"Морской космический флот"
в вопросах и ответах

"Морской космический флот", корабли "Звёздной флотилии", плавучие измерительные пункты, суда космической службы - такие названия изредка проскакивают в сети. Что это за флот? Что за суда?

Мало кто знал об их существовании, пока они существовали. А теперь и подавно.

Вопросов много. Попытаюсь ответить кратко:


1. Что это за флот?

Речь идёт о флоте Службы космических исследований Отдела морских экспедиционных работ Академии наук СССР (СКИ ОМЭР АН СССР).

Суда этого флота ходили под вымпелом Академии наук, но фактически входили в состав в/ч 26179, иначе - в 9-й Отдельный морской командно-измерительный комплекс (9 ОМКИК) в составе Командно-измерительного комплекса, подчинённого Главному управлению космических средств Министерства Обороны СССР.


2. Какие суда входили в этот флот?

За всё время существования этого флота он насчитывал 17 научно-исследовательских судов:



Вымпел и эмблема АН СССР

"Краснодар""Космонавт Владимир Комаров"

3. Как они выглядели?

Первые 6 судов, что начали работу до 1967 года, выглядели, как обычные торговые, грузовые суда. Суда, построенные начиная с 1967-го, существенно от них отличались. Их внешний вид явно выдавал необычность назначения и тем привлекал к себе публику в портах захода.



4. Когда и зачем этот флот был создан?

Этот флот начал создаваться в 1959 г. по инициативе С.П.Королёва в связи с подготовкой к запускам первых автоматических межпланетных станций типа "Марс" и "Венера", а также пилотируемого космического корабля "Восток".

К тому времени на территории СССР уже было построено 13 наземных измерительных пунктов – НИПов, контролировавших испытательные запуски межконтинентальных баллистических ракет и полёты первых искусственных спутников.

Зачем же понадобились ещё и плавучие измерительные пункты? Причин было две.

Зоны радиовидимости НИПов России - 10-11 витков  из 16, не более 20 минут на каждом
Зоны радиовидимости НИПов

Первая:

НИПы "видят" космические аппараты, находящиеся на орбите, лишь пока они пролетают над ними. Например, с территории России из 16 суточных витков полёта МКС видны 10-11 (без "Пацаева" - 10), а на каждом из этих 10-11 витков – 10-20 минут, при том, что один виток длится ок. 90 минут.

Вторая:

След траектории вывода КА на геостационарную орбиту. Участки траектории, видимые НИПам, выделены красным цветомВывод КА на геостационарную орбиту
Вывод КА на геостационарную орбиту, "второй старт"
© ГКНПЦ и ЦУП

И тогда, и сейчас запуски межпланетных станций и большинства спутников проходят поэтапно: вывод на опорную орбиту, а затем – т.н. "второй старт", когда включается разгонный блок и переводит космический аппарат на заданную траекторию. Если включения разгонного блока происходят над Атлантикой, НИПы их "не видят". Не видят они и работу тормозной двигательной установки при спуске с орбиты космических кораблей.



5. Какие задачи решал этот флот?

Сеанс связи с КА
Сеанс связи с КА

Флот, находясь в любой точке Океана, мог сопровождать полёты космических аппаратов и решать четыре задачи:

  • поддержание речевой и телевизионной связи экипажа космического аппарата с Центром управления полётом
  • телеметрические измерения – приём и обработка данных о состоянии бортовых систем космических аппаратов, о режимах их работы, о состоянии электропитания, о состоянии здоровья космонавтов и т.п.
  • траекторные измерения – вычисление параметров орбиты космического аппарата
  • управление космическим аппаратом


6. Полёт каких космических аппаратов сопровождали суда этого флота?

Флот участвовал во всех наиболее значимых событиях космических программ СССР:

"Буран"
"Буран"
  • старт первой в мире автоматической межпланетной станции "Венера"
  • первый в мире полёт человека в космическом пространстве – полёт Ю.А.Гагарина
  • запуски автоматических станций к Луне, Венере и Марсу
  • полёты долговременных обитаемых станций "Салют" и комплекса "Мир"
  • испытания беспилотного орбитального ракетоплана БОР-4
  • испытательный пуск тяжёлой ракеты-носителя "Энергия"
  • полёт многоразового космического корабля "Буран"

Флот был причастен к большинству запусков на орбиту спутников связи "Молния", "Радуга", "Горизонт", к запускам спутников военного и научного назначения. К сожалению, ему не пришлость поработать в советской программе лунных пилотируемых полётов, хотя именно для неё в 1967-68 гг. были введены в строй 5 специализированных судов.



7. Где, в каких районах Океана этот флот работал?

Флот работал во всех океанах Земли, кроме Северного ледовитого

Районы работы судов СКИ ОМЭР
Районы работы судов
СКИ ОМЭР
  • Южная и Центральная Атлантика, Средиземное море – сопровождение "вторых стартов" космических аппаратов, а также космических кораблей во время торможения и спуска с орбиты
  • Атлантика у побережья США и Канады – наблюдение и управление космическими аппаратами на "глухих" витках, не видимых НИПам
  • Индийский океан – подъём с поверхности океана аппарата "Зонд-5" после облёта Луны и беспилотных орбитальных ракетопланов БОР-4
  • Тихий океан – наблюдение за космическими аппаратами на "глухих" витках, сопровождение полёта многоразового космического корабля "Буран"


8. Кто работал на этх судах?

