УДК 629.123.575

ЛЕСОВОЗЫ ТИПА "ВЫТЕГРАЛЕС"















Б.П.Ардашев, В.А.Мацкевич, Б.К.Сидоров
"Судостроение" №1, 1965 г.

В 1963 г. были сданы в эксплуатацию три новых отечественных лесовоза: головной "Вытегралес" (рис. 1) и серийные "Восток-3" и "Выборглес". По своим характеристикам эти суда близки построенным ранее отечественным лесовозам типа "Павлин Виноградов" и лесовозам польской постройки типа "Волголес" (табл. 1).


Лесовоз "Вытегралес" (рис. 2) представляет собой полнонаборное, одновинтовое, однопалубное судно трехостровного типа с коротким баком и ютом. Надстройка и машинно-котельное отделение (МКО) расположены между трюмами № 3 и 4. Наклонный форштевень имеет полуледокольный подрез в подводной части, корма крейсерская.

Судно построено на класс УЛ Р4/1 С Регистра СССР с подкреплениями для плавания в битом льду. Район плавания неограниченный.

Грузоподъемность судна с грузом леса при осадке по летнюю грузовую марку составляет 1700-1850 стандартов в зависимости от композиции, качества и степени влажности пиломатериалов. В качестве спецификационной величины удельной погрузочной кубатуры принят стандарт пиломатериалов объемом 6,5 м3, весом 2,8 т. Две трети лесного груза размещается в трюмах, остальной укладывается на палубе (табл. 2).

Остойчивость судна удовлетворяет "Временным нормам остойчивости морских судов" Регистра СССР изд. 1959 г. для судов с неограниченным районом плавания. Для обеспечения остойчивости  при  погрузке леса на палубу предусматривается прием водяного балласта. Район расположения и ёмкость балластных цистерн приведены в табл. 3.

При осадке до 7,12 м обеспечивается непотопляемость судна при затоплении одного любого отсека. Посадка и начальная остойчивость лесовоза в раз­личных случаях нагрузки в начале рейса характеризуются данными табл. 4.

Корпус и надстройки лесовоза (рис. 3) сварные, за исключением соединения ширстрека с палубным стрингером, выполненного на клепке.

Система набора смешанная: продольная в средней части верхней палубы, днища и настила 2-го дна и поперечная по бортам и в оконечностях.

Размеры шпаций: в носу до 20 шп. и в корме от 156 шп. - 600 мм; в районе 20-24 шп. - 650 мм и от 24 до 156 шп. - 700 мм.

Материал основного корпуса - сталь 09Г2. Стенки и палубы рубок, шахта МКО, местные переборки и выгородки выполнены из стали марок Ст. 4с и Ст. 3.

Форштевень имеет сварную конструкцию из круглого профиля диаметром 120 мм, листов и бракет. Ахтерштевень с рудерпостом собран на сварке из трех литых частей.

Судно разделено на отсеки шестью поперечными водонепроницаемыми переборками. В ДП между люками установлены отбойные полупереборки.

 

Устройства

 

Судно оборудовано электрогидравлической рулевой машиной РЭГЗ-7 с моментом на баллере 30 тм. Управление производится с помощью электрического привода от штурвальной колонки, расположенной в рулевой рубке, а также от системы авторулевого типа API-2. Обтекаемый, сварной конструкции руль имеет площадь 13,5 м2.

На судне установлено два становых якоря Холла весом по 4 т, один запасной якорь такого же веса хранится на верхней палубе. В кормовой части на верхней палубе имеется стоп-анкер весом 1250 кг. Литая якорная цепь калибром 57 мм выбирается с помощью установленного на палубе бака брашпиля БЭ8-5, который используется также для швартовки. На юте имеется швартовный шпиль ШЭ-51 с электроприводом.

Три безвантовых мачты выполняют роль грузовых колонн для четырех кранов-стрел (рис. 4). При вылете за борт 5 м стрелы крана имеют грузоподъемность 5 т.

Грузовые люки закрываются шарнирно соединенными металлическими крышками с гидравлическим приводом. Степень раскрытия палубы лесовозов типа "Вытегралес" значительно выше, чем на лесовозах типа "Волголес" и "Павлин Виноградов" (табл. 5). Для перевозки зерна трюмы оборудуются съемными шифтинг-бордсами.

Лес, размещаемый на палубе, крепится при помощи специальных найтовов и стопорных вьюшек с дистанционной отдачей, отключение которых обеспечивает аварийный сброс груза за борт.

