Конструктор кораблей - Борис Павлович Ардашев

Род. 1.01.1931 г. в г. Фрунзе Киргизской ССР.

Конструктор кораблей.

Окончил с отличием Ленинградский кораблестроительный институт (1954). Прошел трудовой путь от строителя кораблей и судов на Судостроительном заводе им. А.А.Жданова до главного конструктора кораблей измерительного комплекса, обеспечивавших пилотируемые полеты спутников и измерительных станций.

В ЦКБ "Балтсудпроект" в качестве заместителя главного конструктора участвовал в разработке, постройке и сдаче первых в России судов, обеспечивавших космические полеты ("Невель", "Боровичи", "Моржовец" и "Кегостров"), специальных судов ВМФ, обеспечивающих поиск и обнаружение спускаемых аппаратов спутников в Индийском океане, возвращающихся с лунных орбит (типа "Тамань", 1966-1967).

Главный конструктор плавучих радиотелеметрических пунктов - судов измерительного комплекса: "Космонавт Владислав Волков", "Космонавт Павел Беляев", "Космонавт Георгий Добровольский" и "Космонавт Виктор Пацаев" (1974-1978).

Под его руководством в составе НИР "Плавучесть" была обоснована возможность создания ракетно-космических комплексов на базе буровых полупогружных платформ для запуска на экваториальные орбиты коммерческих спутников (1979-1980).

За выполнение космических программ отмечался наградами Федерации космонавтики (1988, 1990).

Главный конструктор универсальных судов снабжения для ВМФ СССР (1983-1988). Главный конструктор корабля командно-измерительного комплекса "Академик Николай Пилюгин" (1988). Главный конструктор больших и малых кабельных судов для обеспечения прокладки волоконно-оптических кабельных линий связи в различных районах Мирового океана.

Государственная премия (1980).


Источник: Энциклопедия "Космонавтика"


На орбите и в океане

Известия Удмуртской Республики
№039 (4025) | 10 апреля 2013

Освоение космоса – это не только старты ракет с пусковых площадок. На космическую программу работали и работают большое количество служб, без которых старты не были бы возможны. Для обеспечения полётов – не только космических ракет, но и военных – необходимы, например, специальные суда для осуществления космической связи.

Одним из главных разработчиков таких судов был Борис Ардашев.

 

Борис Павлович Ардашев родился в 1 января 1931 года во Фрунзе. Конструктор кораблей.

Окончил с отличием Ленинградский кораблестроительный институт (1954). Прошёл трудовой путь от строителя кораблей и судов на Судостроительном заводе им. А.А.Жданова до главного конструктора кораблей измерительного комплекса, обеспечивавших пилотируемые полеты спутников и измерительных станций.

В ЦКБ «Балтсудпроект» в качестве главного конструктора участвовал в разработке, постройке и сдаче первых в России судов, обеспечивавших космические полёты («Невель», «Боровичи», «Моржовец» и «Кегостров»), специальных судов ВМФ, обеспечивающих поиск и обнаружение спускаемых аппаратов спутников в Индийском океане, возвращающихся с лунных орбит (типа "Тамань", 1966-67).

Платформа "Плавучесть"
Платформа "Плавучесть"
НИС проекта 1918 "Селена"
НИС проекта 1929 "Селена-М"
ПСК проекта 596П
НИС "Академик Пилюгин"

Главный конструктор плавучих радиотелеметрических пунктов - судов измерительного комплекса: "Космонавт Владислав Волков", "Космонавт Павел Беляев", "Космонавт Георгий Добровольский" и "Космонавт Виктор Пацаев" (1974-78).

Под его руководством в составе НИР "Плавучесть" была обоснована возможность создания ракетно-космических комплексов на базе буровых полупогружных платформ для запуска на экваториальные орбиты коммерческих спутников (1979-80). 

Лауреат Государственной премии (1980). За выполнение космических программ отмечался наградами Федерации космонавтики (1988, 1990).

Главный конструктор универсальных судов снабжения для ВМФ СССР (1983-88). Главный конструктор корабля командно-измерительного комплекса «Академик Николай Пилюгин» (1988). Главный конструктор больших и малых кабельных судов для обеспечения прокладки волоконно-оптических кабельных линий связи в различных районах мирового океана.

О конструкторе кораблей из команды легендарного Королёва нам рассказал его родственник, директор ижевского предприятия «Катарсис» Алексей Зорин:

- С двоюродным братом моего отца Борисом Ардашевым я был знаком с детства. Он приезжал из Ленинграда в Селты повидаться с нами и другими многочисленными родственниками. Его мама, работавшая всю жизнь учительницей, и отец Павел Митрофанович, один из разработчиков химического оружия (оба впоследствии орденоносцы), также жили в своё время в Селтах. Здесь же в 1931 году должен был родиться и Борис, но мама, уже будучи в положении, вынуждена была срочно ехать во Фрунзе ухаживать за больными родственниками.

Интересно, что отец и сын толком не знали друг о друге, чем они занимаются, - оба были под подпиской, оба строго засекречены. Мне было известно, что дед Павел работал главным инженером на химическом заводе по назначению Серго Орджоникидзе, а впоследствии Берии, а дядя Борис строил корабли. Так и Борис Павлович с Павлом Митрофановичем друг о друге знали немногим больше!

