Флот космической службы
в вопросах и ответах
"Флот космической службы", "Морской космический флот", корабли "Звёздной флотилии", плавучие измерительные пункты, Что это за флот? Что за суда? Мало кто знал об их существовании, пока они существовали. А теперь и подавно. Вопросов много. Попытаюсь ответить кратко:
- Что это за флот?
- Какие суда входили в этот флот?
- Как они выглядели?
- Когда и зачем этот флот был создан?
- Какие задачи решал этот флот?
- Полёт каких космических аппаратов сопровождали суда этого флота?
- Где, в каких районах Океана этот флот работал?
- Кто работал на этих судах?
- Сколько времени продолжались рейсы этих судов?
- В какие зарубежные порты заходили суда этого флота?
- Существует ли этот флот сейчас?
- Есть ли альтернатива этому флоту?
- Существуют ли подобные суда в других странах?
- В дополнение
1. Что это за флот?
Речь идёт о флоте Службы космических исследований Отдела морских экспедиционных работ Академии наук СССР (СКИ ОМЭР АН СССР).
Суда этого флота ходили под вымпелом Академии наук, но фактически входили в состав
2. Какие суда входили в этот флот?
За всё время существования этого флота он насчитывал 17 научно-исследовательских судов:
Вымпел и эмблема АН СССР
- "Краснодар"
- "Ворошилов" (с 1962 г. – "Ильичёвск")
- "Долинск"
- "Аксай"
- "Ристна"
- "Бежица"
- "Космонавт Владимир Комаров"
- "Боровичи"
- "Кегостров"
- "Моржовец"
- "Невель"
- "Академик Сергей Королёв"
- "Космонавт Юрий Гагарин"
- "Космонавт Владислав Волков"
- "Космонавт Павел Беляев"
- "Космонавт Георгий Добровольский"
- "Космонавт Виктор Пацаев"
3. Как они выглядели?
Первые 6 судов, что начали работу до 1967 года, выглядели, как обычные торговые, грузовые суда. Суда, построенные начиная с 1967-го, существенно от них отличались. Их внешний вид явно выдавал необычность назначения и тем привлекал к себе публику в портах захода.
4. Когда и зачем этот флот был создан?
Этот флот начал создаваться в 1959 г. по инициативе С.П.Королёва в связи с подготовкой к запускам первых автоматических межпланетных станций типа "Марс" и "Венера", а также пилотируемого космического корабля "Восток".
К тому времени на территории СССР уже было построено 13 наземных измерительных пунктов – НИПов, контролировавших испытательные запуски межконтинентальных баллистических ракет и полёты первых искусственных спутников.
Зачем же понадобились ещё и плавучие измерительные пункты?
Причин несколько:
- НИПы "видят" космические аппараты (КА), находящиеся на орбите, лишь пока они пролетают над ними. Например, с территории России из 16 суточных витков полёта МКС видны 10-11, а на каждом них – 10-20 минут. Итого: 1,5-3,5 часа в сутки.
- при спуске с орбиты пилотируемых космических кораблей наиболее ответственные моменты полёта - торможение и разделение отсеков - происходят вне зоны видимости НИПов.
- запуски межпланетных станций и большинства спутников проходят поэтапно: ракета-носитель выводит КА на опорную орбиту, затем включается разгонный блок и переводит КА на другую траекторию. Таких включений разгонного блока может быть несколько. И не все из них видны с территории нашей страны.
5. Какие задачи решал этот флот?
Флот, находясь в любой точке Океана, мог сопровождать полёты космических аппаратов и решать четыре задачи:
- поддержание речевой и телевизионной связи экипажа космического аппарата с Центром управления полётом
- телеметрические измерения – приём и обработка данных о состоянии бортовых систем космических аппаратов, о режимах их работы, о состоянии электропитания, о состоянии здоровья космонавтов и т.п.
- траекторные измерения – вычисление параметров орбиты космического аппарата
- управление космическим аппаратом
Как выглядит телеметрическая информация на экране монитора? О чём переговариваются космонавты с ЦУПом?
Посмотрите и послушайте тут >>
6. Полёт каких космических аппаратов сопровождали суда этого флота?
Флот участвовал во всех наиболее значимых событиях космических программ СССР:
- старт первой в мире автоматической межпланетной станции "Венера"
- первый в мире полёт человека в космическом пространстве – полёт Ю.А.Гагарина
- запуски автоматических станций к Луне, Венере и Марсу
- полёты долговременных обитаемых станций "Салют" и комплекса "Мир"
- испытания беспилотного орбитального ракетоплана БОР-4
- испытательный пуск тяжёлой ракеты-носителя "Энергия"
- полёт многоразового космического корабля "Буран"
Флот был причастен к большинству запусков на орбиту спутников связи "Молния", "Радуга", "Горизонт", к запускам спутников военного и научного назначения. К сожалению, ему не пришлось в полную силу поработать в советской программе лунных пилотируемых полётов, хотя именно для неё в 1967-71 гг. были введены в строй 7 специализированных судов.
7. Где, в каких районах Океана этот флот работал?
Флот работал во всех океанах Земли, кроме Северного ледовитого
- Южная и Центральная Атлантика, Средиземное море – сопровождение "вторых стартов" космических аппаратов, а также космических кораблей во время торможения и спуска с орбиты
- Атлантика у побережья США и Канады – наблюдение и управление космическими аппаратами на "глухих" витках, не видимых НИПам
- Индийский океан – подъём с поверхности океана аппарата "Зонд-5" после облёта Луны и беспилотных орбитальных ракетопланов БОР-4
- Тихий океан – наблюдение за космическими аппаратами на "глухих" витках, сопровождение полёта многоразового космического корабля "Буран"
8. Кто работал на этих судах?
