Научно-исследовательское судно
"Космонавт Георгий Добровольский"

Сайт ветеранов флота космической службы

Авторские заметки

Мнение автора, изложенное в авторских заметках, совпадает с мнением владельца этого сайта  


2023-2019 | 2018-2014 | 2013-2011

 



Заканчивается 2013-й год.

Помнится, в советские времена любили оценивать свои достижения в сравнении с 1913-м: количество чугуна, угля, зерна и газовых плит. Называли 1913-й годом расцвета дореволюционной России.

Интересно, чем будут вспоминать наш 13-й год лет через пятьдесят? И что вообще будет через пятьдесят лет с Россией?

Под Новый Год хочется думать о хорошем, мечтать о лучшем. Для себя, для семьи, для друзей. Хочется, чтобы страна наша была суверенной, богатой, сильной. Была любимой Родиной для каждого из своих граждан. Чтобы государство служило не только сотне-другой "избранных", но и каждому из нас.

Пусть так будет! Тост за это.

С наступающим Новым годом!

 

Декабрь 2013



К теракту в Волгограде

 

Опять погибли люди. Погибли без вины. Погибли от рук маньяков.

Не может религия толкать людей на убийства. Иначе - это религия человеконенавистников. И люди, её исповедующие, не могут называться борцами за веру. Это - преступники. И они должны быть вне законов. Божеских и земных.

Пусть им воздастся!

 

Декабрь 2013



К юбилею Основного закона РФ

 

Год назад я рассказал тут о примечательной истории Гимна нашей страны.

Спустя год выскажу своё отношение к Основному закону РФ - Конституции, принятой 20 лет назад, 12 декабря 1993 года.

Как гражданин, я обязан соблюдать законы и уважать Коституцию своей страны.

С соблюдением, надеюсь, у меня всё в порядке. Налоги плачу полностью, не ворую, взяток не даю и не беру, общественный порядок не нарушаю, по встречке с мигалкой не езжу, премьер-министру средний палец не показываю.

С уважением посложнее.

Продолжение >>

Нынешняя Конституция закрепила результаты переворота, в результате которого мы из "развитого социализма" попали сразу в дикий, олигархический капитализм. Эта Конституция закрепила неограниченную власть за алкоголиком, который в 91-м, залезая на танк, обещал толпе всевозможные свободы и демократии, а через пару лет расстрелял Белый дом и разогнал парламент. Эта Конституция закрепила право "лично преданных" мародёров на государственную собственность, присвоенную ими обманом и ставшую частной. Теперь эти люди управляют нами и воруют, воруют... За них прокуратура и суды.

В общем, не моя это Конституция и она не вызывает у меня уважения.

И не говорите, что мы сами за неё проголосовали. Однажды мы голосовали и за сохранение СССР. Результат известен - "революционеры" сообразили на троих.

 

Декабрь 2013



4 декабря оборвалась жизнь военного моряка, одного из первооткрывателей Космической эры, заслуженного ветерана космического флота, стоявшего у истоков его создания и отдавшего ему 26 лет своей службы Валентина Сергеевича Феоктистова.

Вместе с Виталием Георгиевичем Безбородовым, вернувшись во флот после службы в наземном Командно-измерительном комплексе, В.С.Феоктистов с 1963 года участвовал в создании Плавучего телеметрического комплекса. Совершил в составе экспедиций этого комплекса 19 длительных экспедиционных рейсов на судах "Краснодар", "Аксай", "Бежица", НИС "Академик Сергей Королёв", в том числе в должности начальника экспедиций – 10 рейсов.

С 1983 по 1989 годы В.С.Феоктистов возглавлял Морской командно-измерительный комплекс – Службу космических исследований ОМЭР АН СССР. Под его руководством одиннадцать специализированных судов Службы успешно выполнили все сложные задачи управления полётами космических аппаратов, пилотируемых космических кораблей и орбитальных станций.

Выражаем искреннее соболезнование родным и близким Валентина Сергеевича Феоктистова, его сослуживцам, всем кто переживает эту утрату. Светлую память о моряке по призванию, человеке доброй души, замечательном патриоте Отчизны – навсегда сохраним в наших сердцах!

А.Капитанов, Клуб ветеранов МКФ, Москва

К словам ветеранов Клуба присоединяются ветераны "Содружества МКФ", Санкт-Петербург
Скорбим!

Декабрь 2013



Октябрь-декабрь 1941-го. Эвакуация гарнизона Ханко

 

Гангут, Ханко - два имени одного и того же полуострова Финляндии. Оба связаны с подвигами, героизмом русских моряков и солдат.

В июле 1714 года здесь состоялась победа российского флота над шведской эскадрой.

В 1941-м здесь оборонялся гарнизон советской военно-морской базы, охранявшей от фашистов дальние подходы к Ленинграду. Отсюда, после ухода из Таллина советских войск, когда оборона Ханко стала бессмысленной, в тяжёлых условиях, через минные поля защитники Ханко были эвакуированы кораблями Балтийского флота.

К 5 декабря из 27 809 военнослужащих и гражданских, погруженных на корабли, в Кронштадт, Ораниенбаум и Ленинград было доставлено 22 822 человека, а с ними - 26 танков, 14 самолетов, 72 орудия, 56 минометов, 854 пулемета, около 20 тысяч винтовок, 1 000 тонн боеприпасов и 1 700 тонн продовольствия. Потери на переходе составили около 5 000 человек, в том числе 500 моряков. Из 88 кораблей и судов погибло 25, в основном, на минах.

При эвакуации произошла одна из самых страшных трагедий на море во время Великой отечественной войны — подрыв на минах турбоэлектрохода «Иосиф Сталин», на борту которого находилось 5 589 человек. Дрейфующее судно у берегов Эстонии было захвачено фашистами и около 4 000 человек попало в плен.

В целом же, командование признало эвакуацию гарнизона Ханко успешной, а фронт, оборонявший окружённый Ленинград, получил пополнение из опытных, хорошо вооружённых, закалённых бойцов.

 

Декабрь 2013



К 50-летию МКФ

 


Фото НИС "Краснодар"
с автографом Василия Васильевича Быструшкина

Уважаемые ветераны! Примите поздравления с 50-летием Морского космического флота - в/ч 26179.

Вместе с вами мы ходили на одних и тех же судах МКФ. Вдали от дома, в любых широтах, в любой шторм, в любое время суток мы работали все вместе, дружно, чтобы советские космические корабли и спутники успешно выходили в космос, чтобы космонавты, находясь на орбите, всегда имели бесперебойную связь с Землёй.

В послужном списке МКФ - сопровождение первого в мире полёта человека в Космос, сопровождение первых в мире полётов автоматических станций к Луне, Марсу и Венере, а также первой в мире долговременной обитаемой станции "Салют".

В том, что ЦУП всегда знал, что происходит на орбите за пределами видимости наземных пунктов - в этом немалая заслуга вас, ветеранов МКФ. Это результат существования нашего флота и вашего профессионализма, выдержки и взаимовыручки.

Мы можем гордиться тем, мы были людьми редкой профессии - находясь в Океане служили Космосу.

 

Ноябрь 2013



С Днём рождения "Пацаев"!

 


Фото: Владимир Леднев (КГД)

35 лет назад, 24 ноября 1978 года на научно-исследовательском судне "Космонавт Виктор Пацаев" был поднят вымпел Академии наук СССР. "Пацаев" стал четвёртым и последним из судов проекта 1929 ("Селена-М"), предназначенных для сопровождения космической программы СССР. И единственным, дожившим до наших дней и отмечающим 24-го свой День рождения.

С 1979 по 1994 год "Пацаев" совершил 14 экспедиционных рейсов, намотал не одну сотню тысяч миль в Атлантическом и Индийском океанах, отработал не одну сотню сеансов связи с космонавтами на орбите Земли, сопровождал запуски, стыковки и посадки многочисленных спутников, космических кораблей и станций, запускавшихся в те времена в Советском Союзе.

НИС "Космонавт Виктор Пацаев" не выходит больше в Океан, стоит и дремлет у причала на набережной Петра Великого в Калининграде. Он - экспонат Музея Мирового океана и каждый день его с посещают любопытные посетители, дети и взрослые, местные жители и гости города. Экскурсоводы водят их по судну, показывая палубы, помещения, антенны судна, а также экспозиции, посвящённые космонавтике и кораблям морского космического флота, таким, как "Пацаев".

Продолжение >>

Время от времени корабль просыпается. Прохожие слышат лёгкий гул включившихся дизель-генераторов, видят, как антенны поворачиваются на запад, чего-то ждут. Вот они будто вздрагивают и начинают медленно поворачиваться. Это начался сеанс связи с Международной космической станцией. Антенны захватили над горизонтом её сигнал и плавно поворачиваясь, следят за ним, постепенно поворачиваясь к востоку. Через несколько минут МКС уходит за горизонт. Антенны поворачиваются в зенит и дизель-генераторы умолкают. Сотрудники королёвского НПОИТ, работающие на судне, успешно закончили ещё одну работу по витку, приняли и передали в ЦУП телеметрическую информацию, ретранслировали голосовую связь ЦУПа с космонавтами.