На шлюпочной палубе установлены две спасательные шлюпки из алюминиево-магниевых сплавов. Одна из них типа СШАМ-51 рассчитана на 51 чел. и обору­дована механическим двигателем, другая - типа СШРА - на 55 чел., имеет ручной привод на гребной винт. Кроме того, на палубе юта имеется рабочая шлюпка.

 

Оборудование помещений

 

Жилые и общественные помещения судна расположены в надстройке. Каюты капитана, старшего механика и старшего штурмана состоят из кабинета, спальни и санблока. Комсостав размещен в одноместных каютах, команде отведены одноместные и двухместные каюты, кроме того, предусмотрены одна четырехместная каюта дли практикантов и запасная двухместная каюта.

В носовой части на палубе надстройки расположена кают-компания. На той же палубе по левому борту находятся столовая команды и красный уголок, разделенные сдвижными переборками.

Все жилые и общественные помещения оборудованы системой кондиционирования воздуха.

 

Системы

 

Балластно-осушительная система обслуживается двумя насосами марки НЦВС/90 производительностью 90 м3/час и одним поршневым насосом производительностью 10 м3/час.

Водопровод пресной и забортной воды обслужи­вается двумя насосами марки ЭСН1/П и пневмоцистернами емкостью 1 м3. Подогрев питьевой воды обеспечивается водоподогревателем "Энергия" емкостью 500 л с принудительной циркуляцией.

Система кондиционирования воздуха оборудована фреоновой холодильной машиной марки МХМ-ФУ-СО. Провизионные камеры охлаждаются двумя агрегатами марки МАК-2ФВ-8/4.

На судне предусмотрено четыре автономных системы пожаротушения: водяная, паровая, углекислотная и воздушно-пенная.

Водяное пожаротушение обеспечивается двумя центробежными насосами производительностью 100 м3/час и мотопомпой, установленной в коридоре гребного вала.

Для тушения пожаров в топливных цистернах, глушителях, коллекторах выхлопных газов главного двигателя и в котельной выгородке предусмотрена система паротушения. Пар для этой цели отбирается от котла через клапан, дистанционно-управляемый из станции паротушения, расположенной в коридоре на верхней палубе в носовой части шахты МКО.

Углекислотная система предназначена для тушения пожаров в трюмах, малярной, МКО и топливных отсеках, расположенных вне второго дна. Для этой системы предусмотрен ручной (местный) и дистанционно-пневматический (из рулевой рубки) пуск. Для борьбы с местными очагами пожаров МКО обо­рудовано также системой воздушно-механического пенотушения типа "СО".

В трюмах предусмотрена комбинированная приточно-вытяжная система вентиляции с естественным забором воздуха через рефлекторные головки и вытяжкой через мачты при помощи осевых электровентиляторов. Для герметизации трюмов в штормовую погоду при перевозке зерна дефлекторные головки закрываются штормовыми крышками с парусиновыми чехлами, а вытяжные отверстия в мачтах - штатными газонепроницаемыми крышками.

 

Энергетическая установка

 

На судах типа "Вытегралес" главным двигателем яв­ляется дизель 9ДКРН-50/110 Брянского машиностроительного завода с наддувом, приспособленный для работы на смеси дизельного и тяжелого моторного топлива.

 

Работа установки контролируется с поста в трюме МКО, где расположены пульт управления главным двигателем, пульты сигнализации и контрольно-измерительных приборов дизель-генераторов и вспомогательной котельной установки.

Судовая электроэнергетическая установка состоит из трех дизель-генераторов типа ДГ-200 мощностью по 200 квт переменного тока напряжением 400 в, частотой 50 гц.

Водотрубный котел типа КВВА 1,5/5 паропроизводительностью  1,5 т/час при  рабочем давлении 5 кг/см2 и утилизационный котел, установленный в шахте машинного отделения, обеспечивают судовых потребителей паром.

Централизованная система охлаждения главного двигателя и вспомогательных дизель-генераторов позволила сократить число и номенклатуру охлаждающих насосов и водоохладителей.

Главный двигатель вращает один четырехлопастный латунный гребной винт диаметром 4,2 м. Для плавания в ледовых условиях предусмотрен запасной стальной винт с полным комплектом съемных запасных лопастей, который крепится в трюме № 4 на носовой полупереборке с правого борта.