На каждом из этих судов работали экипаж и экспедиция. Экипажи набирались из наиболее опытных моряков Черноморского и Балтийского пароходств. В состав экспедиции входили офицеры и гражданские инженеры и техники, служащие Советской армии, в большинстве – с опытом работы на НИПах, с высшим и средним специальным образованием в области радиотехники и электроники.
Численность экспедиций – от 10-15 человек на самых первых судах, до ~200 человек – на больших.
9. Сколько времени продолжались рейсы этих судов?
Средняя продолжительность рейса – 6-7 месяцев.
Наибольшая продолжительность одного рейса:
– 331 суток (НИС "Кегостров", 12-й рейс, 1977-78 гг.)
– 330 суток (НИС "Невель", 2-й рейс, 1968-69 гг.)
– 328 суток (НИС "Академик Сергей Королёв", 15-й рейс, 1983-84 гг.)
10. В какие порты заходили суда этого флота? И зачем?
В длительных рейсах примерно раз в месяц требуется пополнение запасов топлива, воды, продовольствия. При этом люди в течение 2-3 дней получают возможность потоптать твёрдую землю, отдохнуть на берегу.
Куда заходили?
В Европе: | Дания, Германия, Нидерланды, Бельгия, Болгария, Франция, Финляндия, Швеция, Португалия, Гибралтар, Испания (Канарские о-ва ) |
В Америке: | Канада, Куба, Мексика, Бразилия, Уругвай, Аргентина, Чили, Перу, о-ва Кюрасао, Барбадос и Мартиника |
В Африке: | Марокко, Кения, Сенегал, Конго, Того, Дагомея, Сеута, Берег Слоновой Кости, Либерия, Сьерра-Леоне, |
В Азии: | Индия, Цейлон, Йемен, Сингапур, Бангладеш |
Крайняя западная (или восточная?) точка, где побывали наши суда - Новая Зеландия.
Наверняка, что-то пропущено. Да! В Антарктике не были!
11. Существует ли этот флот сейчас?
Нет. Из 11 существовавших к 1990 году судов, осталось одно – НИС "Космонавт Виктор Пацаев",
Остальные 10 были проданы на слом в течение 1990-2005 гг.
12. Есть ли альтернатива этому флоту?
Альтернатив три:
- спутники-ретрансляторы
- измерительные пункты на территории других стран
- мобильные измерительные пункты
По п.1:
В 2015 г. Роскосмос ввёл в эксплуатацию систему из трёх спутников-ретрансляторов "Луч-5" на геостационарной орбите. Они способны поддерживать связь российского сегмента МКС и космических кораблей "Союз" и "Прогресс" с ЦУПом.
Однако
- неизвестно, могут ли "Лучи" снабжать ЦУП информацией с космических аппаратов во время "второго старта" и тем более – с межпланетных станций. "Космонавт Юрий Гагарин" и "Академик Сергей Королёв" – могли
- спутники связи весьма недёшевы, а срок экспуатации – ограничен
- насколько они защищены от средств ЭРБ – неизвестно.
По п.2:
В отличие от американцев, у России нет НИПов за рубежом. Для их размещения нужны хорошие отношения со странами и хорошие деньги. У Китая, видимо, есть и то, и другое
По п.3:
Мобильные измерительные пункты (МИПы) разработаны и существуют. Но не каждая страна позволит ввозить их на свою территорию. Другое решение - погрузить МИП на судно.
МИП морского базирования (МИП МБ) производства НПО Измерительной Техники прошёл испытания в Японском море на борту ледокола "Адмирал Макаров, а также В 2022 году на Балтике.
Однако неизвестно, могут ли МИПы выполнять управление космическими аппаратами, способны ли они сопровождать полёты межпланетных КА, включая полёты КА объявленной в России Лунной программы.
Вывод: специализированные суда космической службы нужны!
В 2016 году в сети появилась информация, что разработка такого судна начата (проект 18290 "Буер"). Учитывая уровень современного судостроения и радиоэлектроники, новые суда и радиотехнические средства могут быть надёжнее, проще и экономичнее в эксплуатации, чем те, что создавались в СССР полвека назад.
13. Существуют ли подобные суда в других странах?
Да. В США начиная с 1960 г. года существовало в общей сложности 25 судов, способных сопровождать космические программы. Сейчас (2023 г.) используется один: "Howard O. Lorenzen" (T-AGM-25)
Китай активно использует в настоящее время (2023 г.) четыре судна: "Yuanwang-3" "Yuanwang-5", "Yuanwang-6" и "Yuanwang-7".
Франция имеет судно "Monge".
Индия объявила о вступлении в строй собственного корабля - VC-11184.
В этих странах считают, что специализированные суда космической службы им нужны.
14. В дополнение. Презентации и доклады о флоте космической службы
- Москва, 2016 г. Доклад на Королёвских чтениях >>
- Калининград, 2017 г. Презентация для участников конференции по экологии >>
- Калининград, 2018 г. Презентация к 60-летию 1-го искусственного спутника Земли >>
- Санкт-Петербург, 2021 г. Презентация "Библионочь-2021" >>
- Презентация для молодёжи. 2022 г. >>