Пока такая работа для "Пацаева" есть - он жив. Но однажды вместо него вступит в строй береговой измерительный пункт и тогда судьба судна окажется под вопросом: что с ним делать дальше?

Сохранить как корабль-музей? Как единственное оставшееся из уникальных судов космической службы, как памятник достижениям отечественного судостроения, космической науки и промышленности?

Или за бесценок отправить его на слом?

Будем надеяться, что стремление сохранять для потомков исторические памятники своей страны перевесит у наших лидеров и деловых людей жажду сиюминутной выгоды. Что "Космонавт Виктор Пацаев" будет жить. И что ветераны "Пацаева" отметят ещё не один его День рождения.

С Днём рождения, "Пацаев"!

Ноябрь 2013

 




©Вадим Лукашевич

25 лет со дня работы по "Бурану"

 

15 ноября 1988 года НИС "Космонавт Георгий Добровольский" вместе с кораблём ТОГЭ "Маршал Неделин", выйдя в точку 45°S 133°W в Тихом океане, сопровождал полёт беспилотного многоразового космического корабля "Буран", выведенного на орбиту тяжелой ракетой-носителем "Энергия".

Это была уникальная работа, которую участники 11-го рейса КГД хорошо помнят - никогда раньше суда СКИ ОМЭР не забирались так далеко от родного порта. Пройдя проливом Дрейка из Атлантики в Тихий, дойдя до Новой Зеландии, испытав в точке работы сильный шторм, "Добровольский" успешно отработал по двум виткам "Бурана", принял телеметрию и только из-за необходимости выполнить ещё одну работу в Атлантике не смог совершить кругосветку.

Сам же полёт "Бурана", его блестящая, с точностью до метра, автоматическая посадка на аэродроме Байконура "Юбилейный", останется в истории, как высшее достижение советской космонавтики.

Печальна судьба проекта "Буран". Как и судьба "морского космического флота", чей вклад в развитие советской космонавтики неоценим.

Но есть что вспомнить, есть, чем гордиться!

 

Ноябрь 2013



4 ноября. С праздничком...

 

Моё поколение привыкло отмечать в ноябре День Великой Октябрьской социалистической революции. 7-го ноября многие из нас целыми семьями, с друзьями и товарищами по работе выходили на улицы с цветами и флагами, становились в организованные колонны и шли по улицам, нарядным и весёлым. Из громкоговорителей раздавались призывы, гремела музыка. В небо взлетали воздушные шарики и голуби. Несли транспаранты с лозунгами, портреты руководителей партии и правительства, что, впрочем, нисколько не портило никому настроения. Утром - военный парад на главной площади и демонстрация трудящихся. Вечером - салют и застолье. А на следующий день - полноценный отдых.

Можно с иронией вспоминать свой энтузиазм, веселье тех дней. Но ведь было! Был праздник, и он был всеобщим, единым для всех, независимо от общественного положения, национальности и вероисповедания. Праздник, ничуть не хуже Дня взятия Бастилии - национального праздника Франции. (Тогда французы ох, сколько дров наломали, но не стыдятся!)

Продолжение >>

Тем, кто развалил СССР, очевидно, было неуютно праздновать день начала зарождения СССР. Поэтому для начала, в 92-м, 8 ноября сделали рабочим днём. В 96-м 7-му ноября "в целях смягчения противостояния и примирения различных слоёв российского общества" придумали другое название. А в 2004 году этот новый "праздник" перенесли на 4-е ноября, снова поменяв ему название. Теперь он - "День народного единства".

Выходит так, что народ, до 90-х вроде бы и так уже бывший единым ("историческая общность людей - советский народ"), успел не только разъединиться (распад СССР, национальные суверенитеты, чечня, расслоение на бедных и богатых, на верующих и иноверцев, на "своих" и мигрантов), но и объединиться вновь? Как нас разъединяли - помню. Но чтобы объединяли...

Что же нам предложили праздновать? Спросите любого - чем знаменательна эта дата, 4 ноября? Вам ответят? Я вот не могу ответить точно. Вроде бы, в ходе русско-польской войны 1609-18 гг. в какой-то из первых дней ноября 1612 года (по григорианскому календарю) русское ополчение осадило Кремль и польский гарнизон, занимавший Москву, капитулировал. Если так, то получается антипольский праздник. Глупость какая-то. Мутный праздник смутного времени.

Короче - с выходным днём вас, дорогие соотечественники!
Впрочем, к чему он в это время года? Дачный сезон закрыт, а снежный - ещё не наступил.

 

Ноябрь 2013



35 лет со дня выхода "Добровольского" в первый рейс

 

14 октября 1978 года запомнил, наверное, не только я, но и многие, кто впервые уходил тогда в рейс. Суета сборов закончилась. Провожающие остались на берегу. Рядом с тобой, на борту - 100 с лишним человек, в большинстве, ещё незнакомых, но с кем предстоит познакомиться ближе, а с кем-то - сдружиться и бок о бок провести на судне полгода.

Мечта начала сбываться: НИС "Космонавт Георгий Добровольский" вышел в рейс. И ты - не его борту.

За кормой - Ленинградский морской порт, а впереди, за Кронштадтом - всё неизвестное, необычное, к чему так тянуло. Там - бескрайний Океан и огромное чистое небо с восходами и закатами, которых на берегу не бывает. Там морская живность, которую раньше не видел - киты, акулы, кальмары. Там разные страны и порты, люди разного цвета кожи, говорящие на незнакомых языках, но с которыми как-то придётся иногда общаться.

14 октября 1978 года мы, выходящие в свой первый рейс, ещё не ощущали причастность к большому, важному делу - к освоению Космоса. Нам просто предстояла работа, которой надо было быстро обучиться и выполнять безошибочно - помогать нашим советским космическим кораблям и спутникам выходить в Космос, обеспечивать космонавтов, летающих вокруг Земли, связью с Землёй.

Спасибо тебе, "Космонавт Георгий Добровольский"! Спасибо за осуществлённую мечту, за обретённых друзей и за то, что мы вместе - ты и те, кто жил и трудился на твоём борту, со своей задачей справились.

 

Октябрь 2013



День Военно-морского флота

 

В который раз задумался: что он для тех из нас, кто не был военным моряком и не служил на боевых кораблях, но хотя бы пару раз выходил в рейс на научнике, как наш "Космонавт Георгий Добровольский"? На полгода и больше, в тропические моря-океаны. Туда, где мирное небо над головой, где горизонт чист и никто не угрожает ни тебе, ни твоему кораблю?

Ну, для меня - это день, в который я подниму стопку в память моего отца. Он служил на Балтике с 39 по 46-й год на линкоре "Октябрьская революция". В годы войны он был комендором орудия 1-й башни главного калибра. Снаряды весом по 470 кг, выпущенные из его 305-мм орудия, несли смерть и наводили панику фашистам, осаждавшим Ленинград. Две главных матросских награды украшали его форменку: медаль Ушакова и медаль Нахимова. Это с его одобрения я пришёл работать в СКИ ОМЭР, о чём не жалею и за что ему благодарен. Это - его день. И мой вместе с ним.

А вы, друзья-ветераны, почему этот день знаменателен для вас?

Продолжение >>

Достижения Советского Союза как в военном, так и в мирном космосе в немалой степени состоялись благодаря нашему морскому космическому флоту. Наш флот не нёс на себе никакого военного оснащения и не был приспособлен для боевых действий. Но вместе с кораблями измерительного комплекса ТОГЭ, с боевыми и поисково-спасательными кораблями ВМФ СССР флот СКИ ОМЭР не один раз выполнял боевые задачи: сопровождение полётов БОРа-4 и "Бурана", полётов космических кораблей и обитаемых станций и, наконец, первого в мире полёта человека в космос. Это - вклад нашего флота в укрепление научной и военной мощи страны, в повышение её авторитета и обороноспособности.

Я уже писал тут, на сайте и на форуме, что история флота российского - полосатая. Нынешняя чёрная полоса тянется уже больше двадцати лет. За это время перестал существовать флот СКИ ОМЭР АН СССР. Мощный военно-морской флот, построенный в советские времена, растащили и обокрали.

Но я верю, надеюсь, что флот Отечества возродится и вернёт славу, добытую для России Петром, Ушаковым, Нахимовым, Сенявиным.

С Днём Военно-морского флота всех вас, друзья-ветераны!

 

Июль 2013



Поколение менеджеров страдает забывчивостью

 

"Что произошло 22 июня в нашей стране?" - такой вопрос задавали тульские корреспонденты газеты АиФ прохожим на улице.

Ответы см. тут: tula.aif.ru

Ещё вопросы про "патриотизм" и про "воспитание" в нашей демократической стране есть?

 

Май 2013




22 июня 1941 года

 

Надпись на стене Брестской крепости

Cветлая ночь и чёрный день.

День, когда началась Война.

Тяжёлая, жестокая, кровопролитная.

День, когда миллионы наших лучших сограждан, независимо от возраста, пола, национальности, рода занятия, вероисповедания и партийности - стали единым целым. Народом, готовым постоять за себя, за свою семью и свой дом - за свою Родину. Народом, ценой огромных жертв победившим зло, пришедшее на нашу землю. Народом, достойным не рабства, но лучшего существования и готовым за это бороться.

