Обсуждение темы на форуме >>


Рассказ о поездке на НИС "Космонавт Виктор Пацаев". Июнь 2012 г

27 и 28 июня я побывал в Калининграде, в Музее Мирового Океана, на НИС "Космонавт Виктор Пацаев". Давно собирался и, наконец, смог.

Целью поездки было облазать всё судно, сфотографировать всё, что доступно, познакомиться с командой сотрудников НПОИТ, несущих там вахту, с музейными сотрудниками, с экипажем. И конечно, поприсутствовать на витке и заснять процесс.

Директор музея "Ледокол Красин" Николай Александрович Буров заранее связался с калининградцами и пообещал, что меня примут и окажут помощь, какую только возможно. И я улетел.

Краткий отчёт

Не всё, но многое из того, что запланировал, выполнить удалось. Перезнакомился с множеством хороших, отзывчивых людей. Привёз три с лишим сотни фотографий, снял несколько файлов видео. 27-го вечером наблюдал работу по витку, снимал в 19-й, 6-й, 6а, в 8-й, 2-й и 24-й лабораториях. Снял, как поворачивают "Ромашку" и антенны "Авроры". Перед этим, днём, вместе с дежурным механиком обошёл всё судно от рулевой рубки до румпельного. С экскурсантами увидел замечательный музей, расположенный в бывших 5-й, 5а и 27-й лабораториях. Там собрано множество экспонатов - реликвии и личные вещи Алексея Леонова (калининградца, шефа музея), модели судов и космических аппаратов, и проч., и проч. Побывал также в особых разделах музея, в лаб.4 и в спортзале.

Поездкой доволен. И благодарен всем, с кем встречался эти два дня. Спасибо вам огромное!

Подробнее

Прилетел. В Калининграде, выйдя на набережную Петра Великого, увидел чёрный борт траулера СРТ-129 и белый - "Витязя". А чуть дальше, правее - знакомые очертания. "Добровольский"? Нет, конечно. Это его брат-близнец "Космонавт Виктор Пацаев".

Меня принял стармех Иван Алефанович Галуцких. Алевтина Александровна, "хозяйка" судна, разместила меня в каюте 357. Забросил вещи в каюту, взял фотоаппарат и начал путешествие по судну. Оказывается, ориентиры ещё помню, в лабиринтах трапов и переходов освоился сразу. Хотелось пройти везде, сфотографировать всё, вплоть до мелочей - от мачт и надстроек до клюзов и отдушин топливных цистерн. По трапам набегался так, что с непривычки ноги гудят.

Как здоровье судна?

Да, внешне судно смотрится не таким нарядным, как 30 лет назад. Мачты лишились некоторых антенн и уже не выглядят, как новогодние ёлки. Заметно, что краска на палубе и на переборках лежит в несколько слоёв и шелушится. Но главное - ржавчины не так уж и много. В меру возможностей боцман старается поддерживать достойный внешний вид судна, собственноручно красит огромные борта судна, зачищает и закрашивает прорехи на палубе и надстройках.

Внутри судна мало что изменилось. Только стоит на судне тишина, как и когда-то в межрейсах. Судно дремлет, пока нет посетителей и не работает на витке. Коридоры, трапы, переборки - чистые, двери исправно открываются и закрываются, линолеум чистый и такой же зелёный, как и раньше. В той каюте, куда меня поселили, всё цело, вода в умывальнике есть, свет горит. Барашки на окнах откручиваются и закручиваются. Белая краска немного облупилась. Но, опять же - ржавчины нет.

От вахтенного, Юрия Васильевича, узнал, что вечером - виток. Время есть, поэтому попросил дежурного механика - Александра Николаевича Романова, провести меня по его заведованию. Александр Николаевич оказался заправским гидом.

Начали с рулевой рубки. Чистота и порядок. Аппаратура на месте, стойки радиолокационных мониторов с резиновыми тубусами - на месте. Колонка штурвала - тоже. Правда, судового компаса в нактоузе не оказалось, наверное, хранится где-нибудь. На штурманском столе разложена карта. Тут всё готово к выходу в рейс. А что в низах?

В машинном отделении
В машинном отделении

Спустились в машинное отделение. Я там раньше и не бывал. Увидел главный двигатель - дизель "Бурмайстер и Вайн" мощностью 5200 лошадинных сил. Световой люк слегка протекает, поэтому машина под брезентом - на всякий случай. Рядом - пост управления, мастерская, толстенный гребной вал в своём коридоре. Двигатель - на ходу, гребной вал время от времени проворачивают, правда, вручную - в порту от двигателя нельзя.

Идём дальше. Электростанция, питающая экспедиционное оборудование занимает помещение от борта до борта. Три агрегата по 630 кВт. На сеансах, когда мощности берегового питания для работы недостаточно, запускают их. Кроме них на судне есть ещё три дизель-генератора по 200 кВт. для судового электропитания и один - аварийный. Всё на ходу.

Рефмашины. Тут я не спросил, в каком они состоянии. Забыл. Напоследок - румпельное помещение, где мощные гидравлические поршни поворачивают баллер руля. Солидно выглядит.

Вобщем, и в низах - порядок. По словам механика, судно пока благополучно проходит регистр. А корпус судна - он практически не изношен. Это же - северный лесовоз!

"Пацаев" на космической службе

К 19 часам собрались сотрудники НПО Измерительной Техники (НПОИТ), работающие на судне. Их задача - обеспечивать УКВ-связь ЦУПа с бортом МКС и принимать телеметрию для передачи в ЦУП.

