Научно-исследовательское судно
"Космонавт Георгий Добровольский"

Сайт ветеранов флота космической службы

История СКИ ОМЭР АН СССР


Вымпел ОМЭР АН СССР

Эмблема ОМЭР АН СССР

Необходимость создания измерительных пунктов вне территории страны возникла в 1959 году в связи с подготовкой к запускам первых автоматических межпланетных станций типа "Марс" и "Венера", а также пилотируемого космического корабля "Восток". По расчетам наиболее выгодным местом для них оказалась зона Гвинейского залива в Атлантическом океане. В 1960 году три судна, "Краснодар", "Ворошилов" и "Долинск", снятые Министерством морского флота с грузовых перевозок и в срочном порядке оснащённые телеметрическим оборудованием, вышли в первый экспедиционный рейс. Это было началом - в составе наземного командно-измерительного комплекса при НИИ-4 МО СССР появился плавучий телеметрический комплекс (ПТК).

26.11.1962 г. все работы, связанные с формирований экспедиций, организацией и проведением измерений, были переданы Командно-измерительному комплексу (КИК, в/ч 32103), а суда ПТК переданы в специальную в/ч 26179. Первым командиром в/ч 26179 (1963-83 гг) стал капитан 1 ранга Виталий Георгиевич Безбородов.


В.Г.Безбородов

И.Д.Папанин

Позднее, 17.01.69 г. в/ч 26179 получила наименование "Отдельный плавучий измерительный комплекс" (ОПИК), а 25.01.73 г. - "9-й Отдельный морской командно-измерительный комплекс" (ОМ КИК) в составе Командно-измерительного комплекса, подчинённого Главному управлению космических средств (ГУКОС, до 1970 - ЦУКОС) Министерства Обороны СССР.

До 1970 г. эти суда, находясь под флагом СССР, выходили в рейс под легендой судов снабжения рыболовного флота. Личный состав экспедиций оформлялся в составе экипажа, специальная техника в формуляре судна не указывалась. В результате такой скрытности любой заход в порт мог привести к неприятностям и провокациям. Открытый статус научно-исследовательские суда, занятые в космических программах, получили 4 ноября 1970 г., когда при Отделе морских экспедиционных работ АН СССР была создана Служба космических исследований - СКИ ОМЭР АН СССР, которой эти суда и стали формально принадлежать. Первый начальник ОМЭР (1951-86 гг) - дважды Герой Советского Союза Иван Дмитриевич Папанин.

К концу 1978 года флот СКИ ОМЭР насчитывал 11 судов, базировавшихся в Ленинграде и Одессе.

Экипажи судов формировались в Балтийском и Черноморском морских пароходствах из моряков и офицеров гражданского морского флота. Персонал, осуществлявший работы по космическим объектам и обслуживание радиотехнических средств, формировался как из офицеров Советской армии, так и из гражданских служащих - инженеров и техников с опытом работы на наземных измерительных пунктах или на других судах Службы.


Распоряжение правительства
о передаче судов в "Роскосмос"

К началу 90-х использование судов СКИ ОМЭР в космических программах начало сокращаться. Суда уходили на слом, а в 1995 году перестал существовать и ОМ КИК (СКИ ОМЭР АН СССР). Остававшиеся к тому времени суда - "Космонавт Владислав Волков", "Космонавт Павел Беляев", "Космонавт Георгий Добровольский" и "Космонавт Виктор Пацаев" распоряжением правительства были выведены из ведения Министерства обороны в Российское Космическое Агентство ("Роскосмос").

К настоящему времени (2018 год) осталось существовать лишь одно судно космической службы — "Космонавт Виктор Пацаев", стоящее в порту Калининград, до сентября 2017 г. продолжавшее вести сеансы УКВ-связи и приём телеметрии с российского сегмента МКС и космических кораблей "Союз" и "Прогресс", и одновременно предоставлявшее свои помещения под экспозиции Музея Мирового океана.

Ныне ветераны ведут борьбу за сохранение судна в качестве музея >>


ПТК - 9-й ОМКИК МО СССР - СКИ ОМЭР АН СССР
Историческая справка

Год (дата) Основные этапы Основание (документ)
1960 г. Оборудование теплоходов «Краснодар», «Ворошилов» и «Долинск» средствами телеизмерений для обеспечения работ по НИР-760 - испытаний при запусках объектов «Марс-Венера», «Восток», «Е-6» (мягкая посадка на Луну) и «Зенит».