Они - пример нам, ныне живущим.

Память и Слава!

 

Май 2013



Балтийскому флоту - 310 лет

 

Что такое Балтийский военно-морской флот?

В сравнении с другими - Северным, Тихоокеанским и Черноморским - почти ничего. Там - авианосцы, крейсера и большие противолодочные корабли, атомные подлодки... На Балтике флагман - эсминец "Настойчивый". КБФ расшифровывали: "Когда-то Был Флот". Ну и что? Время другое и другие задачи. Балтийский флот славен прежде всего своей историей.

А начинался он с того, что солдаты - преображенцы и семёновцы 18 мая 1703 года на трёх десятках шлюпок овладели на Неве двумя военными кораблями шведов. Годом спустя по велению Петра I на подступах к молодой столице России был заложен форт Кроншлот, а на Неве - Адмиралтейская верфь. С тех времён российский флот одержал на Балтике множество славных побед: Гангут, Эзель, Гренгам. Россия утвердилась, как сильная морская держава.

В ходе русско-турецкой войны 1769-74 гг. Балтийский флот укрепил свою славу победами на Средиземном море при Наварине, Чесме и Хиосе. Тогда Российский флот на пять лет стал хозяином Восточного Средиземноморья, а более 20 островов приняли российское подданство и были объявлены Великим Княжеством Архипелагским.

Эскадра адмирала Сенявина, посланная в 1805 году из Кронштадта в Средиземное море, провела ряд блестящих операций на Адриатике - в Далмации и Черногории. Сенявин осуществлял блокаду Дарданелл, в 1807 году, в ходе Второй Архипелагской экспедиции - разбил турецкий флот в Дарданелльском и Афонском сражениях.

Продолжение >>

В Крымскую войну 1853—56 гг. Балтийский флот представлял собой силу, не позволившую английской и французской эскадрам даже подойти к Кронштадту.

Не менее велик вклад военных моряков Балтийского флота в географические открытия: исследование северных берегов России, обеспечение жизни Камчатки и Русской Америки, открытие Антарктиды, а также множества земель и островов в Тихом океане.

Балтийцами себя считали великие флотоводцы, герои морских сражений адмиралы Фёдор Ушаков, Павел Нахимов и Владимир Корнилов, Степан Макаров и Николай Эссен, первооткрыватели новых земель Витус Беринг, Фаддей Беллинсгаузен, Михаил Лазарев и Геннадий Невельской.

В истории Балтийского флота чередуются годы успехов и тяжёлые времена. К началу 20 века на Балтике начал формироваться мощный броненосный флот. Но гибель эскадры Рожественского при Цусиме стала тяжёлым ударом по гордости российского флота. Верфи Петербурга построили новые линкоры и быстроходные эсминцы, но революция 1917 года и разруха в стране привели к разрухе и на флоте. К началу Великой Отечественную войны Краснознамённый Балтийский флот начал своё возрождение. Война стала для него тяжёлым испытанием. Моряки - подводники, корабельные артиллеристы, морские десантники уничтожали фашистов на суше и на море. Но и несли жестокие потери: Таллинский прорыв и эвакуация Ханко, авиаудары по Кронштадту унесли многие тысячи жизней.

После войны Хрущёв пустил на слом остатки Балтийских кораблей. Да, времена изменились. Балтийский военно-морской театр действий стал мелким и малозначительным. Теперь мы можем наблюдать учебные и малые противолодочные корабли, стоящие в Средней гавани Кронштадта или на Неве во время парада, эсминцы и десантные корабли в Балтийске. И с гордостью вспоминать, что с Балтики начинался весь флот России.

Ну, а какое отношение ветераны МКФ имеют к Балтийскому флоту, спросят нас. А такое, что мы ходили на судах, построенных на Балтике и родным портом для большинства их нас был Ленинград.

 

Май 2013



 

День Победы

 

Всё дальше в прошлое отодвигаются годы войны, в которой миллионы наших соотечественников, воевавших на фронтах и трудившихся у станков и в полях, отдавали все свои силы, здоровье и, наконец, жизнь, чтобы враг, напавший на нашу Родину, был разбит и наступил День победы.

Та война коснулась каждой семьи. Мы с вами ещё помним, что нам рассказывали о ней наши отцы, деды. Всё на той войне было. И герои, и трусы, и слава, и позор. Но было и главное: когда кто-то захотел сделать наш народ рабом, унизить и уничтожить его, этот народ поднялся, объединился, собрал все силы и смёл врага.

Мы ещё вспоминаем победителей каждый год в мае, но для наших детей события тех лет становятся чем-то вроде старинных сказок, былин, где зло начинает и проигрывает, а русский богатырь слезает с печи и побеждает.

Горе, кровь, миллионы погибших - это по книжкам не прочувствовать, не понять. Стать не героем Варкрафта, а человеком, способным постоять за себя и свою семью, за свой народ, в котором родился - способно ли новое поколение? Что мы с вами сделали, чтобы те, кто будет после нас, сумели разобраться, что ценное, а что пустое? Чтобы научились понимать, где ложь, а где правда? Чтобы сумели однажды подняться, объединиться, собрать силы и, как когда-то деды, победить ложь и зло?

Не только на войне.

 

Май 2013



9 марта. Пять лет сайту НИС КГД

 

Начинался он, как сайт для личных фоток, оставшихся с тех времён, когда ходил на НИС "Космонавт Георгий Добровольский". Потому и адрес у сайта был несоответствующий - vpro24.

А потом - пошло-поехало. Цель изменилась. Захотелось рассказать, что это было за судно, зачем, почему. И так далее... Вобщем, вы, постоянные посетители, всё видели, всё знаете.

Приятно, что сайт посещают и на него ссылаются. Что информация на нём вам интересна и вызывает доверие. Стараюсь.

Благодаря этому сайту удалось найти и собрать вместе многих "добровольцев", обрести друзей и помощников среди тихоокеанских моряков - ветеранов ТОГЭ, подружиться с калининградцами - сотрудниками Музея мирового океана и экспедициией НПО ИТ на судне "Космонавт Виктор Пацаев".

Сайт всегда открыт для вас. Он работает.

 

Март 2013



8 марта. Особый для мужчин день

 

Именно 8-го марта поголовно всё (или почти всё) мужское население страны вдруг становится предельно озабоченным: как не ударить в грязь лицом, как показать своей любимой, избранной и незаменимой все свои бесконечно глубокие чувства, чтобы поверила, чтобы знала, что ты - её самая надёжная опора и что только ты достоин называться ЕЁ мужчиной.

Утром желательно встать раньше, чем обычно в выходные. Проявить активность, внимание, заботу. Взять приступом цветочный магазин, пробиться к прилавку за коробкой конфет и шампанским. Тщательно обдумать и выучить слова, которые надо сказать...

Однако, почему только в ЭТОТ день? А что, в другие дни и каждый день никак? Приходя с работы, принести ей цветок, обнять, поцеловать. И увидеть, как меняется её взгляд при этом!...

Мужчины, которых женщины любят, позвольте вас поздравить!

 

Март 2013




Ко Дню защитника Отечества

 

Все мы, кто служил-работал на судах СКИ ОМЭР, офицеры и служащие Советской армии, моряки Балтийского и Черноморского пароходств, мужчины и женщины - мы имеем право отметить День защитника отечества как свой день.

Неся службу, работая на этих судах, мы помогали нашей стране сохранять авторитет. Достижения нашей науки и промышленности в освоении космического пространства, в развитии ракетной техники, космических систем связи и обороны, а главное - знания, умения и способность людей воплощать эти достижения внушали нашим "потенциальным противникам" уважение к Советскому Союзу и заставляли их сдерживать свои амбиции к управлению всем миром.

Мы честно делали дело, кто в низах, в машине, в лабораториях, кто на мостике или в командном пункте.

Я не знаю, с какими словами 23 февраля вас поздравят ваши дети и внуки. Расскажите им, чем вы занимались, работая на судах СКИ ОМЭР. Расскажите им, зачем это было нужно и почему это было важно. Пусть знают. Пусть поймут.

С праздником!

 

Февраль 2013



Уважаемые читатели!

 

Не так давно я уже писал, как я вижу дальнейшее развитие сайта: вширь и вглубь. Теперь он не только о НИС "Космонавт Георгий Добровольский", не только о ветеранах КГД и не только для ветеранов КГД. Хотя, конечно НИС КГД останется №1 на сайте, ему посвящённом.

Сегодня я - о форуме. О его нынешнем состоянии, о его посетителях и гостях. О том, с какими задачами он справляется и с какими - нет. Что стоит от него ждать и по поводу чего не стоит обольщаться.

