Научно-исследовательское судно
"Космонавт Георгий Добровольский"

Сайт ветеранов флота космической службы

Глава из книги

 

В.П. Кузин, В.И.Никольский

ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ СССР 1945-1991

Историческое Морское Общество Санкт-Петербург 1996

Глава V. КОРАБЛИ И СУДА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВМФ СССР, ПОСТРОЕННЫЕ В 1945-1991 ГОДАХ

5.1. Разведывательные корабли

 

От В.Прощенко: Авторы отнесли корабли измерительного комплекса к классу разведывательных. Это неверно. По советской классификации их называли Экспедиционно-океанографическими судами (ЭОС)

...

Появление баллистических ракет, а затем и космических аппаратов различного назначения привело к необходимости создания специальных кораблей с радиолокационными комплексами для измерения параметров траекторий их полёта, а также для приёма различной информации со спутников над морскими и океанскими районами, где было невозможно создать стационарные комплексы. Наконец, на эти корабли была возложена задача поиска и спасения космических аппаратов (в том числе и пилотируемых). По этой причине, создание нового подкласса разведывательных кораблей - кораблей измерительного комплекса (КИК), стало важнейшей задачей для всех космических держав, особенно в свете всё ускорявшейся гонки стратегических вооружений.

Первые КИК пр. 1128 (3 корабля) и пр.1129Б (1 корабль) ВМФ СССР были получены путём срочного переоборудования в 1959 г. из сухогрузов водоизмещением в 6 000 тонн. В 1963 году по проекту 1130 было переоборудовано ещё два сухогруза водоизмещением в 12 500 т. Все эти корабли имели практически одинаковое радиотелеметрическое оборудование состоящее из комплекса "Трал", СК и др. Наконец, для Главного Управления военно-космических сил (ГУКОС) (В.Прощенко: ошибка. ГУКОС - Главное управление космических средств) был переоборудован в 1967 году из сухогруза КИК "Космонавт Владимир Комаров".

Кроме того, в 1966-68 годах 8 лесовозов пр.596 были переоборудованы в поисково-спасательные суда (ПСС) пр.596П, предназначенные для спасения спускаемых космических аппаратов и их экипажей. Несколько позже, с увеличением общего количества КИК, большая часть этих судов стала использоваться как военные транспорты. Лесовозы этого проекта переоборудовались и позже для работы с космическими аппаратами, но уже для Академии наук СССР и других ведомств.

Эти первые 7 КИК и 8 ПСС обеспечивали практически до начала 70-х годов все основные задачи слежения как за космическими аппаратами СССР, так и за космическими аппаратами вероятного противника, а также за экспериментальными пусками его различных баллистических ракет.

Однако в середине 60-х годов стало ясно, что для работы с космическими аппаратами нужны корабли специальной постройки. Поскольку в этот же период космос был разделён на "мирный" и "военный", то часть КИК стала строиться под эгидой Академии наук СССР и других ведомств.

Представителями КИК для обслуживания "мирного" космоса явились корабли: пр. 1908 - "Академик Сергей Королёв" водоизмещением в 21 250 т, скорость 17 узлов, 79 лабораторий со 190 научными сотрудниками, построен в г.Николаеве в 1970 г.; пр.1909 - "Космонавт Юрий Гагарин" водоизмещением в 53 000 тонн (В.Прощенко: ошибка. Полное водоизмещение НИС КЮГ - 45 тыс.т.), скорость 17 узлов, 212 научных сотрудников. Оборудование позволяло работать с двумя космическими объектами сразу. Построен в г.Ленинграде на Балтийском ССЗ, на базе танкера пр. 1589 (типа "София"), в 1971 году. Последним КИК для "мирного" космоса стал пр.1930 - "Академик Николай Пилюгин" водоизмещением 21 260 тонн (В.Прощенко: ошибки. Проект 19510 "Адонис", водоизмещение 16 280 т.) , скорость 17 узлов, строительство его в 1991 году ещё не было закончено на Адмиралтейском объединении в г.С-Петербурге. Конечно, всем было очевидно, что эти КИК частично могут работать в интересах "военного" космоса, поэтому они были построены с учётом многих пожеланий военных.

Строительство специализированных КИК для "военного" космоса было начато только в 80-х годах после приобретения определённого опыта эксплуатации КИК первого и второго поколения. В конце 70-х гг. в ЦКБ "Балтсудопроект" было закончено проектирование КИК пр.1914. Корабль предназначался для испытаний новых образцов ракетных и космических комплексов, слежения за различными космическими аппаратами и обеспечение связи с ними. Кроме того, он был предназначен для поиска, спасения и эвакуации экипажей и спускаемых аппаратов космических объектов, совершивших посадку на воду в различных районах Мирового океана. Корабль оснащался мощными средствами траекторных и телеметрических измерений: "Зефир-А", "Зефир-Т", "Дятел-2", "Куница-2", "Зодиак" и др. Авиационное вооружение включало два вертолёта Ка-27 с хранением их в ангаре. Кроме того, на корабле размещались средства РР, РТР и ГАР, а также были зарезервированы места для 30-мм автоматов АК-630М с РЛС "Вымпел" и для пусковых ПЗРК "Игла". Корабли этого проекта могли также использоваться и как штабные корабли флота и РВСН.

Водоизмещение пр. 1914 составило более 25 000 т, скорость полного хода превысила 22 узла. Главная энергетическая установка дизельная (4 дизеля по 8 000 л.с.) двухвальная, дальность плавания более 15 000 миль, а автономность 120 суток. Головной корабль пр.1914 "Маршал Неделин" был построен на ССЗ "Ленинградское Адмиралтейское объединение" в 1983 году. До развала СССР был построен ещё один КИК по несколько измененному проекту 19141 и один находился в постройке, но достроить его не удалось.

