Наша задача вывести «Невель» в заданные координаты в заданное время на заданный курс. Это такие координаты, такое время и такой курс, при которых космический объект пройдет через зенит. Тогда дольше всего возможно принимать его сигналы. Как только объект уйдет из радиовидимости, надо развернуть «Невель» курсом на Москву, на Центр управления полетом. Центр окажется на биссектрисе раструбов излучающих антенн. Мощный передатчик вышвырнет огромный радиоязык, язык облизнет бок планеты и донесет на кончике в Москву то, что несколько секунд назад сообщил объект, проносясь сквозь экваториальные созвездия над нашей головой. Вот и все. К приему и отдаче сигналов мы, моряки, никакого отношения не имеем. Чаще узнаем, с каким объектом работали, только из сообщения ТАСС на следующий день. Заповедь одна: не выходи на открытую палубу, когда молотит передатчик, то есть когда работают «рога».
...
На другой стороне планеты ракета успешно стартует и ложится на околоземную орбиту, а борьба с трансляционной установкой на борту бывшего лесовоза «Невель» еще в полном разгаре. Опять некоторая неравномерность научно-технической революции.
Сотрудник щелкает тумблерами и говорит в микрофон волевым, требовательным, мужественным голосом:
– Я «Рулевая»! «Девятый»! Ответьте! Проверяю связь!
Пауза. Шум волн. Поскуливает Пижон на кренах.
– Кой черт опять здесь собака? – интересуется капитан. – Спит этот кабысдох когда-нибудь?
Из трансляции:
– Я «Третий»! Слышу вас хорошо, «Рулевая»!
– Я «Рулевая»! Вызывал «Девятый», а не «Третий»! «Девятый», почему не отвечаете?
Гробовое молчание, шум волн. Голос капитана:
– Черт побери! Когда последний раз мыли окна в рубке? На стекле скоро селедки заведутся!
Слышится грохот открываемого окна, в рубку врывается дизельный выхлоп.
– "Рулевая"! Я «Четвертый»! Могу транслировать на «Девятый».
– "Рулевая"! «Четвертый», транслируйте «Девятому».
– Я «Шестой»! Почему мне надо транслировать на «Девятый»?
– Отставить, «Шестой»! Никто вас не вызывал!
До того как над горизонтом взойдет рукотворная звездочка, остается несколько минут. Руководители экспедиции начинают нервничать:
– Передайте «Девятому»! Немедленно восстановить связь!
– Я «Пятый»! Слышу отлично, «Рулевая»!
И так далее – все по Райкину. Включаюсь я, советую:
– Ребята, бросайте борьбу с техникой. От нашей рулевой до ваших хитрых постов максимум двадцать метров. В ремонте поставьте переговорные трубы, обыкновенные, старомодные – и дело будет в шляпе...
– Пошел к черту!
– Ребята, – говорю я. – Черта нет. И не будет. Напоминаю: еще Ной использовал переговорные трубы. На ковчеге. Предполагают, что он приспосабливал для этой цели хоботы слонов – отличная, надежная внутрисудовая связь...
– Отстань, бога ради!
– Бога, ребята, нет. И не будет. Не надейтесь.
...
Голос из чрева судна: «Ожидаемый сигнал должен появиться через три минуты!» Все пока идет хорошо, объект огибает планету, защелки и щеколды сработали нормально, ступени отвалились, штыри выскочили, передатчики излучают. Как чувствуют себя протоны и мезоны в условиях невесомости?
Низкая облачность. Звезд нет. Слабое иззаоблачное сияние Луны – она встает над горизонтом. Ветер пять баллов. Волна – четыре. Давление нормальное. Особых признаков погоды не наблюдается.
Над головой, на пеленгаторном мостике застонали подшипники антенн – разворачиваются. Антенна внизу справа наклоняется к горизонту, вытягивает щупальца-штопоры за борт. На витки ложится отблеск зеленого отличительного огня. В черном океане – полосы фосфоресцирующего свечения. Вполне научно-фантастическая картинка.
Бьет и бьет по перепонкам метроном. Воздушная тревога затянулась. Пик напряжения. Прожектора скрестились в одной точке, то есть все антенны направлены в одну точку на горизонте с правого борта.
– Там летит какой-нибудь парень? – спрашиваю я темноту, как когда-то спросил радист Камушкин.
– Нет.
«Внимание! Ожидаемый сигнал должен появиться через одну минуту!»
Ради праздного любопытства щелкаю секундомером – правильно сосчитали электронные машины?