Те, кто с самого начала подключился к общению на форуме, заметили, какой был всплеск активности в его первые год-полтора. Была куча новых тем, множество вопросов, задач, которые нужно было решать. Благодаря старожилам форума сайт существенно приобрёл в весе. Удалось собрать списки "добровольцев" и сведения о том, в каких рейсах они работали. Собрана хорошая галерея фотографий из личных архивов. Собраны, пусть и не полностью, сведения о выполненных работах. Можно только искренне поблагодарить Романа Имаметдинова, Михаила Миронова, Александра Сычёва, Евгения Дрозденко за их вклад в содержание сайта. Спасибо, друзья! Без ложной скромности - сайт получился, его посещают, на него ссылаются.

Продолжение >>

Тот всплеск утих. То ли тем не осталось, то ли мне, как "распорядителю", не удаётся поддержать форум в тонусе... Ваше мнение? Если так, подскажите, что и как нужно делать, чтобы форум ожил. Подсказывайте темы, задавайте вопросы. Темы - любые. Вопросы - любые. Естественно, в рамках, принятых для цивилизованного общения.

Нераскрытых тем ещё хватает. В списке экспедиции где-то 10-15 имён остаются неизвестными. Не все лица на фотографиях опознаны. Рейсы, в которые ходил каждый, известны не все. Списки работ КГД неполные. Остаются вопросы по технике - что за оборудование и где стояло, как использовалось, кто на ней работал. Хочется иметь подтверждения информации, выкладываемой на сайт, чтобы не было стыдно за ляпы и недочёты. Это всё - задачи на будущее. Темы, связанные с КГД.

А есть ещё и свободные темы. Расскажите о себе, о своих увлечениях, о творчестве, об отдыхе, о семье, о любимом кино или авто, о своём домашнем животном, поделитесь путевыми заметками...

Я не строю иллюзий и не жду, что вот прямо сейчас все бросятся регистрироваться на форуме КГД, чтобы говорить, говорить, говорить... Не жду такого же наплыва активных посетителей, как, например, у тихоокеанцев. И отношусь к этому спокойно.

Во-первых, постоянно сидеть в сети и с кем-то непрерывно общаться - для большинства это нереально (а по-моему - и ненормально). Все мы, или почти все - трудящиеся, озабоченные добыванием хлеба насущного, либо воспитанием внуков.

Во-вторых, не все с компьютерами и Интернетом запанибрата. Не каждому в привычку зарегистрироваться на форуме и включаться там в какое-то обсуждение.

Наконец, чего там греха таить, далеко не всё так безоблачно в "атлантических" ветеранских кругах. И не все поголовно ветераны - "друзья и братья" один другому. Вижу - на форуме КГД, а теперь и на форуме МКФ, нет-нет, да и вспыхивают стычки, выяснение отношений... Ну, понятно, у каждого свой характер... Можно лишь позавидовать той сплочённости, что существует у моряков ТОГЭ, тому, что есть там такой организатор и душа коллектива - Анатолий Михайлович Курочкин.

Как бы там ни было, но форум своё дело делает. Есть посетители и гости, регулярно заходящие сюда. И даже если они не оставляют при этом ни слова, это уже хорошо - они ИНТЕРЕСУЮТСЯ. Да, нашему форуму далеко до монстров, типа форумов Балансера. Ну и пусть. Форум НИС КГД - специфический. Он - для ветеранов, для их родных, для тех, кто как-то связан с флотом СКИ ОМЭР или интересуется им.

Мне хочется лишь пожелать и сделать так, чтобы сайт и форум были вам, гостям и посетителям интересен и, может быть, полезен.

С вашей помощью и при вашем участии.

Владимир Прощенко

Обсудим? >>

 

Январь 2013




Моей маме в 41-м было 19.
Это её медаль

70 лет со дня прорыва блокады Ленинграда

 

Что такое для обычного человека, жителя города-миллионника, внезапно оказаться под ежедневными и еженочными бомбёжками и артобстрелами, что такое - пережить холодную и голодную зиму 41-42-го, что такое - ходить через весь город на работу, чтобы без выходных, по 12 часов в день трудиться на фабриках, заводах, в ремонтных мастерских и получать за свой труд продовольственный паёк, в котором 150-300 грамм эрзац-хлеба, что такое - ходить за водой на лёд Невы, по ночам дежурить на крышах домов и сбрасывать "зажигалки", что такое - хоронить своих близких, умерших от голода или погибших под развалинами дома, что такое БЛОКАДА - это знают, или знали только сами блокадники - жители Города-героя Ленинграда 1941-1944 годов.

Понять, прочувствовать, а тем более как-то оценивать, что там было и кто там был - нам это не дано. Это надо было познать на себе. Мы можем только поклониться им, тем кто выстоял, выжил, кто рыл окопы, работал у станка, точил снаряды и ремонтировал танки для фронта. Тем горожанам, кто погиб или умер голодной смертью, кто похоронен в братских могилах на Пискарёвке и в сотнях других мест. В Нюрнберге гитлеровцам предъявили цифру в 649 тысяч гражданских лиц, погибших в годы блокады Ленинграда. Скорее всего их было больше.

Они победили. Победили холод, голод, безнадёжность. Выстояли сами и дали фронту всё, что могли, чтобы 18 января 1943 года кольцо окружения было прорвано, а в 20-х числах января 1944 года - снято.

Поклон им, живым и мёртвым.

 

Январь 2013




Памяти Королёва

 

Его жизнь вся, до последнего дня, без остатка, отдана одному делу - небу, Космосу.

Он был не только увлечённым человеком, но и настойчивым. У него была цель и он шёл к ней, пройдя через допросы ГБ-шных садистов, через Колымские лагеря и через шарашки. Скольких сломали те годы. Его - не сломали.

По новому летоисчислению он родился 12 января 1907 года, а умер - 14 января 1966-го. Прожил неполных 60 лет, а сколько сделал для Родины! На полвека вперёд.

Межконтинентальные баллистические ракеты - это его труд. Первый искусственный спутник Земли - его. Автоматические станции, впервые достигшие Луны, Венеры, Марса - его. Это он впервые вывел в Космос человека. Это он начинал проектирование орбитальных станций. Это его трудами наша страна приобрела огромный авторитет, это плоды его труда гордо демонстрировал Н.Хрущёв, преподнося президенту США Д.Эйзенхауэру копию вымпела, доставленного на Луну: "Советский Союз, социализм превзошёл Америку!"

До сих пор летают на орбиту космические корабли Королёва - его последователи лишь совершенствовали то, что сделал он.

Когда в апреле 61-го улицы наших городов заполнила радостная толпа, приветствовавшая Гагарина и славившая советскую науку - то была искренняя радость народа, выстоявшего в жестокой войне, сумевшего на развалинах заново отстроить свои дома и первым выйти в Космос. Мы называли имена героев, но тогда мы не знали его имени - Сергея Королёва. Напрочь засекреченный, он порой и на торжества по случаю награждений космонавтов попасть не мог.

Ему не было памятников при жизни. И какие памятники ему нужны сейчас? Каждый запуск "Союза" или "Прогресса" к МКС - это напоминание о Сергее Королёве.

Лучшим же памятником Великому Конструктору, который мы могли бы ему посвятить, может стать только возрождение отечественной космонавтики, только какой-то значительный прорыв в Космос из того болота, где наша наука, космическая промышленность, да и всё общество оказались. И позор будет нам и нашей стране, если перемен не произойдёт.

Он не простит.

 

PS:

12-е, день рождения Королёва.

На центральных каналах ТВ: Малахов, Галкин, сериалы и прочая развлекуха.

О Королёве - НИЧЕГО!

 

Январь 2013




Друзья!

Старые морские волки и прекрасные морские волчицы!

С наступающим Новым Годом поздравляю всех вас.

Годы над вами не властны. Вы всё так же молоды душой и верны нашему братству - семье моряков, отдавших часть своей жизни Океану. Океан вас сплотил, он воспитал в вас лучшие качества. Он в каждом из вас.

Пусть же так будет и в Новом году, и всегда.

Здоровья вам и бодрости!

 

Декабрь 2012



Скоро, сразу после конца света, наступит Новый год

 

В полночь кремлёвские куранты пробьют двенадцать раз и заиграет Гимн России. Граждане её, кто не на работе, встанут, поднимут бокалы с шампанским, прокричат "Ура!", произнесут пожелания и обменяются новогодними подарками. Под звуки Гимна...

Гимн - это один из государственных символов страны. Его звуки, его слова направлены к патриотическим чувствам людей, вызывают гордость за страну, слёзы и радость победы, ощущение единства... Посмотрите на то, как искренне встречают гимн своей страны болельщики на трибунах спортивных состязаний, игроки, вышедшие на поле, победители на пьедесталах ... за рубежом.

Положа руку на сердце, так ли и мы относимся к Гимну России?

Продолжение >>

Нынешний Гимн России утверждён в 2000-м. Музыка - 25 декабря, а слова - 30-го. А перед тем у гимна нашей страны была очень пёстрая история. Возможно, такая история - единственная в мире.

Первым гимном России в 1816 г. стал... британский гимн "God Save the King", на музыку которого положили русские слова. Кстати, такое заимствование повторилось в Германии. Музыка её нынешнего гимна, "Дойчланд, Дойчланд, юбер аллес", была когда-то взята у Австро-Венгрии.

