Строительство КИК
"Маршал Неделин", "Маршал Крылов" и "Академик Николай Пилюгин"

Выдержка из книги "Адмиралтейские верфи. 1926-96 гг"

Следующим надводным судном стал корабль командно-измерительного комплекса "Маршал Неделин", заказчиком которого являлось Главное управление космических средств связи. Он очень удачно вписался в программу объединения, создав благоприятную обстановку для стабилизации экономического положения.

Это был первый отечественный корабль, специально спроектированный дня решения задач, связанных с освоением космического пространства. Раньше для этих целей приспосабливались суда других назначений, и они имели узкий круг решаемых задач. "Маршал Неделин" (проект 1914) был спроектирован в ЦКБ "Балтсудопроект", главный конструктор проекта – Д.Г.Соколов. Ему помогали П.Ф.Ванюшкин, Б.Н.Николаев, затем Г.И.Смагин, а также Я.И.Гершанович.

Корабль командно-измерительного комплекса
проекта 1914 (1981 г.)
- главный строитель В.А.Таланов
- водоизмещение 23 780 т
- главные размерения: 211,0x27,6x7.99 м.

А.В.Иванов - генеральный директор ЛАО в 1976-84 годах
О.Г.Бондаренко - заместитель генерального директора
М.И.Зубарев - заместитель начальника цеха № 10

Новый корабль предназначался для обеспечения испытаний и отработки новых образцов ракетно-космических комплексов, поиска, спасения и эвакуации экипажей и спускаемых аппаратов космических объектов, севших на воду, обнаружения кораблей, подводных лодок и самолетов; океанографических и гидрологических исследований; ретрансляции всех видов информации.


"Маршал Неделин" сошел на воду
30 октября 1981 года

Корабль командно-измерительного
комплекса "Маршал Неделин"

"Маршал Крылов" после спуска на воду
24 июля 1987 года

Научно-исследовательское судно
"Академик Николай Пилюгин" (1991 г.)
- строитель Н.П.Шевелюк
- водоизмещение 16 300 т
- главные размерения: 164,2x24.8x6,7 м
- скорость хода 18 уз.

"Академик Николай Пилюгин"
перед спуском на воду

Спуск на воду
НИС "Академик Николай Пилюгин"
23 августа 1991 года

Для решения всех этих задач корабль оснащался современными  высокоэффективными средствами измерений, связи, радиолокации, радиоразведки, штурманским и гидрометеорологическим вооружением. Кроме того, для возможности выполнения в будущем более сложных задач, по мере освоения новой техники, на корабле резервировались дополнительные площади.

Кроме ЦКБ "Балтсудопроект", в проектировании этого корабля участвовало большое количество базовых институтов. Учитывая важность строящегося объекта, для оперативного решения возникающих вопросов был создан Междуведомственный координационный совет, в который вошли заместители министров основных министерств, участвовавших в создании техники, устанавливаемой на корабль. Возглавил совет заместитель министра судостроительной промышленности Л.Н.Резунов.

Корабль заложили 19 ноября 1977 года, а через четыре года спустили на воду. Еще два года ушло на его достройку и испытания. Впервые на надводном корабле в качестве главной энергетической установки были использованы два дизель-гидрозубчатых агрегата суммарной мощностью 22 000 кВт.

Агрегаты состояли из двух нереверсивных дизелей, работающих на свою гидрореверсивную передачу. Достигнутая на испытаниях скорость составила 22,8 уз. Корабль имел мощную электростанцию, включавшую в себя восемь дизель-генераторов по 1 500 кВт. Он был оборудован двумя носовыми подруливающими устройствами и двумя кормовыми выдвижными движительно-рулевыми колонками для автоматического удержания в точке. В кормовой части располагались вертолетная площадка и ангары, обеспечивающие постоянное базирование двух вертолетов. Для почти 450 человек экипажа были созданы комфортные условия жизни и деятельности, в их распоряжение предоставлялись сауна, два бассейна, спортзал и медицинской блок.

Специально созданную для приемки "Маршала Неделина" правительственную комиссию возглавил заместитель начальника Главного штаба ВМФ вице-адмирал Е.И.Волобуев. В комиссию вошли представители различных управлений заказчика, участвовавших в разработке проекта.

Исходя из сложности испытаний и их обеспечения на Балтийском море, они проводились в два этапа: первый, основной, - на Балтийском море, второй - на Тихом океане. На период испытаний для юстировки основных комплексов корабль был поставлен в док им. Велещинского в Кронштадте.

Строительство и сдача корабля такого класса явились этапным моментом для адмиралтейцев, дав возможность повысить технический уровень предприятия и возможность познания смежных, до этого незнакомых областей техники.

Начальником отдела строителей в процессе постройки являлся В.Г.Давыдов, затем С.П.Зеленский. Главным строителем проекта и ответственным сдатчиком корабля стал В.А.Таланов.

Непосредственное участие в организации завершающего этапа строительства и испытаний на Балтике и Тихом океане от администрации предприятия принимал заместитель главного инженера В.И.Водянов, сдаточным механиком был старший строитель В.А.Яковлев, сдаточным капитаном - Л.Т.Медведев, начальником испытательной партии - Ю.Г.Ищенко

От отдела строителей в создании корабля участвовали А.И.Панасенков, И.Я.Медведовский, В.А.Почебуг, А.И.Попов, А.В.Абоимов, Ю.Б.Поляков, В.А.Слаута, В.В.Митрохин, В.К.Дидек, Ю.Л.Каштанов, М.В.Борейчак, В.И.Сергеев.

Большой вклад в строительство и сдачу заказа внесли руководители военных представительств В.В.Гордеев и О.М.Павленко. По результатам строительства группа участников была награждена правительственными наградами.

В 1982 году началась постройка второго корабля – "Маршал Крылов" проекта 1914.1, в точности повторявшего головной (изменение номера проекта вызвано формальными причинами). Новый корабль прошел успешные испытания в Балтийском море и в последний день 1989 года был сдан заказчику. Государственную комиссию возглавлял капитан 1 ранга А.И.Савельев, ответственным сдатчиком являлся старший строитель В.Л.Яковлев. Сдаточным капитаном назначили Л.Т.Медведева, начальником испытательной партии - Ю.Г.Ищенко. Представительство заказчика возглавлял Г.Д.Сухарнов. Оба корабля были направлены на Тихий океан и приписаны к Петропавловску-Камчатскому.

Кораблем следующего поколения командно-измерительных комплексов должен был стать "Академик Николай Пилюгин", заложенный на стапеле ЛАО 12 апреля 1988 года по проекту 19510, разработанному в ЦКБ "Балтсудопроект" под руководством главного конструктора Б.П.Ардашева. 23 августа 1991 года корабль спустили на воду. Однако в дальнейшем в результате конверсии достройку его прекратили.