Научно-исследовательское судно
"Космонавт Георгий Добровольский"

Сайт ветеранов флота космической службы

О посещении судна "Космонавт Георгий Добровольский"
в порту Роттердам

Крис ван ден Берг (Chris van den Berg)

23 октября 1990

 

Источник (архив) >>

Оригинал статьи (архив) >>

 


Крис ван ден Берг (27.01.1928-28.05.2011)
Голландский радиолюбитель, энтузиаст
радионаблюдения за трафиком между
ЦУП и КА "Мир" и "Союз".
В совершенстве зная русский язык, он свободно
ориентировался в радиопереговорах Центра
с космонавтами. Крис хорошо известен и в ЦУП,
и на Байконуре, неоднократно посещал их.
Его помнят и на судах СКИ ОМЭР: в 1990-м он
побывал на борту КВК и КГД, а в 94-м - на КПБ.
Здесь приведена одна из его записей

КГД прибыл в Роттердам 23 октября 1990 года. 22-го из радиопереговоров между КГД и АСК (позывной UISZ) и с другими кораблями я узнал, что на пути в Ленинград он попросил заход в Роттердам. Так что появилась возможность посетить его. С моим хорошим другом Бертом Вис (Bert Vis), известным специалистом по космическим полётам и биографом, при поддержке журналистской организации и помощи агента советских судов TWM мы получили разрешение подняться на борт.

Нас приняли капитан Вадим Николаевич Синицын, начальник экспедиции Сергей Викторович Серпиков и его заместитель Владимир Николаевич Сметанников.

Капитан с нами оставался недолго, но позднее он показал нам разные части корабля и среди них - судовую морскую радиостанцию. Во время этого короткого тура с нами был фотожурналист, делавший снимки для газетной статьи обо мне. К сожалению, с нами не было оператора беспроводной связи, которому можно было бы рассказать о роли радиотраффика в этом визите.

Мы разговаривали с Серпиковым и Сметанниковым. Серпиков рассказал нам, что сейчас КГД возвращается из 7-месячной экспедиции. Он уточнил: два месяца восточнее Аргентины, два месяца чуть севернее и затем - в другой позиции. Там продолжил наблюдение "Космонавт Виктор Пацаев" (КВП). Они посетили также острова Кабо Верде (Зелёного мыса), где на борт поднялось множество послов. Для них Серпиков устроил разговоры с командой стации "Мир".

Серпиков дал нам информацию о других судах. АСК, предположительно, стоит у острова Сейбл, где он сменил КЮГ. По моему мнению, АСК был у Азорских островов, но Серпиков с этим не согласился. КВП был к востоку от Аргентины, и вскоре собирался направиться на север, предположительно, на Канары. "Космонавт Владислав Волков" (КВВ) оставался в Ленинграде, но вскоре должен занять первую позицию КВП. КГД должен вернуться в Атлантику в марте 1991.

На судне - команда из 129 человек, 53 моряка и 76 членов экспедиции.

Я поинтересовался о будущих советских геостационарных спутниках (спутниках-ретранстяторах) с системой Луч. Мне хотелось услышать от него, не являются ли ими Космос-2085 и 2054. Серпиков ответил, что не знает. Слишком много "Космосов", чтобы знать о них всё. Более открыт он был, говоря о связи через "Молнии" и "Горизонты". Другими спутниками корабли не пользуются.

Я уговаривал его высказать мнение относительно будущего этих спутников связи, но он лишь констатировал, что это ЦУП решает, какие системы должны использовать космонавты. От него это не зависит. Когда ЦУП и "Мир" связываются через спутник, корабль в этом не участвует, но может выполнять приём и анализ телеметрии. Он подвердил, что при связи "Мира" через спутник-ретранслятор корабли лишь выполняют роль резерва и принимают на себя весь трафик, если со спутником что-то не в порядке. Он также сказал, что и сейчас, и потом будет невозможно нацеливать антенны точно на "Мир", т.к. высота полёта станции достаточна только для астрофизических и геофизических экспериментов. Нацеливание судовых антенн на "Молнию" или "Горизонт" не вызывает проблем, если сила ветра не превышает 7 баллов.

Серпиков рассказал, что остаётся возможность приёма телеметрии с "Салюта-7". Он говорил о более высоких частотах, чем коротковолновые, что он не принимает 19,956 МГц. Я безуспешно пытался вытянуть из него частоты "Салюта-7" или пристыкованного к нему "Космоса-1686". Он не знал (или притворялся, что не знал) эти числа, с которыми он работал с "Салютом-7" длительное время, будучи инженером на "Моржовце".