Гимн России постоянством не отличался: после британского - "Боже, царя храни", "Марсельеза", "Интернационал". С 1944 года - гимн Советского Союза на музыку Александрова и слова С.Михалкова. В 56-м от гимна осталась только музыка, а в 77-м опять же С.Михалков написал другие слова. Когда "Союз нерушимый" разрушили, у России появился гимн без слов на музыку Глинки. Наконец, в 2000-м, снова - музыка Александрова и третьи по счёту слова С.Михалкова.

Верность гимну - это как верность присяге. Я присягал Советскому Союзу, под гимн СССР. И слова того гимна я ещё немного помню. Слова гимна России мне запомнить не удаётся. Стар, что ли? Но вот почему футболисты сборной, выйдя на поле, под звуки гимна молчат или жуют жвачку, я не понимаю. Почему депутаты Госдумы молча шевелят губами под те же звуки?

Гимн - это не носки и не носовой платок, чтобы его менять часто. Власть, общественный строй - всё переменное. Но Родина у нас одна. Гимн должен быть гимном Родины, гимном каждого российского гражданина, но не гимном идеологии.

Тогда и уважения к нему будет больше.

 

Декабрь 2012



О встрече в московском Клубе ветеранов МКФ

 

25-го я впервые побывал на встрече ветеранов СКИ ОМЭР.
Кратко - о главных впечатлениях:

1. Встретил много знакомых - и друзей-"добровольцев", с которыми сам когда-то ходил в свои три рейса, и тех, с кем впервые познакомился тут, на страницах сайта и форума НИС КГД

2. Увидел людей, ставших легендой "морского космического флота" - В.В.Быструшкина и Ю.В.Дулина.

3. Из рук Дважды Героя Советского Союза лётчика-космонавта Александра Иванченкова получил медаль от Федерации космонавтики России.

4. И, пожалуй, самое главное. После того, как торжественная часть собрания закончилась и зал опустел, ко мне подошёл школьный воспитатель, работающий в школе №235 и говорит: "Вы зря считаете, что не заслужили награду. Школьники часто посещают Ваш сайт и стали больше интересоваться Космосом и космическим флотом". Примерно так сказал.

Значит, цель сайта выбрана верно, сайт приносит результаты. Значит, нужно продолжать работу.

Более полный отчёт о поездке >>

 

26 ноября 2012



Уважаемые читатели!

 

Владимир Прощенко

Те из вас, кто посещает сайт НИС КГД с момента его появления в сети, заметили, что его содержание уже вышло за рамки описания того, что связано лишь с одним из кораблей Морского космического флота.

Всё больше на сайте стало появляться материалов о других кораблях СКИ ОМЭР АН СССР, о кораблях ТОГЭ. И всё меньше новостей о моём родном судне, о НИС "Космонавт Георгий Добровольский".

Разумеется, это не означает, что я стал меньше уделять ему внимания. Наоборот, поиски информации занимают у меня всё больше времени. Но вот, к сожалению, возможности у меня к этому ограничены. Я остро нуждаюсь в помощи отдельных людей и организаций, которые сами обладают информацией или имеют возможности обращаться в архивы пароходства, в архивы Подольска, в архивы КБ и завода. Знаю, что такие люди и такие организации есть. Я пробую установить с ними связь, объяснить, в чём состоит задача... Но отклик, к сожалению, получаю редко.

Прекращать работу над сайтом я не собираюсь. С вашей помощью, уважаемые читатели, пусть он продолжает развиваться и вширь, и вглубь. Думаю, вы не против.

 

Октябрь 2012



Автор справочника "Пилотируемая космонавтика в цифрах и фактах", по которому я сверяю данные, публикуемые на сайте НИС КГД, приостановил работу:

По причине скандальных нечистоплотных мартовских разборок промеж космических начальников я прекращаю работу над сайтом.

Сайт не возродится, пока количество вранья в стране не уменьшится с сегодняшних 120% хотя бы до 100% и пока единственной абсолютно бесспорной гордостью страны будет количество долларовых миллиардеров

По правде, и мне как-то тоскливо от этих разборок. 

И у меня есть ощущение, что отечественная космонавтика находится в ..пе, а те "прожекты" с размахом до 2020-2030 года типа "Марс-Нэт", "Меркурий-П", "Венера-Д", "Спектр-РГМ", "Спектр-УФМ" и проч. - лишь уловка для выколачивания денег из бюджета и последующего их распила. Кто может в нашей стране строить какие-то планы глубиной далее сегодняшнего дня?!

Тем не менее, я не собираюсь прекращать работу над сайтом НИС "Космонавт Георгий Добровольский". Его цель остаётся прежней:

Оживить память о флоте, которого больше нет, о необычном корабле и людях, которые занимались необычным делом. Кто не слышал, не знает - пусть узнает и увидит. Ветераны - пусть вспомнят и расскажут другим: "Вот мой корабль, вот мои друзья-сослуживцы"

Это сайт для молодых телом и душой людей (ветераны, это о вас тоже), которым важно сохранить гордость за достижения нашего народа, для людей, которые в конечном счёте - единственная надежда на возрождение страны.

 

10 октября 2012



4 октября - праздник ветеранов КИК

 

55 лет тому назад, 4 октября 1957 года в 22:28:34 МСК с космодрома Байконур советской ракетой-носителем Р-7 был запущен первый искусственный спутник Земли. Этим запуском советские люди открыли человеку дорогу в Космос. Маленький металлический шар весом 80 с небольшим килограммов - он пока ничего не умел делать, находясь там. Мог лишь посылать сигналы "бип-бип". Но за его полётом с удивлением следило население всей планеты. Он - первый. За ним были другие старты, ещё более значимые. В Космос отправились собаки Белка и Стрелка, к Луне, Венере и Марсу - автоматические межпланетные станции, наконец, 12 апреля 1961 года - Юрий Гагарин, первый космический человек. Но 4 октября - это точка старта. Потому мы и отмечаем этот день, как праздник.

Впоследствии, в 1995 году, указом Президента РФ день 4 октября был определён, как "День военно-космических сил" (с 2002 года - "День Космических войск").

А ещё ранее, в 1960 году, приказом Министра обороны СССР этот день был определён, как "День Командно-измерительного комплекса".

Так что у нас с вами, уважаемые ветераны СКИ ОМЭР, двойной или даже тройной праздник.

Поздравляем вас!



Ко Дню Военно-морского флота России

 

Каждый год в последнее воскресенье июля все моряки, в первую очередь - военные моряки, празднуют. Это - их день. Это день первой победы российского флота - победы 27 июля 1714 года у Гангута.

Гангут, Ханко, Ханкониеми - полуостров в финском заливе, отличная позиция для блокирования прохода в залив, к Петербургу и тогда, в 1714-м, и в 1-ю Мировую в 1914-м, и в 1941-м в Великую Отечественную. Потому и было важно для Петра, для России, занять эту позицию.

Петр, его галерный флот, сумел это сделать, захватить расположившийся там сильный шведский флот благодаря не численному перевесу, а умелой тактике, выдумке, мастерству.

Именно эти качества в дальнейшем и отличали Российский флот, российских флотоводцев на морях, где они воевали. Генерал-адмирал граф Апраксин, адмиралы Спиридов, Чичагов, Грейг, Ф.Ф.Ушаков, Д.Н.Сенявин П.С.Нахимов завоёвывали военную славу России на Балтике, в Чёрном и Средиземном морях. И.Ф.Крузенштерн, Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев, Г.И.Невельской прославляли флот России географическими открытиями. С именем адмирала С.О.Макарова мы связываем последние достижения дореволюционного Российского флота. С Цусимой - его гибель и позор. Помнить надо всё.

Нужен ли России военный флот сейчас, когда ракеты в состоянии за несколько минут поразить любую цель, где бы она ни находилась? Да, нужен. Потому что ракеты решают далеко не всё. Задачи военно-морского флота сейчас - охрана рубежей страны, защита морских путей, присутствие в горячих точках для сдерживания конфликтов. ВМФ - это символ военной мощи страны. Так сложилось.

Нужен ли России научный флот? Да, безусловно, нужен. Мировой Океан - это 71% поверхности Земли. Много ли мы знаем о нём?

А морской космический флот? Он нужен? Да. Потому что нет пока ему равноценной замены, позволяющей человеку уверенно выходить за пределы земного притяжения.

За флот! За флот России!

 

Июль 2012




О памятниках Российскому и Советскому флоту

 


Источник: topspb.tv

Вчера, 11 мая, я прокручивал каналы ТВ и на 5-м канале поймал передачу, где четверо мужчин обсуждали, нужен ли городу крейсер "Аврора", как памятник, а зрители участвовали в опросе "Должен ли город отказаться от памятников советской истории?"

Заинтересовался. Посмотрел. Сообщу своё мнение.

1. Если говорить об "Авроре", то мне кажется правильным дать ей статус памятника Российскому Военно-морскому флоту и вернуть на её борт военных моряков. А статус памятника советской истории с неё, с "Авроры" уже сняли Прохоров с Матвиенко, устроившие на ней известную всем вечеринку.