Руководители работ: Яковлев Е.В., Быструшкин В.В.
Исполнители: Болдырев Р.Е., Седов В.И., Фомин В.Г., Матюшин Л.Л., Малышев М.А. и др.
Постановление КЦ КПСС и Распоряжение СМ СССР №1797-рс от 18.06.1960 г.
«О создании плавучего телеметрического комплекса» (ref)
1961-63 гг. Выход в рейсы и обеспечение работ по приёму телеметрической информации при запусках КА типа «Венера 1», «Марс 1», «Восток 1-6», «Луна 4».  
1962 г. В состав ПТК вошёл танкер «Аксай», предназначенный для обеспечения работ по КО и снабжения судов ПТК топливом и водой в точках их работы Распоряжение СМ СССР
№ 1716-рс от 26.06.1962 г.
«Об оплате расходов за аренду трёх судов плавучего измерительного комплекса и одного танкера» (ref)
май - авг. 1963 г. Передача судов ПТК из НИИ-4 в состав Командно-измерительного комплекса (КИК) и формирование экспедиций штатным составом.

Руководитель:
Безбородов В.Г. Исполнители: Ионов С.П., Масенков С.Л., Феоктистов В.С., Коломиец Л.В., Сакович В.Н
Утверждённый штат:
офицеров - 12 чел., служащих СА - 40 чел.
Директива ГШ ВС СССР
№ Орг/9162079
от 26.11.1962 г.
Об утверждении штата ПТК (в/ч 26179)
01-15 сент. 1963 г. Первый выход судов ПТК в составе КИК Приказ ГК РВСН
от апреля 1963 г.
1965 г. Замена т/х «Краснодар» и «Ильичевск» (до 1961 г. - «Ворошилов») на новые: «Бежица» (п/п Одесса, ЧМП); «Ристна» (п/п Таллин, ЭМП) Распоряжение Минморфлота СССР
1966-67 гг. Строительство новых судов для обеспечения работ по первой лунной программе:
- Морской командный радиотехнический комплекс (МК РТК, проект 1917 «Сириус») «Космонавт Владимир Комаров». Гл.конструктор: Михайлов Л.Е. Исполнитель: Балтийский судостроительный Завод, г.Ленинград. Сдан в эксплуатацию 04.06.67г. п/п Одесса, ЧМП.
- Радиотехнический комплекс (РТК, проект 1918 «Селена») «Боровичи», «Невель», «Кегостров», «Моржовец». Гл.конструктор: Возный П.И. Исполнители: Судостроительный завод им. Жданова, г. Ленинград; Выборгский судостроительный завод.
Сданы в эксплуатацию 25.03.1967 г.
Порт приписки (п/п) Ленинград, БМП.

Суда из прежнего состава и вновь построенные переданы на баланс соответстствующих пароходств Минморфлота
Постановление ЦК КПСС и СМ СССР № 561-768
от 19.07.1966 г.
«О создании единого командно-измерительного комплекса по «Л-1»

Постановление ЦК КПСС и СМ СССР № 900-29р
от 25.11.1966 г.
«О строительстве кораблей под программу «Л-1»
В сообщении ТАСС объявлено, что все вновь построенные, а также плавучие измерительные пункты из прежде арендованного флота включены в состав экспедиционного флота АН СССР и на них поднят вымпел АН СССР. Назначением НИС названо выполнение работ по освоению космического пространства и изучению верхних слоёв атмосферы Распоряжение СМ СССР
№ 1356-рс от 20.06.1967 г.
1968-69 гг. Строительство новых судов для обеспечения работ по второй лунной программе:
- Отдельный командный радиотехнический комплекс (ОК РТК, проект 1908 «Канопус»), НИС «Академик Сергей Королёв». Главный конструктор: Козлов С.М. Исполнитель: Николаевский судостроительный завод, г. Николаев.
Сдан в эксплуатацию 26.12.1970 г.
П/п Одесса, ЧМП.
- Большой корабельный радиотехнический комплекс (БК РТК, проект 1909 «Феникс»), НИС «Космонавт Юрий Гагарин». Гл.конструктор: Соколов Г.Д. Исполнитель: Балтийский судостроительный завод, г. Ленинград.
Сдан в эксплуатацию 12.07.1971 г.
П/п Одесса, ЧМП
Постановление ЦК КПСС и СМ СССР № 706-264
от 03.09.1968 г.
«О создании плавучих измерительных пунктов для обеспечения работ по комплексу «Н1-Л3».
Эти суда приняты на баланс ЧМП Минморфлота и включены в состав экспедиционного флота АН СССР Распоряжение СМ СССР
№ 2347 от 03.11.1969 г.
1969 г. Соединению кораблей присвоено новое наименование: «Отдельный плавучий измерительный комплекс» (ОПИК). Введены новые должности в управлении ОПИК, в частности: зам.нач.по полит.части, нач.отд-ния строевого и кадров, пом. по МТО Директива ГШ ВС СССР
№ Орг/7/86632
от 17.01.1969 г.
1970 г. При АН СССР создана «Служба космических исследований Отдела морских экспедиционных работ АН СССР (СКИ ОМЭР АН СССР), от имени которой разрешено вести открытую переписку ОПИК. Распоряжение Президиума АН СССР № 34-1466
от 04.11.1970 г.