В 20:46 начался сеанс
В 20:46 начался сеанс

На витках задействованы СЕВ - станция единого времени (19-я лаборатория), приёмники и передатчик станции УКВ-связи "Аврора" (лаборатории 2 и 24), система управления главной антенной, СМ-244, "Ромашкой" (лаборатория 6а) и приёмники каналов телеметрии (лаборатория 6). В лаборатории 6а - усовершенствование: целеуказание, то есть программа для ведения антенны по заданной траектории, производится с персонального компьютера. А в 8-й лаборатории, там, где до сих пор стоит оборудование первичной обработки сигнала телеметрии УРТС-2, поставлены две компактных стойки, несколько блоков визуального наблюдения (БВН) и персональных компьютеров. Вместе они выполняют те же функции, что и УРТС-2, но обработанные данные направляются уже по волоконно-оптическому каналу прямо в береговую сеть связи. Этот же канал используется для речевой связи через "Аврору" с бортом МКС и с персоналом на "Пацаеве".

Примерно за 30-40 минут до сеанса включили и проверили аппаратуру. В 20:15 перешли с берегового электропитания на собственное. Судно ожило. Чуть слышно заработали дизели. В 20:30 повернули в исходное состояние "Ромашку" и все три антенны "Авроры". На верхнем мостике - знакомый звук их серводвигателей. В 20:46 начался сеанс, пошёл сигнал телеметрии. Через 9 минут МКС ушла за горизонт и сеанс закончился. Оператор ЦУПа подтвердил приём данных. На УКВ-связь борт не выходил. Вот и всё. Завтра - ещё виток, но его время сдвигается ближе к ночи. А пока нужно заполнить аппаратные журналы и успеть домой, на футбол - играют Испания и Португалия.

Всё это время меня не только терпели, но и отвечали на какие-то мои вопросы, показывали, рассказывали. При этом - без ущерба для качества работы. Опыт!

Так вот и работают здесь, на "Пацаеве". В день - от одного до трёх-четырёх витков, в любое время суток. МКС живёт по своему рабочему графику, а наземные службы стремятся обеспечить бесперебойную связь с ней и летающими к ней космическими кораблями "Союз" и "Прогресс". Хотя теперь, когда нет больше в океане наших "космических" судов, обеспечивать эту связь стало намного сложнее. Оттого и потери.

Музей в музее

"Пацаев" сам по себе - экспонат Музея Мирового Океана, а внутри него в нескольких помещениях разместились космическая экспозиция, экспозиция о происхождении мира, видеосалон и даже планетарий!

Космическая экспозиция
Космическая экспозиция
Происхождение мира
Происхождение мира

В видеосалоне, бывшей столовой команды, посетители могут услышать рассказ экскурсовода и увидеть фильм о космосе, о Гагарине, о советских космических кораблях и станциях. Для детей, которых бывает тут много, да и для взрослых тоже, то, что здесь рассказывают и показывают часто оказывается новостью. "Когда Гагарин летал в космос?" - задаёт вопрос экскурсовод посетителям. "В 1941-м году" - отвечают ей.

Космическая экспозиция разместилась в салонах отдыха по обоим бортам, а также в 5-й, 5а и 27-й лабораториях. Особенно впечатляет обстановка в лабораторных помещениях: полумрак, синяя драпировка, подсветка порогов, подсветка витрин с экспонатами. Там - личные вещи, реликвии от Алексея Леонова, офицерский кортик Безбородова, модели кораблей - морских и космических, модель станции "Мир", ракет "Восток" и "Энергия" с "Бураном", огромный глобус и многое-многое другое.

Необычная экспозиция - о происхождении мира. Она - в 4-й лаборатории. У разных народов, в разные эпохи существовали разные представления о том откуда всё произошло. Тут, в 4-й, загадочная, немного мистическая атмосфера. Экспонаты - стеклянная пирамида камней, копии индейских барельефов, египетских фигурок...

В спортзал я хотел спуститься, чтобы заглянуть в 28-ю лабораторию, где я когда-то работал на "Добровольском". Её дверь прямо на балконе спортзала. Но лаборатория, как мне сказали - пустая, а дверь - закрыта. Зато в самом спортзале - настоящий планетарий. И экспонаты - старинные астрономические инструменты, телескопы, гелиометр.

Вот такую экскурсию мне устроили Ирина Николаевна Березинская и Людмила Михайловна Горбачёва - сотрудники музея. Спасибо!

До свидания, "Пацаев"!

Уезжать было жаль. Будто из дому уходил, а когда удастся вернуться - неизвестно. Надеюсь, "Пацаев" выживет и я ещё его увижу. Он должен жить!

Владимир Прощенко
30.06.2012


Альбом

 
Видео: "Один виток с "Пацаевым"
 

1. Знакомство

  • берег, причал
  • экипаж
  • каюта
 

2. От бака до кормы

  • трапы и проходы
  • мачты
  • антенны
  • палубы и шлюпки
 

3. От мостика до румпельного

  • ходовая и штурманская рубки
  • машинное отделение
  • электростанция
  • рефрижераторное отделение
  • румпельное
 

4. Лаборатории

 

5. Музей в музее

  • экспозиция в салонах отдыха и видеосалон
  • космическая экспозиция
  • сотворениее мира
  • планетарий
    ©Владимир Прощенко