2. В передаче упомянут ледокол "Красин", имеющий статус государственного памятника. "Красин" - это филиал калининградского музея Мирового океана. Вероятно, многие побывали на нём и отметили его отличное состояние. Спасибо двум директорам - директору музея Светлане Сивковой и директору "Красина" Николаю Бурову. И упрёк властям Санкт-Петербурга за то, что им в своё время на ледокол оказалось наплевать.

Продолжение >>

3. В передаче не упоминали, а зря, ещё один корабль. Он не имеет статуса памятника и в любой момент его могут пустить на иголки, как и всех его собратьев. Это "Космонавт Виктор Пацаев", последнее из судов Морского космического флота, обеспечивавших когда-то успехи советской космической программы. Теперь нет этого флота, нет и успехов. Судно стоит в Калининграде у причала Музея Мирового океана, работает на витках с МКС и принимает на борт многочисленные экскурсии. Посетители - и дети, и взрослые, с интересом посещают его лаборатории и каюты, рассматривают его необычные антенны, фотографируют и выкладывают фото в сеть. Тем обиднее будет утратить это судно навсегда, когда работу по виткам возьмёт на себя современная береговая телеметрическая станция и у Роскосмоса пропадёт к нему интерес, как когда-то к "Волкову", "Беляеву" и "Добровольскому".

НИС "Космонавт Виктор Пацаев" - это пока ещё живой памятник советской науке, научно-исследовательскому флоту космической службы.

Кто возьмёт на себя сохранение судна? Есть ли в нашей стране люди обладающие не только властью и деньгами, но ответственностью за будущее? Ответственностью за сохранение памятников отечественной науки, за воспитание у российской молодёжи гордости и уважения к достижениям отцов, которые первыми вывели человека в Космос.

 

Май 2012




День солидарности трудящихся

 

Так когда-то назывался праздник, что мы отмечаем 1 мая. Я уже писал тут о нём год назад. Сегодня - я о нашей с вами солидарности, ветеранской.

Кто-то из нас - всё ещё трудящийся, а кто-то - уже пенсионер. Кто-то за годы "демократизации" России успел обзавестись капитальцем, а кто-то ежемесячно стоит в очереди к окошку сберкассы за "щедрой" пенсией. Такое вот расслоение состоялось. Какая тут может быть солидарность между теми и другими? Солидарность - это общность интересов, единодушие. В чём она может проявляться у нас, ветеранов?

Да хотя бы в том, что все мы когда-то ходили на одних и тех же судах и там многие из нас научились уважать друг друга, приобрели, а многие до сих пор сохранили чувство товарищества и взаимовыручки.

И солидарность наша с вами может проявляться в том, что пусть не материально, но морально мы можем помогать друг другу. Вовремя и с тактом поздравить друг друга с каким-то событием, позвонить друзьям, встретиться вместе в тёплой обстановке, пожать друг другу руки, поговорить, повоспоминать, так, чтобы потом захотелось снова встретиться... Много ли надо?

Друзья, вспомните, что вы с Морского космического флота, что вам есть чем гордиться. И храните эту гордость. И солидарность

 

Май 2012




Ветеранам Морского космического флота

 

Примите поздравления с ДНЁМ КОСМОНАВТИКИ,
с годовщиной первого полёта человека вокруг Земли.

Вместе с вами мы гордимся тем, что первым, кто увидел Землю из Космоса, был гражданин нашей Родины - Юрий ГАГАРИН.

Вместе с вами мы гордимся тем, что причастны к истории отечественной космонавтики. Ведь Вам выпало служить и работать на судах Морского космического флота, обеспечивая бесперебойное управление космическими аппаратами.

Сохраняйте память о годах, проведённых в Океане. Передавайте своим сыновьям и внукам то лучшее, что вы там приобрели - чувство долга и ответственности, чувство товарищества и взаимовыручки.

Здоровья вам и крепости духа. Вместе будем надеяться на лучшее.

Памятная грамота ветерану >>

 

Апрель 2012




4 апреля 2012 года, после тяжёлой продолжительной болезни, на 85-ом году жизни скончался Виталий Георгиевич БЕЗБОРОДОВ - капитан 1 ранга, командир 9-го Отдельного морского командно-измерительного комплекса (Службы космических исследований Отдела морских экспедиционных работ АН СССР).

Имя Виталия Георгиевича Безбородова неразрывно связано со становлением и успехами Службы космических исследований.

С 1963 по 1983 год Виталий Георгиевич Безбородов командовал Морским космическим флотом СССР - группировкой научно-исследовательских судов, которые, находясь в Океане, осуществляли сопровождение полётов практически всех космических аппаратов, запускавшихся в СССР.

Организаторские способности Виталия Георгиевича отмечены государственными наградами: Государственной премией СССР, орденом "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР". Решением Президиума Федерации космонавтики России ему присвоено почётное звание "Ветеран космонавтики России". Решением Президиума Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского В.Г.Безбородову  присвоено звание Почётного академика Российской академии космонавтики.

Ветераны Морского космического флота будут хранить память о своём командире

 

Апрель 2012



Женщина на корабле – к чему бы это?

 

Что происходит, когда на палубу корабля ступает женщина? На палубу корабля, где сплошь - крутые мареманы, у которых молодость кипит, глаза горят, а речь изобилует словами малопривычными для нежного женского уха? На палубу корабля, которому предстоит отмахать не одну тысячу миль в океанах того и этого света и выстоять не в одном шторме?

А происходит то, что корабль оказывается населён джентельменами. Мужчинами, которых женское присутствие на борту преображает, делает их обходительными, заботливыми и внимательными, способными оградить женщину от неприятноятей и невзгод морской жизни. И рейс, даже самый длительный, становится не таким тягостным, когда женщина – на борту.

Женщина на корабле - это к добру.

 

Март 2012




Мы это заслужили!

5 марта 2012





Все на выборы!

 

Председатель нашего колхоза выставляет свою кандидатуру на очередной срок. То ли третий, то ли четвёртый.

Ну да, есть у него мелкие недостатки. Не может отчитаться о проделанной работе. Бюджет израсходован непонятно куда и как. "Вертикаль" у него не стоит. В правлении какие-то блатные тусуются. Руководимая им партия оказалась плохая, неправильная. Ну и пёс с ней, можно собрать другую.

Зато теперь у него есть программа: "Колхоз будет сильный и богатый"! Непонятно, как, да ладно, сойдёт и так. Главное, он на самолётах летает и в море ныряет.

Ну, как? Выберем его? А то ведь говорят, что если выберут кого-то другого, то всё, хана - чужой колхоз нас захватит.

Так что, голосуйте правильно, #$%^&*!

 

Февраль 2012




День защитника Отечества

 

День 23-го февраля был обставлен всякими правдами и неправдами. Бог с ней, датой, но то, что есть праздник, посвящённый защитникам Отечества – это правильно.

"Защитникам" – это значит, мужчинам и женщинам (да-да, именно так!), которые воевали на фронтах Отечественной войны, военнослужащим и ветеранам Советской и Российской армии и флота. Проливавшим кровь и готовых жертвовать жизнью за Родину, за Отечество.

И пусть никогда наши армия и флот не воюют со своим народом. Ведь Родина и Отечество – это то, что нам ближе всего. Это наш народ, наши родные и близкие, но не цари, вожди или прочие «лидеры».

С праздником!

Февраль 2012



Проводим год прошедший и скажем ему: "Прощай! Кого-то ты огорчил, кого-то обрадовал. Но ведь ты и не мог быть для всех одинаковым. Ну, прощай!" Первый тост - за него, за год прошедший.

А потом зададим вопрос самим себе: "Я - человек взрослый, самостоятельный. Сам выбрал, как жить и куда идти. Что там, за кормой? Родине долг отдал. Детям дорогу проложил. Дом построил, дерево посадил. Что дальше? На печку?"

Ну уж, нет! Морякам такое неприлично. Пока есть силы и горшок варит, грех уходить с курса. Мы им ещё покажем! Второй тост - за дружбу, за здоровье и крепость флотского духа!

А третий тост - сами понимаете, за кого. Чтобы служили они Родине верно и служилось им хорошо. Чтобы Океан был тихим. Чтобы небо было ясным. Чтобы боевые тревоги заканчивались оценкой "отлично", а тревоги домашних на берегу - заканчивались возвращением корабля домой.

С Новым Годом!

 

Декабрь 2011




14 декабря. Умер Борис Черток

 

На 100-м году жизни в Москве скончался Борис Черток – российский ученый, конструктор, сподвижник Сергея Королева, академик РАН, доктор технических наук.

В 1951 году Борис Черток стал начальником отдела систем управления ОКБ-1 НИИ-88, главным конструктором которого был С.П.Королёв. С 1974 года - заместитель генерального конструктора НПО "Энергия" по системам управления. Борис Черток работал в этой организации до самой смерти, занимая последний годы должность главного научного консультанта президента РКК "Энергия".

Из одного из последних интервью Б.Чертока:

"Для того чтобы российская космонавтика вошла в будущем в первую пятерку, необходимы жесткие социально-политические реформы. И не только ради космонавтики"

 

Декабрь 2011



Очень хочется думать, что воля народа - ЗАКОН

 

Интересно, научились ли чему-нибудь мы, граждане России, за последние 20 лет?