Между прочим, именно Борис Ардашев разработал корабли для прокладки по дну океана волоконно-оптических кабельных линий связи. Сейчас по этим кабелям мы получаем интернет. Всего при его участии было построено 150 различных спецкораблей. Дружил с космонавтом №2 Германом Титовым, часто встречался с ним и по службе, и семьями. Дружил и часто встречался и с другими космонавтами. Это был единый коллектив - команда Королёва.

Борис Павлович работал по своей специальности до 2004 года, то есть до 73 лет! Он здравствует и сейчас, много пишет. Вспоминает и о Лунной программе, которая была законсервирована после смерти Сергея Королёва. А самой дорогой своей наградой считает не ордена и не Госпремию, а Золотую медаль имени Юрия Гагарина.


Из архива О.М.Павленко:


Для служебного пользования
экз. №2

 

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ
по работе "Создание кораблей плавучего радиотелеметрического комплекса (проект 1929)
обеспечивающих приём и обработку телеметрической информации с космических
аппаратов, связь с экипажами пилотируемых космических аппаратов и оперативную связь
с Центром управления полётами из различных районов мирового океана",
представляемой на соискание Государственной премии СССР 1980 года

 



Современный этап развития космической техники, характерный широким использованием её в различных целях, поставил ряд научно-технических проблем, связанных с обеспечением проведения сложных космических программ, с безопасностью экипажей космических аппаратов и повышением эффективности использования космических средств.

Одной из ключевых проблем остается обеспечение управления полётом и контроля космического аппарата на участках орбиты, находящихся вне зоны радиовидимости с территории СССР. В этих условиях становится невозможным надёжное проведение и контроль динамических операций (манёвры космического аппарата, сближение, стыковка, операции разгона), резко снижается оперативность управления и, как следствие, эффективность использования космических средств.

Обеспечение решения указанной проблемы при постоянно увеличивающейся сложности задач, выполняемых космическими аппаратами, увеличении их количества и продолжительности активного существования, обусловило необходимость создания новых кораблей измерительного комплекса проекта 1929 - больших плавучих радиотелеметрических комплексов:

  • БПРТК "Космонавт Владислав Волков"
  • БПРТК "Космонавт Павел Беляев"
  • БПРТК "Космонавт Георгий Добровольский"
  • БПРТК "Космонавт Виктор Пацаев"

Создание кораблей предусматривалось постановлением СМ СССР 312-115 от 24.04.74 г. Корабли комплекса предназначены:

  • для приёма телеметрической информации с космических аппаратов различного назначения с последующей обработкой и выдачей в каналы связи для оперативной передачи в Центр управления полётами (ЦУП);
  • для связи с экипажами пилотируемых космических аппаратов и обеспечения прямой связи ЦУП через системы спутниковой связи с экипажами космических аппаратов;
  • для обеспечения оперативной связи с ЦУП из различных районов мирового океана.

Проект кораблей комплекса был разработан в ЦКБ "Балтсудопроект". Вся серия кораблей была построена на Ленинградском судостроительном заводе им. А.А.Жданова.

Корабли комплекса вошли в строй действующих в 1976-1978 гг. С вводом в строй кораблей плавучего радиотелеметрического комплекса проекта 1929 решается проблема съёма телеметрической информации и обеспечение связи ЦУП с экипажами космических аппаратов на участках орбиты вне зоны радиовидимости с территории СССР.

В процессе создания кораблей комплекса были разработаны и реализованы новейшие технические решения, позволившие решить целевую задачу информационного обеспечения управления полётом космических аппаратов в условиях плавучего комплекса.

К настоящему времени успешно неся космическую вахту корабли комплекса "Космонавт Владислав Волков", "Космонавт Павел Беляев" совершили по нескольку экспедиционных рейсов, в которых проводилась работа по обеспечению полетов космических аппаратов "Салют-6", "Союз-27 , 28, 29 , 30, 31, 32", грузовых аппаратов "Прогресс-2, 3, 4, 5" и космических аппаратов "Экран", "Молния", "Венера-11", "Радуга".

БПРТК "Космонавт Георгий Добровольский" завершает экспедиционный рейс по обеспечению космической программы "Магнетизм-Интеркосмос" (Интеркосмос-18, Интеркосмос-19).

БПРТК "Космонавт Виктор Пацаев" готовится в экспедиционный рейс по обеспечению полета 3-й космической экспедиции на научно-исследовательском комплексе "Салют-6 - Союз" с космонавтами тт. Ляховым и Рюминым.

В процессе выполненных работ проведены сотни сеансов связи с космическими аппаратами, в которых задействовался весь состав технических средств корабельного комплекса, обеспечивался надежный приём телеметрической информации, её регистрация, обработка и передача в ЦУП, а также связь ЦУП с экипажами космических аппаратов.

Работа кораблей комплекса получила высокую оценку Государственной комиссии.

Опыт эксплуатации плавучих радиотелеметрических комплексов проекта 1929 подтвердил универсальность и мобильность кораблей комплекса, способных обеспечивать полёты космических аппаратов различного назначения.


Отп.3 экз.
№ 1,2 - в адрес
№ 3 - в дело ДСП
исп. Ардашев
09.04.79г.
печ. Борисоглебская