Дальнейшая эволюция взглядов на КИК привела к разработке в начале 80-х годов проекта КИК с атомной энергетической установкой. Это было сделано по настоянию основного заказчика - Главного Разведывательного Управления Генштаба ВС СССР, мечтавшего иметь разведывательный корабль чуть ли не с круглогодичной автономностью. Проектирование этого корабля, получившего номер пр.1941, было выполнено в ЦКБ "Айсберг" (В.Прощенко: А вот "Урал" (ССВ-33) действительно - разведывательное судно, а не КИК. Хотя, очевидно, он мог выполнять аналогичные задачи). Комплекс траекторных и телеметрических измерений, установленный на нём, практически мало отличался от пр.1914, правда, некоторые его элементы были более совершенными. Авиационное вооружение состояло из одного вертолёта Ка-27. Так же, как и у пр. 1914, на корабле размещались средства РР, РТР и ГАР. В отличие от пр.1914, на этом корабле сразу разместили штатное оборонительное вооружение: две 76-мм артустановки АК-176 и четыре 30-мм автомата АК-630 с РЛС управления "Вымпел", ПЗРК"Игла" и четыре 12.7-мм пулемёта.

Водоизмещение корабля достигло 35 000 тонн (это был самый крупный в мире "неавианосный" атомный надводный корабль), скорость полного хода более 21 узл. Главная энергетическая установка атомная двухреакторная, двухвальная, автономность до 180 суток. Первый и единственный корабль пр. 1941 "Урал" был построен на Балтийском ССЗ г.Ленинград в 1987 году.

ГРУ упорно требовало постройки второго корабля, ВМФ возражал, поскольку постройка пр. 1941 мешала и без того вялому строительству атомных РКР пр. 1144.

По мнению многих специалистов, создание этого КИК было уже чрезмерным "удовольствием". По этой причине дальнейшее строительство подобных кораблей, несмотря на отчаянное сопротивление представителей Генерального штаба, было прекращено. Руководство ВМФ в этой борьбе использовало стандартный приём - как бы не отвергая в принципе целесообразность строительства подобных кораблей, предлагало это сделать либо вместо РКР пр.1144, либо вместо программы атомных ледоколов типа "Сибирь" (свободные стапели соответствующего размера на Балтийском ССЗ отсутствовали, а другие заводы не могли строить атомные надводные корабли). Исход борьбы "под ковром" ВМФ и Генштаба определил развал СССР: второй корабль пр.1941 заложить так и не успели, но и пятый РКР пр.1144 разрезали на стапеле.

Всего с 1945 по 1991 год было построено и капитально переоборудовано 48 РЗК и КИК. Основные ТТЭ РЗК приведены в таблице 5.1, а ТТЭ КИК в таблице 5.2.

 

Таблица 5.2

Основные ТТЭ кораблей измерительного комплекса:

 

Название "Спасск" "Чажма" "Маршал Неделин" "Урал"
Класс корабля КИК КИК КИК КИК
Номер проекта 1128 (1129Б) 1130 1914 1941
Год сдачи головного мод. 1959 мод. 1963 1983 1986
Кол-во кораблей 3 (1) 2 2 1
КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
Водоизмещение, т  
- стандартное 3 850 7 980 18 360 31 600
- полное 6 150 12 740 25 300 35 200
Размеры, м  
- длина мах/КВЛ 108.3/. 139.5/. 211.2/. 265/.
- ширина мах/КВЛ 14.6/. 18/. 27.7/. 30/.
- осадка при полном водоизм. 5.85 7.52 8.3 7.5
Скорость полного хода, узлы 11 14.5 22 21.5
Дальность плавания, миль (уз) 10000(10) 18900 (.) 15000 (12) неогранич.
Тип ГЭУ ПМ ДУ ДУ АЭУ
Мощность полн. хода, л.с. 2500 5400 32 000 46 000
Колич-во валов 1 1 2 2
Экипаж, человек всего (офицеров) 200 (.) 320 (.) 417 (106) 923 (233)
Автономность, сутки 90 120 120 180
ВООРУЖЕНИЕ
Авиационное  
- средства взл 1 ВПП 1 ВПП 1 ВПП
- кол. и тип ЛАК 1 Ка-25 2 Ка-27 1 Ка-27
Ракетное  
- ПВО - - (ПЗРК "Игла") ПЗРК "Игла"
4x4 ПУ
Артиллерийское - - (6x6 30-мм
АК-630)

2x1 176-мм
АК-176
4x6 30-мм
АК-630М
4x2 12.7-мм
"Утес-М"

Радиотелеметр. аппаратура
и специальн. РЛС
"Трал"
СК-2
"Кама-М"
"Трал"
СК
РТС-9К
"Арбат"
"Парус-Б"
"Темп-3"
"Вымпел"
"Зефир-А"
"Зефир-Т"
"Дятел-2"
"Куница-2"
"Зодиак"
-
РЛС общего назначения "Кактус"
и др.
"Ангара"
и др.
"Топаэ-В"
"Вайгач-У"
"Волга"
"Фрегат-МА"
"Вайгач-У"
РР и РТР - "Бизань"
и др.
- -
ГАС и ГАР ГИУ-ЗД
ГГУ-200
"Геркулес-2М"
ГИУ-ЗД
"Платина-С"
"Уж"
"Платина-МС"
КРС набор средств "Тайфун-2"
"Шторм"
"Тайфун-2С"
"Кристалл-БК"