Научились ли мы думать самостоятельно? И вообще - думать?
Распознавать бывшую номенклатуру "во власти"?
Различать ложь и правду, сравнивать обещанное и выполненное?
Научились ли уважать самих себя и пользоваться своим правом выражать своё мнение не на кухне или в курилке, а у избирательной урны?

4-го декабря нам предоставляется возможность это проверить.

Я не хочу агитировать за кого-либо.
И обращаюсь не к жуликам и ворам, а к вам - честному, но молчаливому большинству: просто придите на избирательный участок и проголосуйте.

Проголосуйте сами. Не отдавайте своё право голоса "кому-то" чужому.
Иначе этот чужой вместе со вашими правами однажды заберёт у вас и свободу.

 

Декабрь 2011




70 лет назад. Таллинский прорыв

 


В память русских моряков в 1911 году
на Адмиралтейском канале в Санкт-Петербурге
был построен Храм Спасения на Водах.
На его стенах поимённо были названы погибшие
русские моряки за всё время существования
российского флота.
В 1932 году храм был уничтожен, как мешавший
расширению Адмиралтейского завода.
Сейчас на месте разрушенного храма стоит часовня

28-29 августа 1941 года происходил прорыв основных сил Балтийского флота и сухопутных войск из Таллина в Кронштадт.

Фашисты окружили Таллин. 27-го Командующий Балтийским флотом вице-адмирал В.Ф.Трибуц отдал приказ на отход войск и их посадку на корабли Балтийского военно-морского флота, остававшиеся к тому времени в военно-морской базе, на транспортные и пассажирские суда. Вместе с войсками эвакуировалось большое количество госслужащих, офицерских семей, партработников и т.п. Всего, по очень приблизительным подсчётам, корабли приняли на борт ок. 30 тыс. военнослужащих и до 15 тысяч - гражданских. Точное число неизвестно.

28-го в 17:00 флот начал движение, растянувшись в линию длиной более 15 миль. Скорость определялась скоростью тральщиков, до 6 узлов - путь в Кронштадт закрывали минные заграждения, положение которых было известно плохо. Под артиллерийским огнём с берега, под атаками авиации противника и на минах начались потери. Боевые корабли ничем не смогли помочь гражданским. В неразберихе гибли суда, гибли люди. На ночь Трибуц приказал стать на якорь а с наступлением рассвета 29-го боевые корабли главных сил, прикрытия и арьергарда снялись с якоря и полным ходом, до 27 узлов, ушли на Кронштадт. Противник начал истребление оставшихся без тральщиков и без прикрытия судов.

Продолжение >>

К 23:00 29-го атаки прекратились. К островам Финского залива - Вандло, Гогланд начали подходить баржи, снимать спасшихся на берегу людей. Оставшихся в воде, на обломках, в мазуте спасли далеко не всех, некогда было - в ночь с 29-го на 30-е разыгрался сильный шторм, а утром снова появилась авиация противника.

Поставленную перед ним задачу Командующий флотом выполнил: основные силы военно-морского флота, с потерями, но дошли до Кронштадта. В июле 44-го вице-адмирал Трибуц был награждён орденом Ушакова 1-й степени №1 - высшей советской флотской наградой времён Великой Отечественной войны...

Живыми закончили переход около 12-13 из 30 тыс. военнослужащих.
Гражданских - живых и погибших, никто не считал.

Из донесения немецкой авиаразведки: "Вся поверхность Финского залива до острова Гогланд представляет из себя огромное сплошное пятно мазута, в котором плавают обломки и трупы"

Отвлечение 1

В русско-японской войне, в сражении у о.Цусима 14-15 (27-28) мая 1905 года, 2-я Тихоокеанская эскадра под командованием вице-адмирала З.П.Рожественского потерпела сокрушительное поражение от Императорского флота Японии.
Потери Русского флота убитыми и утонувшими - 5045 человек из 16170.
В Особом присутствии военно-морского суда вице-адмирал З.П.Рожественский был признан невиновным ввиду его неспособности осознавать происходящее из-за тяжёлого ранения. (Википедия)

Отвлечение 2

Советская историческая "наука" настолько хорошо отработала приёмы сокрытия правды и пустила такие глубокие корни в нынешнем времени, что до сих пор многие эпизоды войны 1941-45 годов остаются для нас загадкой. Современные авторы наперебой спорят, что такое "Таллинский переход" - умелая операция по выводу войск и флота из осады или преступление, совершившееся вследствие бездарности командования. Мемуаристы высокого ранга, руководители прорыва, не говорят всей правды (В.Ф.Трибуц, Ю.А.Пантелеев). Очевидцы рангом пониже знают не многое. Современные исследователи в золотых погонах (Р.А.Зубков), умело манипулируя цифрами, "хранят честь мундира". Официальные издания обходятся короткими общими фразами. В противовес им писатели (И.Бушков, А.Платонов, В.Доценко) дают собственные развёрнутые версии событий. Читателям остаётся читать и перечитывать разные источники, включать мозг и здравый смысл. Оценивайте сами, насколько высока была организация управления флотом и насколько умелы морские командиры. Решайте, много это или мало - десяток-другой тысяч жизней, погибших в водах Финского залива в августе 41-го и имена многих из которых остались неизвестны.

Бесспорно лишь одно - заслуживают уважения рядовые солдаты и матросы, в нечеловеческих условиях выстоявшие и победившие в той кровавой, страшной мясорубке.

 

Август 2011



Награда

 

Не так давно мне её вручил от имени Клуба ветеранов МКФ Олег Максимович Павленко, в обстановке своего тихого небольшого кабинета.

Не медаль, конечно, но юбилейный нагрудный знак к 50-летию полета Юрия Гагарина, выпущенный Федерацией космонавтики России.

Приятно, что труд по созданию сайта, посвящённого НИС "Космонавт Георгий Добровольский", был замечен. Что сайт посещают и в сети на него уже ссылаются. Приятно, что пусть не так много, как хотелось бы, но есть посетители на форуме.

Приятно, что есть люди, помогающие по крупицам восстановить историю судна, вспомнить имена тех, кто работал на нём, присылающие фотографии, схемы, документы. Люди, неравнодушные и отзывчивые.

Без вас, моих друзей и товарищей, без вашей помощи, сайт вряд ли продержался бы и полгода.

Спасибо!

 

Август 2011




День Военно-Морского Флота

 

В день Святого Пантелеймона, 27 июля (7 августа) 1714 г. русский флот одержал при Гангуте свою первую победу. Тогда Петр Первый и указал: ежегодно 27 июля отмечать праздник флота торжественными богослужениями, морскими парадами и фейерверками. В октябре 1917 г. праздник отменили.

День Военно-Морского Флота был снова установлен постановлением Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) 22 июня 1939 года и с тех пор отмечается в последнее воскресенье июля. В 1980-м - Президиум Верховного Совета СССР, а в 2006-м - В.В.Путин объявили этот день памятным.

В наше время День Военно-Морского Флота непонятно почему называют ещё и праздником Нептуна. При всём уважении к Богу Морей, думаю, что люди, отождествляющие эти два праздника, просто не отличаются умом.

Не нужно также считать этот день днём рождения российского флота. Рождение флота мы привыкли связывать с именем Петра I, но и это неверно - российский флот строился и до него. Принято же считать днём рождения российского флота 20 октября 1696 года, когда Боярская Дума подтвердила его необходимость словами "Морским судам быть".

Продолжение >>

История Российского Военно-морского флота – полосатая. Это история становления и стремительного взлёта. История славных побед и достижений, забвений и поражений.

Первые победы флота – это эпоха Петра Первого. Это Гангут. Это верфи в Воронеже, Архангельске и Санкт-Петербурге.

При Елизавете и Екатерине Великой Российский флот, одержав ряд блистательных побед, закрепился на Чёрном море и вышел в Средиземное. При Павле Первом и Александре Первом Российский флот совершал чудеса в сражениях на Средиземном море, принося славу русским морякам и вызывая уважение к Андреевскому флагу.

В первой половине XIX века русские военные флотоводцы совершили множество географических открытий и исследований – Антарктида, острова в Южном и Тихом океане, Курильские острова.

Далее – чёрная полоса. Застой в годы Николая I и поражение в Восточной (Крымской) войне. Энергичное строительство броненосного флота на рубеже XIX и XX веков и его гибель при Порт-Артуре и Цусиме. Снова - строительство, и снова - гибель в годы революции и Гражданской войны. Попытка восстановления флота в 30-е, проекты гигантских линкоров в 40-е. В годы войны флот, как мог, оказывал помощь сухопутным войскам. В 50-х - стал не нужен Хрущёву. Далее - неразбериха с программами строительства в брежневские и перестроечные годы. И наконец, начиная с 90-х – очередное его уничтожение, массовый распил кораблей и "бабла".

ВМФ России всё ещё силён своим подводным флотом. Но что ждёт его дальше?

