История СКИ ОМЭР АН СССР


Вымпел ОМЭР АН СССР

Эмблема ОМЭР АН СССР

Необходимость создания измерительных пунктов вне территории страны возникла в 1959 году в связи с подготовкой к запускам первых автоматических межпланетных станций типа "Марс" и "Венера", а также пилотируемого космического корабля "Восток". По расчетам наиболее выгодным местом для них оказалась зона Гвинейского залива в Атлантическом океане. В 1960 году три судна, "Краснодар", "Ворошилов" и "Долинск", снятые Министерством морского флота с грузовых перевозок и в срочном порядке оснащённые телеметрическим оборудованием, вышли в первый экспедиционный рейс. Это было началом - в составе наземного командно-измерительного комплекса при НИИ-4 МО СССР появился плавучий телеметрический комплекс (ПТК).

26.11.1962 г. все работы, связанные с формирований экспедиций, организацией и проведением измерений, были переданы Командно-измерительному комплексу (КИК, в/ч 32103), а суда ПТК переданы в специальную в/ч 26179. Первым командиром в/ч 26179 (1963-83 гг) стал капитан 1 ранга Виталий Георгиевич Безбородов.


В.Г.Безбородов

И.Д.Папанин

Позднее, 17.01.69 г. в/ч 26179 получила наименование "Отдельный плавучий измерительный комплекс" (ОПИК), а 25.01.73 г. - "9-й Отдельный морской командно-измерительный комплекс" (ОМ КИК) в составе Командно-измерительного комплекса, подчинённого Главному управлению космических средств (ГУКОС, до 1970 - ЦУКОС) Министерства Обороны СССР.

До 1970 г. эти суда, находясь под флагом СССР, выходили в рейс под легендой судов снабжения рыболовного флота. Личный состав экспедиций оформлялся в составе экипажа, специальная техника в формуляре судна не указывалась. В результате такой скрытности любой заход в порт мог привести к неприятностям и провокациям. Открытый статус научно-исследовательские суда, занятые в космических программах, получили 4 ноября 1970 г., когда при Отделе морских экспедиционных работ АН СССР была создана Служба космических исследований - СКИ ОМЭР АН СССР, которой эти суда и стали формально принадлежать. Первый начальник ОМЭР (1951-86 гг) - дважды Герой Советского Союза Иван Дмитриевич Папанин.

К концу 1978 года флот СКИ ОМЭР насчитывал 11 судов, базировавшихся в Ленинграде и Одессе.

Экипажи судов формировались в Балтийском и Черноморском морских пароходствах из моряков и офицеров гражданского морского флота. Персонал, осуществлявший работы по космическим объектам и обслуживание радиотехнических средств, формировался как из офицеров Советской армии, так и из гражданских служащих - инженеров и техников с опытом работы на наземных измерительных пунктах или на других судах Службы.


Распоряжение правительства
о передаче судов в "Роскосмос"

К началу 90-х использование судов СКИ ОМЭР в космических программах начало сокращаться. Суда уходили на слом, а в 1995 году перестал существовать и ОМ КИК (СКИ ОМЭР АН СССР). Остававшиеся к тому времени суда - "Космонавт Владислав Волков", "Космонавт Павел Беляев", "Космонавт Георгий Добровольский" и "Космонавт Виктор Пацаев" распоряжением правительства были выведены из ведения Министерства обороны в Российское Космическое Агентство ("Роскосмос").

К настоящему времени (2016 год) осталось существовать лишь одно судно "морского космического флота" — "Космонавт Виктор Пацаев", стоящее в порту Калининград, продолжающее вести сеансы УКВ-связи и приём телеметрии с российского сегмента МКС и космических кораблей "Союз" и "Прогресс", и одновременно предоставляющее свои помещения под экспозиции Музея Мирового океана.