Серпиков заявил, что корабли этого класса (класса "Волков") не оборудованы для посылки команд на спутники. Они также не могут выполнять точные траекторные измерения на высоких частотах. Только большие корабли имеют такие возможности. Корабли таких классов принимают и анализируют телеметрию, для чего в их распоряжении есть огромный арсенал компьютеров. Серпиков и его персонал обычно не анализируют телеметрию, а пересылают её в ЦУП.

Вторая задача кораблей - ретрансляция радиотелефонии (голоса), телевидения и обеспечение других видов связи между ЦУП и "Миром". Он сказал, что связь космонавтов с его кораблём была превосходной.

В отличие от больших кораблей, у них никогда не было космонавтов на борту во время экспедиции. Большие корабли они на короткое время посещают.

Я посетил некоторые из лабораторий, среди которых было помещение для компьютерного анализа телеметрии. Для каждого сеанса телеметрии у них есть программа на перфоленте. Они загружают её в два компьютера. Оба компьютера могут работать независимо. Один из них действует, как резервный, но они могут работать и одновременно, выполняя анализ телеметрии с двух разных сеансов. Я что-то услышал про 1500 каналов.

По сравнению с тем, что я видел на судне "Космонавт Владислав Волков" (КВВ) (В.Прощенко: очевидно, речь о КВК), оборудование было более современным и было ясно, что оно обслуживается на 100%. Обслуживает его очень хороший персонал. Во время стоянок в Ленинграде не было необходимости выполнять какой-либо ремонт, за исключением установок нового оборудования.

Серпиков был главным инженером и, кажется, зам. начальника экспедиции на "Моржовце". Он сказал, что корабли этого класса, "Моржовец", "Боровичи", "Невель" и "Кегостров" выведены со службы в 1989-м и, возможно, проданы, например, в Индию или Грецию.

Он рассказал, что "Маршал Неделин" принадлежит не Академии Наук, а ВМФ (в Азии). Строится ещё один корабль слежения для службы в ВМФ, "Машал Крылов". "Крылов" и "Неделин" имеют военное назначение, но могут также использоваться в гражданских программах, таких, как "Буран", "Мир" и т.п. "Крылов" дополнит флот в Азии.

Продолжается строительство корабля "Академик Николай Пилюгин". Серпиков надеется, что в 1992 или 93-м году этот корабль будет сдан Академии Наук.

Он подчеркнул, никто не может быть уверен из-за политических и экономических завихрений в Советском Союзе. Это делает судьбу "Крылова" неопределённой. Я понял так, что Серпиков кочет перевестись на "Пилюгин", так как это стало бы более важной работой для него. Такой перевод был бы важен и для его заместителя, возможно в связи с настоящим положением Серпикова на КГД.

Во время полёта "Бурана" в 1988-м КГД обошёл мыс Горн по направлению к Новой Зеландии и принимал телеметрию во время критической фазы полёта (пуск двигателя на 2-м витке), вместе с "Маршалом Неделиным". При этом корабли были недалеко друг от друга.

Он также рассказал про КВК. Этот корабль больше не используется для слежения за спутниками, а реконструируется для экологических наблюдений на Балтике и в Финском заливе. Соответствующее решение должно быть принято. Он отклонил, что КВК мог бы служить ретранслятор данных с экологических спутников.

КГД покинул Роттердам 25 октября 1990 г. и 26-го, на пути в Ленинград, находился в точке 54°10'N 00°52'E. В этот день оператор КГД сообщил кодом Морзе коллегам на АСК (позывной UISZ) свою позицию, а также то, что в Роттердаме КГД взял на борт 42 автомобиля.

Потом я записал это всё в свой журнал наблюдений. В последний раз для этого корабля, в будущем такого уже не будет. Я сильно сожалел об этом, то был эмоциональный опыт. Такова жизнь в эру технического прогресса.

Крис и КГД
Космические антенны КГД
Антенны связи со станцией "Мир" и другими кораблями
Морская радиостанция КГД
Станция управления КГД

От В.Прощенко:

  1. Прошу извинить за качество перевода, если где-то ошибся

  2. Здесь, на сайте НИС КГД, уже была использована информация другого такого же радиолюбителя, Свена Грана, о полётах Ю.Гагарина и "Союза-11".

  3. Криса не стало в мае 2011-го. Исчез из сети и его сайт, но остался архив >>
    Две статьи из этого сайта я сохранил. Хотя и без перевода:

Пример радиоперехвата переговоров ЦУП с экипажем "Союза ТМ-27", Т.Мусабаев, Н.Бударин и Л.Эйартц, позывной - "Кристаллы", во время сближения и стыковки с модулем "Квант" станции "Мир". 31 января 1998 г. (2.8 МБ, 12 минут)

 
Если у вас Андроид и встроенный сюда плеер не сработал, загрузите МР3-файл, щёлкнув по иконке