В лаборатории первичной обработки телеметрии
В лаборатории первичной
обработки телеметрии

На каждом из этих судов работали экипаж и экспедиция. Экипажи набирались из наиболее опытных моряков Черноморского и Балтийского пароходств. В состав экспедиции входили офицеры и гражданские инженеры и техники, служащие Советской армии, в большинстве – с опытом работы на НИПах, с высшим и средним специальным образованием в области радиотехники и электроники.

Численность экспедиций – от 10-15 человек на самых первых судах, до ~200 человек – на больших.



9. Сколько времени продолжались рейсы этих судов?

Средняя продолжительность рейса – 6-7 месяцев.
Наибольшая продолжительность одного рейса – 329 суток (НИС "Невель", 1968-69 гг.)



10. В какие порты заходили суда этого флота? И зачем?

В длительных рейсах примерно раз в месяц требуется пополнение запасов топлива, воды, продовольствия. При этом люди в течение 2-3 дней получают возможность потоптать твёрдую землю, отдохнуть на берегу.

Куда заходили?

В Европе: Дания, Германия, Нидерланды, Бельгия, Болгария, Франция, Финляндия, Швеция, Португалия, Гибралтар, Канарские о-ва
В Америке: Канада, Куба, Мексика, Бразилия, Уругвай, Аргентина, Чили, Перу, о-ва Кюрасао, Барбадос
В Африке: Кения, Сенегал, Конго, Того, Дагомея, Сеута, Берег Слоновой Кости, Либерия, Сьерра-Леоне, о-ва Маврикий, Кергелен, Св.Елены
В Азии: Индия, Йемен, Сингапур, Бангладеш

... наверняка, что-то пропущено. Да! В Антарктике не были!



11. Существует ли этот флот сейчас?

Нет. Из 11 существовавших к 1990 году судов, осталось одно – НИС "Космонавт Виктор Пацаев", с 2001 г. стоящее у причала Музея мирового океана в Калининграде и пока ещё работающее с МКС. Его судьба решается сейчас (2015 г.)

Остальные 10 были проданы на слом в течение 1990-2005 гг.



12. Есть ли альтернатива этому флоту?

Альтернатив три:

  1. спутники-ретрансляторы
  2. измерительные пункты на территории других стран
  3. мобильные измерительные пункты

По п.1: У России есть три спутника-ретранслятора "Луч", уже выведенные на геостационарную орбиту. Они способны поддерживать связь российского сегмента МКС и космических кораблей "Союз" и "Прогресс" с ЦУПом.


Спутник-ретранслятор
"Луч-5"

Однако,

  • из выступления В.Д.Благова, "Круглый стол" 19.04.2015: "Система ретрансляторов Луч в эксплуатацию ещё не запущена. Получаем информацию о работе двигателя путем доклада космонавтов на Международную космическую станцию, а со станции по спутнику-ретранслятору (американской системы TDRS) в ЦУП"
  • неизвестно, могут ли "Лучи" снабжать ЦУП информацией с космических аппаратов во время "второго старта" и тем более – с межпланетных станций. "Космонавт Юрий Гагарин" и "Академик Сергей Королёв" – могли
  • спутники связи весьма недёшевы, а срок экспуатации – ограничен
  • насколько они защищены от средств ЭРБ – неизвестно.

По п.2: В отличие от американцев, у России нет НИПов за рубежом. Для их размещения нужны хорошие отношения со странами и хорошие деньги. У Китая, видимо, есть и то, и другое


МИП МБ

По п.3: Мобильные измерительные пункты (МИПы) разработаны и существуют. Но не каждая страна позволит ввозить их на свою территорию. Другое решение - погрузить МИП на судно. В августе 2015 г. МИП морского базирования (МИП МБ) производства НПОИТ прошёл испытания в Японском море на борту ледокола "Адмирал Макаров. Обнадёживающая информация. Однако неизвестно, способны ли такие МИПы работать по "вторым стартам", могут ли они выполнять управление космическими аппаратами, и тем более - межпланетными.

Вывод: специализированные суда космической службы нужны!
И насколько известно, их проектирование уже ведётся.


13. Существуют ли подобные суда в других странах?

"Yuanwang-5"
"Yuanwang-5"

Да. В США начиная с 1960 г. года существовало 25 судов, способных сопровождать космические программы. Сейчас их 3, причём "Howard O. Lorenzen" вошёл в строй совсем недавно, в 2012 г.

Китай располагает в настоящее время (2016 г.) четырьмя судами: "Yuanwang-3" "Yuanwang-5", "Yuanwang-6" и "Yuanwang-7".

Франция имеет судно "Monge".

Эти страны считают, что специализированные суда космической службы им нужны.