасывали гидроакустические буи, предназначенные для обнаружения подводных лодок.

В течение нескольких суток штаб группировки, собиравшийся на «Чумикане», проводил совещания и организовывал тренировки по взаимодействию кораблей и всех их служб. «Добровольскому» ставилось несколько задач: поддержание оперативной связи с кораблями группировки и ЦУПом, приём с БОРа телеметрической информации и передача её в Центр через комплекс спутниковой связи «Сапфир», ретрансляция в Центр через спутниковый канал связи телефонно-телеграфного обмена с кораблями группировки, а также данных траекторных измерений, полученных с «Чумикана».

БОР-4 должен был приводниться ранним утром 4 июня в точке 17°48'20"S 97°51'30"E, в центре эллипса 75 км по малой оси и 150 км по большой. Корабли собрались на удалении от этой точки, а ночью переместились в район ожидаемой посадки, уйдя из-под наблюдения «Орионов». Примерно в 5:24 местного времени с БОРа-4 был принят поток данных телеметрии. В 5:28 корабли приняли сигнал его радиомаяка, означавший, что аппарат совершил удачную посадку на парашюте и находится на плаву, на поверхности воды. Точку ожидания он перелетел на 50 км по большой оси, но из эллипса не вышел. [В.Прощенко: Не помню, откуда у меня взялась цифра 50. В.Лукашевич пишет, что промах всё-таки был - до 200 км.]

На поиск вылетели вертолёты. Через несколько часов к точке, указанной вертолётами, подошли корабли. В условиях сильной волны и ветра подъём аппарата выполнял ПСК «Ямал». Всё время, пока БОР-4 находился на воде, над ним по очереди кружили вертолётчики и отгоняли из ракетниц назойливых «Орионов» 1). Спасатели на шлюпке подошли к аппарату и пока они работали с БОРом, остальные корабли прикрывали их от волны. Наконец, с трудом, но аппарат подняли на борт «Ямала», повредив при этом его носовой обтекатель, и после дожигания остатков топлива погрузили в трюм.

Операция завершилась успешно. Танкер «Алатырь», несмотря на крутую волну, мастерски дозаправил «Добровольский», «Чумикан» и поисковики. Поисковики с ценным грузом ушли в Севастополь, где их ожидал Герман Титов, председатель Госкомиссии по испытаниям БОРов. «Горделивый», на палубе которого в парадном строю встали военные моряки, торжественно прошёл мимо «Добровольского», взревел турбинами и быстро скрылся за горизонтом. «Добровольский», врубив «Прощание славянки», попрощался с «Чумиканом» и ушёл пополнять запасы в Сингапур.

В сообщении ТАСС этот БОР-4 был назван, как «Космос-1374». Что это был за аппарат, страна узнала лишь через много лет.

Меньше, чем через год, в марте 1983 г. в той же точке корабль СКИ ОМЭР «Космонавт Павел Беляев», те же черноморские поисковики, КИК «Чумикан» и два БПК, «Ташкент» и «Способный», принимали другой БОР-4, «Космос-1445».

27 декабря 1983 года «Добровольскому» довелось, стоя в Северной Атлантике, поработать с ещё одним БОРом-4 — «Космосом-1517». Тот аппарат садился уже в Чёрное море — так было дешевле и спокойнее.


Читайте также:


Отрывок из фильма "Крылатый космос"

 

О том, что могла бы из себя представлять боевая система "Буран - БОР" и об испытаниях БОРа. В кадре - НИС "Космонавт Павел Беляев" (1983 г.) и, возможно, "Чумикан".

В сопроводительном тексте есть ошибки. Например, с "Чумикана" спасательную шлюпку не отправляли.


Юрий Васильевич Коренов, вертолётчик "Чумикана" написал:

"Да, [в 1983 году] работали по БОРу-4 в Индийском на 16 гр.ю.ш. Переходили с Тихого около о.Бали. Ждали Борю и дождались.

Командиром вертолёта был п-пк Шарыкин В.И., наш комэск, а штурманом работал Виктор Князев.

Мы долго ждали, когда дадут команду на вылет (борт был в минутной готовности). Прилетели америкосы на вертолёте с одного из судов и рядом с вертолётной палубой "Чумикана"  нас снимали разной видео- и фототехникой. Мы были в шортах, но без рубашек.

Дали команду на вылет - он улетел, мы взлетели. Я - "зайцем", по молчаливому согласию командира вертолёта. В запасе у меня тоже была фототехника. Кружили над Борей минут 30-40, не давая Ориону быть точно над Борькой (снимал, чёрт). Я был сзади экипажа и подсказывал, когда Орион с задней полусферы идёт  в нашу сторону и Виктор нажимал кнопки сигнальных ракет, давая знать Ориону, что мы не дадим пройти над Борькой, пока мы в воздухе. И он, конечно, отваливал в сторону.

Потом команда - и мы пошли на посадку на единственную, родную, вертолётную площадку "Чумикана" в Индийском Океане."