Директива ГШ ВС СССР
№ ГОУ/3/40681
от 30.12.1970 г.
1973 г. ОПИК присвоено новое наименование: «9-й Отдельный морской командно-измерительный комплекс МО СССР» (9-й ОМКИК).

Все суда поставлены на отдельные штаты с присвоением им номеров войсковых частей:
- «Боровичи» - в/ч 30057,
- «Невель» - в/ч 29480,
- «Кегостров» - в/ч 40217,
- «Моржовец» - в/ч 40215,
- «Космонавт Юрий Гагарин» - в/ч 30108,
- «Космонавт Владимир Комаров» - в/ч 29466,
- «Академик Сергей Королёв» - в/ч 29508.

В Управлении созданы: штаб, политический отдел, служба главного инженера, отдел кадров, МТО, ФПО, медицинская служба, узел связи «Орхидея»
Директива ГШ ВС СССР
№ 314/4/00364
от 25.01.1973 г.
1975-77 гг. Ввод новых судов - больших плавучих радиотелеметрических комплексов (БП РТК, проект 1929 «Селена-М») взамен устаревших («Аксай», «Долинск», «Ристна», «Бежица»).

Главный конструктор Ардашев Б.П.
Судостроитель: Судостроительный завод имени Жданова, г. Ленинград.

В эксплуатацию сданы:
- 30.06.1977 г. - «Космонавт Владислав Волков» (в/ч 49517);
- 14.12.1977 г. - «Космонавт Павел Беляев» (в/ч 49504);
- 30.06.1978 г. - «Космонавт Георгий Добровольский» (в/ч 59944);
- 24.11.1978 г. - «Космонавт Виктор Пацаев» (в/ч 59945).

П/п всех БПРТК - Ленинград, БМП
Постановление СМ СССР
№ 312-115
от 25.04.1974 г.
01.11.1989 г. Переданы Минморфлоту и выведены из эксплуатации теплоходы: «Долинск», «Ристна», «Бежица», танкер «Аксай». Директива МО
№314/1/00160
от 25.01.1989 г.
1991 г. Расформированы экспедиции судов: «Боровичи», «Невель», «Кегостров» и «Моржовец». Техника экспедиций демонтирована, суда переданы БМП. В 1990 г. разобраны в Аланге (Индия).

НИС «Космонавт Владимир Комаров» выведен из состава научных судов ЧМП, направлен в БМП для возможного использования в других программах исследований. В 1994 г. разобран в Аланге (Индия).

НИС «Космонавт Юрий Гагарин» и «Академик Сергей Королёв» оставлены в ЧМП, Украина. В 1996 г. разобраны в Аланге (Индия).
 
1995 г. Прекращено финансирование 9-го ОМКИК, он расформирован полностью.

Документация, подлежащая хранению, передана в Центральный архив Министерства Обороны РФ: 142100, Московская обл., гор.Подольск, ул.Кирова, д.74 (2-й архив 2 отдела).
Директива МО
№ 314/1/00120
от 14.11.1994 г.

Директива ГШ ВС РФ
№ 314/3/012
от 26.01.1995 г.

Директива Командующего ВКС № 344/г/0294
от 02.02.1995 г.
«Космонавт Владислав Волков», «Космонавт Павел Беляев», «Космонавт Георгий Добровольский» и «Космонавт Виктор Пацаев» переданы в Российское космическое агентство (РКА) Приказ командира в/ч 32103
№ 032 от 27.03.1995 г.

Распоряжение СМ РФ
№ 769-р от 03.06.1995 г.
янв-фев.
2000 г.
«Космонавт Владислав Волков» и «Космонавт Павел Беляев» разобраны на судостроительном заводе, г. Калининград Решение ФКА «Роскосмос»
дек. 2005 г. «Космонавт Георгий Добровольский» продан на аукционе фирме «Natalia shiping Ltd», Сент-Китс и Невис (Антильские острова). В 2006 г. разобран в Аланге (Индия) Решение ФКА «Роскосмос»
2016 г. «Космонавт Виктор Пацаев» внесён в Государственный реестр объектов культурного наследия народов России федерального значения Приказ Министерства культуры
№ 1379 от 20.06.2016 г.
настоящее время
(2018 г.)
Решается вопрос о передаче НИС «Космонавт Виктор Пацаев» из госкорпорации «Роскосмос» в ведение Минобороны РФ, в парк «Патриот»  

Источники:

  • записи В.Г.Безбородова
  • Бюллетень рассекреченных документов федеральных государственных архивов,
    Выпуск 7, Раздел I, Документы Совета Министров СССР. 1948, 1949, 1951-70 гг., Распоряжения Совета Министров СССР за 1951, 1953-70 годы, хранящиеся в Федеральном архивном агентстве.

Составитель: А.Капитанов, 2009 г.

Правки и дополнения: В.Прощенко, 2016 г.