Строительство КИК "Маршал Неделин", "Маршал Крылов"
и "Академик Николай Пилюгин"
Выдержка из книги "Адмиралтейские верфи. 1926-96 гг"
Следующим надводным судном стал корабль командно-измерительного комплекса "Маршал Неделин", заказчиком которого являлось Главное управление космических средств связи. Он очень удачно вписался в программу объединения, создав благоприятную обстановку для стабилизации экономического положения.
Это был первый отечественный корабль, специально спроектированный дня решения задач, связанных с освоением космического пространства. Раньше для этих целей приспосабливались суда других назначений, и они имели узкий круг решаемых задач. "Маршал Неделин" (проект 1914) был спроектирован в ЦКБ "Балтсудопроект", главный конструктор проекта – Д.Г.Соколов. Ему помогали П.Ф.Ванюшкин, Б.Н.Николаев, затем Г.И.Смагин, а также Я.И.Гершанович.
Новый корабль предназначался для обеспечения испытаний и отработки новых образцов ракетно-космических комплексов, поиска, спасения и эвакуации экипажей и спускаемых аппаратов космических объектов, севших на воду, обнаружения кораблей, подводных лодок и самолетов; океанографических и гидрологических исследований; ретрансляции всех видов информации.
Для решения всех этих задач корабль оснащался современными высокоэффективными средствами измерений, связи, радиолокации, радиоразведки, штурманским и гидрометеорологическим вооружением. Кроме того, для возможности выполнения в будущем более сложных задач, по мере освоения новой техники, на корабле резервировались дополнительные площади.
Кроме ЦКБ "Балтсудопроект", в проектировании этого корабля участвовало большое количество базовых институтов. Учитывая важность строящегося объекта, для оперативного решения возникающих вопросов был создан Междуведомственный координационный совет, в который вошли заместители министров основных министерств, участвовавших в создании техники, устанавливаемой на корабль. Возглавил совет заместитель министра судостроительной промышленности Л.Н.Резунов.
Корабль заложили 19 ноября 1977 года, а через четыре года спустили на воду. Еще два года ушло на его достройку и испытания. Впервые на надводном корабле в качестве главной энергетической установки были использованы два дизель-гидрозубчатых агрегата суммарной мощностью 22 000 кВт.
Агрегаты состояли из двух нереверсивных дизелей, работающих на свою гидрореверсивную передачу. Достигнутая на испытаниях скорость составила 22,8 уз. Корабль имел мощную электростанцию, включавшую в себя восемь дизель-генераторов по 1 500 кВт. Он был оборудован двумя носовыми подруливающими устройствами и двумя кормовыми выдвижными движительно-рулевыми колонками для автоматического удержания в точке. В кормовой части располагались вертолетная площадка и ангары, обеспечивающие постоянное базирование двух вертолетов. Для почти 450 человек экипажа были созданы комфортные условия жизни и деятельности, в их распоряжение предоставлялись сауна, два бассейна, спортзал и медицинской блок.
Специально созданную для приемки "Маршала Неделина" правительственную комиссию возглавил заместитель начальника Главного штаба ВМФ вице-адмирал Е.И.Волобуев. В комиссию вошли представители различных управлений заказчика, участвовавших в разработке проекта.
Исходя из сложности испытаний и их обеспечения на Балтийском море, они проводились в два этапа: первый, основной, - на Балтийском море, второй - на Тихом океане. На период испытаний для юстировки основных комплексов корабль был поставлен в док им. Велещинского в Кронштадте.
Строительство и сдача корабля такого класса явились этапным моментом для адмиралтейцев, дав возможность повысить технический уровень предприятия и возможность познания смежных, до этого незнакомых областей техники.
Начальником отдела строителей в процессе постройки являлся В.Г.Давыдов, затем С.П.Зеленский. Главным строителем проекта и ответственным сдатчиком корабля стал В.А.Таланов.
Непосредственное участие в организации завершающего этапа строительства и испытаний на Балтике и Тихом океане от администрации предприятия принимал заместитель главного инженера В.И.Водянов, сдаточным механиком был старший строитель В.А.Яковлев, сдаточным капитаном - Л.Т.Медведев, начальником испытательной партии - Ю.Г.Ищенко
От отдела строителей в создании корабля участвовали А.И.Панасенков, И.Я.Медведовский, В.А.Почебуг, А.И.Попов, А.В.Абоимов, Ю.Б.Поляков, В.А.Слаута, В.В.Митрохин, В.К.Дидек, Ю.Л.Каштанов, М.В.Борейчак, В.И.Сергеев.
Большой вклад в строительство и сдачу заказа внесли руководители военных представительств В.В.Гордеев и О.М.Павленко. По результатам строительства группа участников была награждена правительственными наградами.
В 1982 году началась постройка второго корабля – "Маршал Крылов" проекта 1914.1, в точности повторявшего головной (изменение номера проекта вызвано формальными причинами). Новый корабль прошел успешные испытания в Балтийском море и в последний день 1989 года был сдан заказчику. Государственную комиссию возглавлял капитан 1 ранга А.И.Савельев, ответственным сдатчиком являлся старший строитель В.Л.Яковлев. Сдаточным капитаном назначили Л.Т.Медведева, начальником испытательной партии - Ю.Г.Ищенко. Представительство заказчика возглавлял Г.Д.Сухарнов. Оба корабля были направлены на Тихий океан и приписаны к Петропавловску-Камчатскому.
Кораблем следующего поколения командно-измерительных комплексов должен был стать "Академик Николай Пилюгин", заложенный на стапеле ЛАО 12 апреля 1988 года по проекту 19510, разработанному в ЦКБ "Балтсудопроект" под руководством главного конструктора Б.П.Ардашева. 23 августа 1991 года корабль спустили на воду. Однако в дальнейшем в результате конверсии достройку его прекратили.