Вспомним же победы - Гангут, Наварин, Чесму и Синоп, и поражения - Порт-Артур и Цусиму.
Вспомним имена Ф.Ф.Ушакова, Д.Н.Сенявина, П.С.Нахимова, И.Ф.Крузенштерна, М.П.Лазарева, Ф.Ф.Беллинсгаузена, Г.И.Невельского, С.О.Макарова...
Вспомним русских военных моряков, кровью и потом которых создавалась морская слава России.

 

Июль 2011



А Вы помните свой первый выход в рейс?

 

Я уже подзабыл. Всё как-то автоматически произошло, как во сне.

Работал себе спокойно в НИИ инженером, разрабатывал аппаратуру для военных, на хорошем счету... Однажды кто-то сказал, что на Торжковской, под вывеской "ИЗМИРАНа" по четвергам человек сидит, куда-то народ набирает, вроде бы на пароходы. Это рядом с моим домом. Заглянул, послушал, оставил заявление, сказали - через год жди ответа.

Через год звонит наш кадровик: "Зайди".
Спрашивает строго: "Письмо пришло из Москвы. Не передумал?". "Нет", говорю. Ну, и пошло: заявление, партком, райком. Везде одобрямс. 4-го июля (33 года тому назад!) - трудовая книжка на руки, на следующий день - уже в Москве, у Герасимова, на Комсомольском. Затем Владимир Михайлович Котов распределял нас - меня, Сашу Гольнева, Борю Федоровцева и Сергея Ладного по местам работы:

- Прощенко - в отдел связи!
- Я же подавал на телеметрию! Зря увольнялся?
- Р-р-р... Ладно, в телеметрию!

Дальше - прививки, беседа на Старой площади...
И через несколько дней - в порт, на борт "Добровольского". Всё необычно: порт, автобус от проходной, большой белый пароход у причала, на нём - всевозможные антенны, вахтенный у трапа, узкие коридоры, вахтенная рубка. Появляется вроде бы заспанный человек. Знакомимся - Горный Александр Михалыч. Инструктаж: вахты, каюта, столовая, гальюн. Всё. Дальше сами разберётесь. Рутина.

Продолжение >>

Где-то к осени народ начал прибывать.
Начальство, командиры в гражданке, молодые ребята с дембеля, по специальности, "старички" с АСК, с других судов. Несколько новичков, вроде меня, с гражданки, умеющих читать схемы и владеющих паяльником. Открыли лаборатории. Вместе с Валерой Шлыковым и Юрой Ларионовым начали осваивать УРТС-2. Всё сырое, чуть живое. Нужно тестировать, приводить в чувство. Кажется, в сентябре вышли на пару дней в Финский залив, для проверки приёмного комплекса и привода антенны - "Ромашки". Работали ночью. Качало. Уселся в кресле в лаб.6а (центр судна), так и проторчал там всю ночь.

А через месяц - полный состав на борту и выход в рейс. 14 октября 1978 года. Толком ничего не помню. Таможня, погранцы, буксиром оторвали от причала, на берегу провожающие кричат, "Добровольский" дал ход и понемногу пошёл. Мимо Лесного порта, 3-го района, вон там - Ждановский завод, вот Угольная гавань, бетонные буквы "Ленинград", впереди - Кронштадт, за ним - чужие страны, валюта, тропическое довольствие и тропическое небо в звёздах, океан и простор... На долгие месяцы.

Нырнул - плыви. Выплывешь, сработаешься, выдержишь - хорошо. Будешь моряком.

 

Июль 2011



40 лет со дня гибели экипажа "Союз-11"

 

30 июня 1971 года, при возвращении на Землю после 24-суточного полёта корабля "Союз-11" и успешной работы на первой в мире космической станции "Салют-1", погиб его экипаж - Георгий Тимофеевич Добровольский, Владислав Николаевич Волков и Виктор Иванович Пацаев.

До чего же самоотверженные и рисковые люди были - космонавты 60-х и 70-х! То были не туристы, летающие сейчас на МКС за деньги, и не трудяги, выполняющие на орбите одну рутинную работу за другой. То были испытатели, постоянно рискующие жизнью.

Академик Борис Черток высказался, что "Восток", на котором летал Юрий Гагарин, сейчас он ни за что не выпустил бы. Так и экипаж "Союза-11" - полетел испытывать первую и совершенно "сырую" орбитальную станцию.

Они стали первыми, кто проработал на орбите почти месяц, борясь с неисправностями, с возгоранием, а также с психологической несовместимостью - каждый со своим характером! И они же испытали на себе, каково летать без скафандров, когда техника в любой момент может подвести, но партия сказала - "надо!"

Память Героям!

 

Июнь 2011




Что мы празднуем 12 июня?

 

Указом госп. Ельцина, с 94-го - это государственный праздник, "День принятия декларации о государственном суверенитете России", подписанной в 90-м тем же Ельциным.

Этот день называли по-всякому - "День независимости" (от кого-то), "День суверенитета". Всё это было совершенно непонятно, поэтому Ельцин в 98-м приказал - "Баста, назовём - День России". Однако в народе для него до сих пор нет устойчивого названия и значения.

По словам Путина, "С этого документа начался отсчет нашей новой истории. Истории демократического государства, основанного на гражданских свободах и верховенстве закона. А его главный смысл - это успех, достаток и благополучие граждан".

Каковы итоги двадцати лет этой "новой истории"?

Развал Советского Союза, усиление национальной розни, чечня, терроризм и бандитизм, власть чиновников и коррупция, избирательность законов, застой в науке и экономике, бедность масс и богатство экс-номенклатуры...

Зато наши президент и премьер хорошо смотрятся в кругу "двадцаток", "восьмёрок" и "шестёрок". Есть свобода перемещения и проживания некоторых граждан за рубежом, свобода оттока капитала и притока ширпотреба и продуктов.

Конечно, мы можем гордиться, что живём в самостоятельном пока государстве и у нас есть Гимн и Герб.

А чем ещё?..

 

Июнь 2011




Помни!

 

Вот и ещё один год прошёл со Дня победы над фашистами - 9 мая 1945 года

Сражаясь на земле, в небе и на море, работая в полях и у станков, родные и близкие нам люди каждый день совершали подвиг. И победили.

За что или за кого они сражались? За нас, за наше с тобой будущее, которое виделось им счастливым.

Сколько их полегло на фронте, погибло в бомбёжках, в лагерях - тех и этих? Помнишь ли ты о них? Сколько их, прошедших войну, осталось ныне? Как их здоровье? Не нужна ли им твоя помощь?

Позвони деду, бабушке, поздравь! Пожелай здоровья живым. Они переживают за тебя.
Загляни на могилу, положи цветы, выпей за тех, кого нет среди живых! Они смотрят на тебя.

О моих отце и маме >>

 

Май 2011




Первое мая - "День весны и труда"

 

А до 1992 года он у нас назывался - "День международной солидарности трудящихся".

Это название было вполне увязано с конкретным событием. В конце XIX века рабочее движение выдвинуло в качестве одного из основных требований введение восьмичасового рабочего дня. 1 мая 1886 года социалистические, коммунистические и анархические организации США и Канады устроили ряд митингов и демонстраций. При разгоне такой демонстрации в Чикаго 4 мая, погибло шесть демонстрантов.

Первого мая во всех городах Советского Союза происходили праздничные демонстрации и гуляния. На улицу выходили тысячи людей. Выходили семьями. Выходили с товарищами по работе. Было море цветов и флагов. Было весело, радостно. Это действительно был праздник - и весны, и труда.

С приходом "демократии" о солидарности трудящихся решили не вспоминать. Более того, бывший активист-комсомолец господин Прохоров активно проталкивает идею о снятии ограничения на продолжительность рабочего дня.

Так что порадуемся весне, которую ещё не отменили

 

Май 2011




Тема года - полёт Юрия Гагарина

 

Пятьдесят лет - как давно это было! Первый человек в Космосе! Наш! Советский! Сколько эмоций - радости, гордости, уважения к своей стране это событие вызвало у нас, граждан Советского Союза! Мы сделали это! Это сделали МЫ!

Все уже привыкли к тому, что космос освоен, люди постоянно работают на МКС, спутники обеспечивают нас связью и сотнями ТВ-каналов, у каждого автомобилиста - GPS.

Полёт Гагарина стал давней историей. Кто-то из посетителей нашего форума, возможно, помнит те дни. А кто-то - лишь слышал, что да, был такой человек - Гагарин, кажется летал куда-то...

Хотелось бы, чтобы эту историю знали и помнили наши дети - ею можно гордиться. Она создавалась творческой мыслью и самоотверженным трудом наших, советских людей.

 

Апрель 2011




Вы - особые люди.

То, чем вы занимались в годы работы на судах СКИ ОМЭР, - теперь редкий вид деятельности. Ваши знания и умения, ваше мастерство, проявленное в работе по космическим объектам, неоценимо. Закалка, которую вы приобрели, чувство долга и товарищества, которые вы испытали в долгих рейсах - им может позавидовать любой нынешний молодой человек. Память о годах в океане в тесном кругу таких же, как вы - особая ценность, которую надо сохранить и передать детям, внукам.

Здоровья вам и бодрости!

 

Январь 2011


2023-2019 | 2018-2014 | 2013-2011