 

Сдаточные испытания лесовозов

 

Водоизмещение и положение ЦТ, определенные в период испытаний головного лесовоза оказались близкими к проектным.

По проекту: водоизмещение порожнем D = 3427 т. (с учетом запаса водоизмещения и остатков жидких грузов); положение центра тяжести Zg = 6,94 м.; Xg = -6,54 м.

По   замерам:   водоизмещение   порожнем   D = 3311 т.; положение центра тяжести Zg = 6,95 м.; Xg = -6,68 м.

На основании расчетов и испытании модели максимальная скорость хода судна при полной мощности энергетической установки с учетом погрешности на свежеокрашенный корпус гарантировалась при осадке в балласте ~16 уз., в полном грузу ~15 уз. при волнении моря до трех баллов.

Натурные испытания производились в балластном пробеге при волнении ~2 балла (табл. 6).

Время перекладки руля на полном переднем ходу с борта на борт составило 13 сек., с нулевого положения на борт - 2,5 сек. при работе двух насосов. Время перекладки руля с борта на борт при работе одного насоса составило 23 сек. Характеристики циркуляции судна на испытаниях замерялись только на лесовозах "Вытегралес" и "Восток-3" (табл. 7).

 

Испытания показали, что суда на переднем ходу быстро реагируют на перекладку руля и хорошо удерживаются на заданном курсе. Инерционные характеристики судна даны в табл. 8.

 

Якорное устройство испытывалось на глубине 70-80 м путем поочередной отдачи якорей, торможения якорных цепей ленточными тормозами, подъема якорей поочередно и вместе с раздельным отрывом от грунта. Скорость подъема одного якоря составила 13 м/мин (при проектной 12 м/мин): скорость подъема двух якорей 11,5 м/мин (при проектной 9 м/мин).

При испытании главного двигателя замерялись числа оборотов, а также расход топлива и другие теплотехнические параметры на всех режимах работы.

Мощность главного двигателя определялась планиметрированием индикаторных диаграмм, снятых на каждом цилиндре двигателя.

Анализ результатов ходовых испытаний показы­вает, что стендовые характеристики по Pz (максимальное давление сгорания) и температура выпускных газов после цилиндра не были превышены. Основные теплотехнические характеристики, полученные на испытании, приведены в табл. 9.

Время реверсирования на различных режимах работы двигателя, определявшееся с момента подачи команды из ходовой рубки до начала вращения гребного вала на обратный ход, укладывается в Нормы Регистра СССР.

 

Выводы

 

Как видно из табл. 1, по своим характеристикам лесовозы типа "Вытегралес" близки к ранее построеннным лесовозам "Павлин Виноградов" и "Волголес". Вместе с тем, эти суда резко отличаются друг от друга по техническим характеристикам и архитектурной компоновке.

Лесовозы типа "Волголес", представляющие собой трехостровные суда со средним расположением МКО и надстройки (между трюмами № 2 и 3), имеют неудобные для погрузки трюмы № 1 и 4 и частично, из-за наличия туннеля гребного вала, трюм № 3.

Лесовозы типа "Павлин Виноградов" с кормовым расположением МКО и всех помещений имеют наи­более удобные для погрузочно-разгрузочных работ и перевозки груза трюмы, из которых неудобен только трюм № 1 из-за значительной лекальности обводов  бортов.

Архитектурный тип, принятый для лесовоза типа "Вытегралес", позволил избежать устройства туннеля гребного вала в одном из трюмов. Тем не менее, как и на судах "Волголеc", трюмы № 1 и 4 неудобны в эксплуатации. Указанные особенности судов наиболее резко проявятся при перевозке пакетированных лесоматериалов. Стедует отметить, что неудобства трюма № 4 на лесовозах типа "Вытегралес" в известной степени компенсированы большим раскрытием палуб и установкой высокопроизводительных перегрузочных средств в виде кранов-стрел.

Кроме того, механизированные люковые закрытия с гидроприводом и системой кнопочного управления, установленные на лесовозах типа "Вытегралес", позволили упростить и облегчить работы по подготовке и проведению грузовых операций.

Предварительные сравнительные технико-экономические расчеты показывают, что суда типа "Вытегралес" при обычной обработке груза будут иметь лучшие показатели по провозоспособности и себестоимости перевозки, чем суда "Павлин Виноградов" и "Волголес". При организации скоростной обработки пакетированных лесоматериалов эти преимущества возрастут.