Лает Пижон. Он чувствует общее напряжение.
На шестидесятой секунде: «Есть сигнал!»
Антенны вздрагивают и начинают медленно подниматься над океаном.
Чем ближе к зениту, тем быстрее. Объект пронзает Малого Пса, Змееносца, и Южную Рыбу, и Деву за пять минут.
– Курс на Москву!
– Есть курс на Москву! На румб тридцать восемь!
– Всем долой с палуб! Сейчас будут работать «рога»! Телеграф на «полный вперед». Счастливого возвращения, космическая крошка!
Прямо по носу – узкие переулки Арбата, нахальные ночные таксеры, зевающие милиционеры и пустые киоски "Союзпечати ".
Излученная из наших «рогов» радиоволна уже там.
А корабли проекта "Селена-М" были построены на основе уже действующих сухогрузов, не новых, насколько понимаю
Конецкого, слышал, флотские не слишком-то любят. Может потому, что - писатель, "белая ворона"? Всё, что внутри морского цеха, выдавал наружу? Без приукрас и соплей.
После армии, то ли в 70-м, то ли в 71-м, собрались мы, одногруппники по техникуму, в ресторане на Невском. Там я встретил своего товарища - Витю Иванченко. Оказалось, что работает он на научнике, на "Кегострове". Ходит в рейсы, то да сё, интересно...
... из книги Павленко.откуда у тебя такие пикантные подробности
– Курс на Москву!
– Есть курс на Москву! На румб тридцать восемь!
– Всем долой с палуб! Сейчас будут работать «рога»! ...
Прямо по носу – узкие переулки Арбата, нахальные ночные таксеры, зевающие милиционеры и пустые киоски "Союзпечати ". Излученная из наших «рогов» радиоволна уже там.
Связные КВ передатчики "Вяз‑2М‑ОП" с синтезаторными возбудителями (мощность в режиме А3Е – 2,5 кВт)
Это означает, что сигнал шел во все стороны?Направленности у диаграммы антенны «Вяза» практически не было.
Хм... А почему мы не облысели там?А на Селенах-2 стоит передатчик Р-652, который ... может выдавать по мощности до 12кВт
Ответ Александра Сычева:Хм... А почему мы не облысели там?
Да, с КВП.Я почти ничего не знаю про передатчик Р-652,хотя какое-то время работал в этой лаборатории,только на "Сургуте". По поводу слишком большой мощности,насколько я слышал,на полной мощности он никогда и не работал,а во-вторых он использовался в основном не для связи с другими корабями,а для связи с радиоцентром Министерства морского флота,а мы находились от него,иногда,ну очень далеко.Судовые передатчики были менее мощные,так вот часто судовым радистам приходилось работать через экспедиционные Р-652. Что означает ТЛФ-ОП и ДЧТ могу только догадываться,возможно однополосная телефония и дискретная частотная телеграфия(?).
"Антенны специально проектировались для пятикиловатных передатчиков. Мы их называли "кульками". Они весили по полторы тонны. Когда их делали на заводе, мы все ходили и смеялись, говорили: "Ребята, вы делаете пароход и думаете, наверное, что он будет стоять на месте, и его не будет трясти и качать во время плавания". Нашим предостережениям никто не внял. Короче, как в воду глядели: в один из рейсов раздается ужасный треск, антенна лопается посередине, и один "кулёк" поехал, как снятая кожура с апельсина вниз с двадцатиметровой высоты. Обошлось. До конца так и не доехал, на полпути застрял. Как могли, его "забинтовали" и пошли на ремонт. Кстати, в этом рейсе с нами находился главный строитель Выборгского завода. Я ему потом все время говорил: "Петя, мы же предупреждали".
тут уж как кому повезло, помнишь считалку из детства: "кто не спрятался, я не виноват")))), значит ты хорошо прятался....., а я вот не очень)))))Хм... А почему мы не облысели там?
Забыли ответить Жене, как выглядит антенна передатчика Р-652("Щуки"). Вобщем-то ответ был в предыдущем сообщении А. Курочкина:Вот только как выглядит его антенна, не представляю
. Только эти штыри на "Селенах-2" были сдвоенные.«Щуки» уже не требовали такой громоздкой антенны, как у «Вяза» - обычный штырь длиной 10 м.
Александр Сычёв писал(а):
Что касается опасности излучения от этих антенн, то, мне кажется, никто толком не занимался изучением этого вопроса.
Вернуться в Порт приписки - Ленинград
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3